Налоговая система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:05, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение особенностей налоговой системы во Франции.
В ходе работы была дана общая характеристика налоговой системы во Франции, были выделены ее особенности, изучены функции налоговой службы, рассмотрены федеральные и местные налоги, прямые и косвенные, дан сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции, затронут вопрос о международных налоговых соглашениях Франции.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика налоговой системы Франции
2. Виды налогов
2.1 Прямые налоги
2.2 Косвенные налоги
3. Международные налоговые соглашения Франции
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Налоговая система Франции.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что  декларации не безупречны. В результате налоговые органы применяют различные  санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9 % в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении  неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80 % от суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания  на счета налогоплательщика.

Переходя к собственно налоговой системе можно выделить ряд ее характерных черт, это:

- социальная направленность;

- преобладание косвенных  налогов;

- особая роль подоходного  налога;

- учет территориальных  аспектов;

- гибкость системы в  сочетании со строгостью;

- широкая система льгот  и скидок;

- открытость для международных  налоговых соглашений.

Налоговая система Франции  интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые  в 1954 г. внедрен налог на добавленную  стоимость.

Отличительная черта налоговой  системы Франции - высокая доля взносов  в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН  в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно  превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии – 37,4 %, Великобритании – 18,5 %, США – 29,7 %.

Налоговые поступления в  доход бюджета центрального правительства  Франции составляет более 93 %.

Основной налог, дающий большую  часть поступлений – это НДС  – 45 %. Стандартная ставка НДС в стране – 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная – 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью[6].

Налоговая система Франции  довольно эластична. Эластичность налоговой  системы заключается в том, что  ежегодно в соответствии с изменениями  политической и экономической коңюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

Все меры по налогообложению  во Франции находятся в компетенции  Парламента (Национальной Ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки.

Для французской налоговой  системы характерны жесткая законодательная  регламентация, сочетающаяся, вместе с  тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.

К отличительным особенностям французского налогообложения можно  отнести:

- стимулирование роста  вложений в науку;

- налоговый авуар;

- налогообложение доходов  от перепродажи имущества.

Стимулирование роста  вложений в науку предусматривает  налоговые кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения.

Налогообложение доходов  от перепродажи имущества. Разница  между продажной и покупной ценой  представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 42 %, если акт продажи произошел  в течение двух лет владения; 15 %, если акт продажи произошел  после двух лет владения.

Налоговый авуар представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.

Французские налоги взаимоувязаны  в целостную систему, в которой  существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют  достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Налогообложение опирается  на государственную систему бухучета, которая является обязательной.

 

2. Виды налогов

Отличительной особенностью Франции является низкий уровень  прямого налогообложения и одновременно высокий уровень косвенного. Косвенные  налоги дают около 60 % налоговых доходов  общего бюджета (в основном за счет поступления от НДС, которые составляют 45 %). Среди прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов  физических лиц, составляющий 20 % налоговых  поступлений.

Во Франции существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный  бюджет (федеральные налоги).

Основные федеральные  налоги:

1)  НДС;

2)  подоходный налог с физических лиц;

3)  налог на прибыль предприятий;

4)  пошлины на нефтепродукты;

5) акцизы (кроме обычных  продуктов к акцизным относят:  спички, мин. вода, услуги авиатранспорта);

6)налог на собственность;

7) таможенные пошлины;

8) налог на прибыль от  ценных бумаг и др.

Основные местные налоги:

1) туристский сбор;

2)налог на семью (состоит  из трех налогов: на жилье,  земельный налог на здания  и постройки, налог на землю);

3) налог на профессию;

4) налог на уборку территории;

5) налог на использование  коммуникаций;

6) налог на продажу зданий.

В целом, местные налоги составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов[7].

Рассмотрим подробнее  некоторые из видов налогов существующих во Франции.

2.1 Прямые налоги 

 

К числу самых важных прямых налогов во Франции относятся:

- подоходный налог;

- налог на прибыль акционерных  обществ;

- налог на прибыль;

- налог на собственность;

- налог на автотранспортные  средства.

