Направления оптимизации системы налогообложения ООО «СветоЯр»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить механизм налогообложения и разработать основные направления оптимизации налогообложения на малом предприятии.
Достижение общей цели конкретизировано в постановке и решении следующих задач:
- исследовать и уточнить социально-экономическую роль и место малых предприятий в развитии экономики;
- определить содержание системы налогообложения малого бизнеса;
- дать финансово-экономическую характеристику объекту исследования;
- изучить существующую на предприятии систему налогообложения;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты налогообложения малого бизнеса……………………..5
1.1 Понятие, роль и значение малого бизнеса……………………………………..5
1.2 Специальные налоговые режимы, притемняемые для налогообложения предприятий малого бизнеса………………………………………………………10
2 Анализ налогообложения предприятия малого бизнеса ООО «СветоЯр»…………………………………………………………………….18
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «СветоЯр»………...18
2.2 Исследование системы налогообложения ООО «СветоЯр»………………...24
2.3 Оценка возможности оптимизации системы налогообложения…………….30
3 Направления оптимизации системы налогообложения ООО «СветоЯр»……34
3.1 Обоснование выбора новой системы налогообложения ООО «СветоЯр»…………………………………………………………………….34
3.2 Сравнительный анализ достоинств и недостатков упрощенной системы налогообложения…………………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Налогообложение малых предприятий.docx

— 162.35 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические аспекты  налогообложения малого бизнеса……………………..5

1.1 Понятие, роль и значение  малого бизнеса……………………………………..5

1.2 Специальные налоговые  режимы, притемняемые для налогообложения  предприятий малого бизнеса………………………………………………………10

2 Анализ налогообложения  предприятия малого бизнеса                                            ООО «СветоЯр»…………………………………………………………………….18

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ООО «СветоЯр»………...18

2.2 Исследование системы  налогообложения ООО «СветоЯр»………………...24

2.3 Оценка возможности  оптимизации системы налогообложения…………….30

3 Направления оптимизации  системы налогообложения ООО  «СветоЯр»……34

3.1 Обоснование  выбора новой системы налогообложения                                      ООО «СветоЯр»…………………………………………………………………….34

3.2 Сравнительный  анализ достоинств и недостатков  упрощенной системы налогообложения…………………………………………………………………...40

Заключение………………………………………………………………………….44

Список использованной литературы……………………………………………...47

Приложения………………………………………………………………………...50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что малые предприятия играют огромную роль в развитии рыночных отношений многих развитых стран, в том числе и в России. Быстрая адаптация к постоянно изменяющимся требованиям рынка, способность к оперативной перестройке производства и готовность идти на риск позволяют в довольно короткие сроки удовлетворять запросы потребителей. Малые предприятия выполняют важную социальную функцию, обеспечивая работой и доходами большое количество людей разных профессий и возрастов.

Существенной особенностью малого предпринимательства является его способность использовать ресурсы, получаемые в нефинансовой (натуральной) форме, более эффективно, чем финансовые.

Одна из функций налоговой  системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и  сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные  налоговые режимы.

В настоящее время в  Российской Федерации действуют  следующие специальные налоговые  режимы:

- система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

- упрошенная система налогообложения  (глава 26.2 НК РФ);

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности (глава 26.3 НК  РФ);

- система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции (глава 26.4 НК  РФ).

Основы действующей упрощенной системы налогообложения установлены  главой 26.2 НК РФ. Цель упрощенной системы  налогообложения заключается в  уменьшении налогового бремени, упрощение  налогового и бухгалтерского учета  и отчетности для небольших предприятий  и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

Цель работы - изучить  механизм налогообложения и разработать  основные направления оптимизации  налогообложения на малом предприятии.

Достижение общей цели конкретизировано в постановке и  решении следующих задач:

- исследовать и уточнить  социально-экономическую роль и  место малых предприятий в  развитии экономики;

- определить содержание  системы налогообложения малого  бизнеса;

- дать финансово-экономическую  характеристику объекту исследования;

- изучить существующую  на предприятии систему налогообложения; 

- проанализировать возможность  оптимизации системы налогообложения. 

Объектом исследования является малое предприятие ООО «СветоЯр».

Предметом исследования являются отношения, регулирующие систему налогообложения малого предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды  отечественных и зарубежных ученых в области экономики малого бизнеса, налогообложения малого предприятия, управления финансов, статистики. Методы исследования: горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, сравнительный методы.

Информационной базой курсовой работы является финансовая, бухгалтерская и налоговая отчетность, информация коммерческого отдела ООО «СветоЯр».

