Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:34, курсовая работа
Ни одно современное общество не может обойтись без налогов, потому что налоги – это основной источник доходов государства. Кроме финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство способно стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения налоговых ставок, предоставления или отмены налоговых льгот, что способствует экономическому развитию страны.
Введение… ………………………………………………………………3-5.
Сущность налогов и сборов………………………..………..………….6-9.
Принципы построения системы налогов и сборов…………………10-13.
Классификация налогов и сборов……………………………………14-16.
А. Федеральные налоги и сборы…………………………………….17-21.
Б. Региональные налоги и сборы…………………………………….22-24.
В. Местные налоги и сборы………………………………………….26-29.
V. Заключение…….………………………………………...……………30-31.
VI. Список использованной литературы……………………………...…...32
1. уровень налоговой
ставки должен устанавливаться
с учетом возможностей
2. необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер;
3. обязательность уплаты налогов;
4. система и
процедура выплаты налогов
5. налоговая
система должна быть гибкой
и легко адаптируемой к меняющи
6.налоговая
система должна обеспечивать
перераспределение
Статья 3 Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:
1. Каждое лицо
должно уплачивать законно
2. Налоги и
сборы не могут иметь
Не допускается
устанавливать
3. Налоги и
сборы должны иметь
4. Не допускается
устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое
5. Ни на кого
не может быть возложена обязан
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основе принципов построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные концепции налогообложения.
Первая - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Например, те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Вторая - концепция предполагает зависимость налога от размера полученного дохода, то есть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и наоборот.
Современные налоговые системы используют оба подхода в зависимости от социально-экономической базы государства, потребности правительства в доходах, взглядов политических правящих партий.
Принципы налогового законодательства России, закрепленные в ст.3 НК РФ, являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.
При подготовке и принятии Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том числе и местные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК, являются изначально незаконными.
IV. Классификации налогов и сборов
Для получения общего представления о налогах и сборах необходимо рассмотреть систему налогов и сборов в Российской Федерации. В настоящий момент в соответствии с законодательством она включает:
- федеральные,
- региональные,
- местные налоги и сборы.
Кроме того в экономической и юридической науке классифицируют налоги по экономическим категориям:
- на доход,
- на капитал,
- на расходы.
По субъектам (плательщикам) выделяют налоги:
- с организаций
(НДС, налог на прибыль
- с физических
лиц (налог на доходы
- общие (земельный налог, транспортный налог и др.).
В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги делятся:
- на прямые, которые непосредственно обращены к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и т.д.),
- на косвенные, которые устанавливаются в виде надбавки к цене реализуемых товаров и в результате этого не связаны непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика (НДС, акцизы и т.д.).6
По характеру использования налоги в литературе налоги могут быть:
Налоги общего значения - налоги, которые зачисляются в бюджет определенного уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Они составляются основную массу налогов в Российской Федерации.
Целевой налог – это налог, установление, введение и взимание которого обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами, поступления от которой направляются исключительно на мероприятия по ее финансированию.
Характерные признаки такого налога легко выделяются из его определения:
а) взимание обусловлено конкретной социальной программой, предусмотренной федеральными законами,
б) он приобретает частичную возмездность, его уплата может быть связана с какими-то встречными предоставлениями (например, система накопительного страхования, которая базируется на привлечении средств в Пенсионный фонд РФ единым социальным налогом, предусматривает конкретные выгоды плательщику в зависимости от размера уплаченного налога).
Примером данного вида налога является, закрепленный в главе 24 Налогового Кодекса РФ единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.7
Рентный налог – это налог, уплата которого обусловлена использованием плательщиком природных ресурсов, принадлежащих по праву собственности государству.
Характерными признаками являются:
а) уплата рентного налога не только социально обусловлена, но и взаимосвязана с пользованием плательщиком определенными природными объектами.
б) он не является безвозмездным, так как плательщик должен иметь возможность получить определенный доход в процессе природопользования.8
В качестве примера рентного налога выступает водный налог, которому посвящена глава 25.2 Налогового Кодекса РФ.
В зависимости от характера ставок различают следующие налоги:
- прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.
- регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.
- пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.9
A. Федеральные налоги и сборы
К федеральным налогам и сборам в соответствии со ст. 13 НК РФ относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ.10
Рассмотрим наиболее интересные положения, касающиеся некоторых из вышеуказанных налогов.
Налог на добавленную стоимость занимает одно из центральных мест в налоговой системе РФ. Ему посвящена глава 21 Налогового Кодекса РФ. НДС является федеральным, многоступенчатым, косвенным, регулярным, количественным и универсальным налогом. НДС - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Он взимается
при осуществлении
Общие положения об акцизах отражены в 22 главе НК РФ. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета получаемой производителями сверхприбыли.
Уделим внимание акцизам на нефтепродукты. В настоящее время взимание акцизов происходит с оптового и розничного звеньев реализации этих продуктов, а не с предприятий-производителей как это было до 2003 года для обеспечения равномерности соответствующих поступлений в территориальном плане. С 2004 года основная доля зачисляемого в бюджеты субъектов РФ акциза на нефтепродукты сначала поступает на счета Федерального казначейства, т.е. централизуется в федеральном бюджете, и лишь после этого происходит распределение централизованных средств по регионам (в соответствии с нормативами, зависящими от числа зарегистрированных автомобилей и протяженности дорог).
Налог на прибыль организаций является одним из важнейших в системе налогов и сборов страны. Основные положения, касающиеся данного налога, закреплены в 25 главе НК РФ. Он является федеральным, личным, нецелевым, регулярным, количественным налогом. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Наличие разных форм собственности, экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество предприятий - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции. Вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.