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые  могут быть использованы предприятиями  малого бизнеса для повышения  эффективности налогообложения  и деятельности в целом.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1 Теоретические  аспекты налогообложения малого  бизнеса

1.1 Понятие, роль и значение малого бизнеса

 

Законодательное определение  предпринимательской деятельности содержится в п.1 ст.2 Гражданского кодекса  РФ, согласно которому предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

В настоящее время под  термином «предпринимательство» подразумевается  не только самостоятельная, инициативная деятельность граждан без образования  юридического лица, но и малый и  средний бизнес.

Малое предпринимательство  – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных установленных  законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях, конституциирующих  сущность этого понятия.1

Основными критериями, на основе которых предприятия различных  организационно-правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, являются, численность работников, объем оборота.

В зависимости от численности  работников выделяются три категории  субъектов малого и среднего предпринимательства. Для среднего предприятия средняя  численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия – от 16 до 100 человек  и для микропредприятия – до 15 человек включительно.

В части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»2 приведен перечень хозяйствующих субъектов, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий). Действие закона также распространяется на индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства.

В новом законе предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом законе. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или  балансовой стоимости активов для  каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые  Правительством РФ.

Категория определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности организация  соответствует микропредприятию, а  по размеру выручки – среднему, категория будет установлена  по величине выручки.

Развитие в России малого предпринимательства имеет большое  значение в силу следующих причин:

- мелкий бизнес позволяет заполнить все ниши рынка и наиболее полно удовлетворить потребности общества;

- для создания мелких фирм не требуется крупных инвестиций и длительных сроков их освоения;

- с помощью малых предприятий можно обеспечить проведение в жизнь антимонопольных политики;

- мелкие предприятия проще в управлении;

- с помощью создания малых предприятий можно смягчить проблему безработицы, через малые предприятия происходит формирование среднего класса собственников, а это стабилизирует экономическую систему;

- малые предприятия быстрее вводят передовые технологии.

Сегодня каждый гражданин  России в той или иной степени  столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для  решения социально-экономических  проблем никто не станет.

Развитие малых предприятий  в России иллюстрируется динамикой  роста числа малых предприятий  на протяжении ряда последних лет, что  наглядно демонстрирует таблица 1.1.3

 

Таблица 1.1 - Темпы роста  показателей деятельности малых  предприятий в РФ

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число малых предприятий (на конец года), тыс.

843,0

882,3

893,0

953,1

979,3

1032,8

1137,4

Число малых предприятий  в расчете на 10000 человек населения.

58

61

62

66

69

73

 

Среднесписочная численность  работников, (без внешних совместителей), тыс. человек

6483,5

7220,3

7458,9

7815,1

8045,2

8582,8

9239,2

Оборот малых предприятий, млрд.руб.

9612,6

12099,2

15468,9

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

43,5

51,0

67,3

99,2

120,5

171,3


 

Сектор малого предпринимательства  играет значительную роль в социально-экономическом  развитии любой страны. Малое предпринимательство  активно способствует сокращению безработицы, противостоит влиянию экономических  кризисов, формирует средний социальный класс, который является основой  политической стабильности в обществе.

Малое предпринимательство  представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  уже в силу своей массовости в  значительной мере определяют социально-экономический  облик страны. Этот сектор предпринимательства  образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров  и услуг.

По данным территориального раздела статистического регистра, в 2011 г. официально зарегистрировано 8,5 тысяч субъектов малого предпринимательства, что составляет более 70 процентов  от общего количества хозяйствующих  субъектов Оренбургской области. При этом следует отметить, что в Оренбуржье малое предпринимательство не оказывает существенного влияния на развитие экономики области в целом.

Если, по различным оценкам, доля малого бизнеса в валовом  внутреннем продукте России составляет 10-12 процентов, то в Оренбуржье - около полутора процентов. Но, несмотря на относительно слабые позиции этого сектора экономики, в регионе с низкими доходами и высокой безработицей он находится на «переднем крае» в решении острых социальных проблем и имеет большое значение для формирования устойчивости рынка труда.

Немаловажно, что для 4-х  тысяч человек работа в сфере  малого бизнеса является дополнительным видом заработка. Самую массовую часть субъектов малого предпринимательства  составляют индивидуальные предприниматели. В качестве индивидуальных предпринимателей (как официально зарегистрированных, так и без регистрации деятельности) работают 14 тысяч человек, 15 процентов  из них являются работодателями, то есть обеспечивают работой не только себя, но и других граждан. У каждого  из этих предпринимателей трудится в  среднем по 7 наемных работников.

У 272 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к производству сельскохозяйственной продукции, кроме помогающих им членов семей, привлекается около 300 наемных  работников.

Среди организаций - юридических  лиц в сфере малого предпринимательства  различными видами экономической деятельности занимаются более 700 малых предприятий. В отличие от крупных и средних  организаций, эти предприятия имеют  законодательное ограничение на количество наемных работников.4

Информация о работе Направления оптимизации системы налогообложения ООО «СветоЯр»