Подоходный налог им облагаются физические лица, а так же предприятия  и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося  почти 300 млрд. франков. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался

Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной  шкале, но вместе с тем он принимает  во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого  плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до 56,8 % в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы

Налог уплачивается, начиная  с 18 летнего возраста. Обложение  осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая  составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.

На подоходный налог возложены  функции стимулирования вкладов  населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает  сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот  и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52 %), т.е. фактически подоходным налогом облагается лишь каждая вторая французская семья (15 млн. семей), остальные либо пользуются многочисленными льготами (например, в связи с семейным положением и т.д.), или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой выплачивается подоходный налог. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.

Налог на прибыль акционерных  обществ. Доля налога на прибыль акционерных  обществ в общей сумме налоговых  поступлений составляет 10 % и имеет  тенденцию к снижению. Это связано  с постоянным снижением ставки. Данный налог применяется только к акционерным  обществам. Доход юридических лиц, не являющихся акционерными обществами, облагается по правилам налогообложения  физических лиц.

Акционерные общества облагаются не зависимо от вида ответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Ставка составляет 34 % к сумме налогооблагаемого  дохода и 42 %, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие.

Уплата налога осуществляется пять раз в год: четыре раза –  авансовые платежи по специальной  форме, исходя из данных прошлого года, пятый – по фактическим результатам  за год на основе декларации. Во Франции  существует налог на акционерные  общества, имеющие самостоятельные  филиалы. Он обусловлен правилом полной ответственности филиала фирмы  за конечный результат. В соответствии с этим правилом доход каждого  филиала фирмы облагается в отдельности  независимо от результатов в целом  по фирме.

Для вновь образованных АО существуют определенные льготы. Доходы таких АО имеют льготы в течение  пяти лет. В зависимости от времени существования скидки изменяются: для АО возрастом до 2-х лет скидка 100 %, 3 года – 75 %, 4 года – 50 %, 5 лет – 25%, 6 и более лет – 0 %. Убыточные предприятия, АО и не АО, платят налог исходя из объема товарооборота: налог в 4 тысячи франков при обороте менее 1 млн. франков, 6 тыс. франков при обороте от 1 до 2 млн. франков, 8500 франков при обороте от 2 до 5 млн. франков, 11500 франков при обороте 5-10 млн. франков, 17000 франков при обороте выше 10 млн. франков.

Налог на прибыль. Во Франции  существуют особые правила налогообложения  доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).

Розничная ставка налога применяется  в зависимости от срока, в течение  которого здание находилось в собственности  у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости  от срока.

Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты  на акционерные права, облагаются по ставке 16 %. Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Применяются  ставки налога 4,5 %, 7 % – для предметов  искусства и 7,5 % – для сделок с  драгоценными металлами. Более значительным является налогообложение доходов юридических лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 % до 42 %, а наиболее распространенный уровень – 34 %) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6 %), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 % - 2,3 %) и налог на жилищное строительство (0,65 %). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета[8].

Налог на собственность. Налогообложение  собственности во Франции также  ориентировано, главным образом, на юридических лиц. Этот вид налогообложения  формирует менее 10 % налоговых доходов  государства.  
Налоги на собственность включают в себя:

- налог на имущество  хозяйствующих субъектов (до 1,5 % стоимости);

- налог на жилье;

- налог на земельный  участок;

- налог на автотранспорт.  

Некоторые виды имущества  полностью или частично освобождены  от уплаты налога. Налог на собственность  носит прогрессивный характер. При  этом сумма подоходного налога и  налога на собственность не должна превышать 85 % всего дохода.

Итак, к группе налогов  на собственность относится земельный  налог на застроенные участки. Он взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости-здания, сооружения, резервуары и т.д., а также  участков, предназначенных для промышленного  или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости  участка.

От данного налога освобождается  государственная собственность  и здания, находящиеся за пределами  городов и предназначенные для  сельскохозяйственного использования. Также этот налог не платят лица, старше 75 лет и получающие специальные  пособия из общественных фондов или  пособия по инвалидности. 

Земельный налог на незастроенные  участки. Данный налог затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье. Он взимается  как с собственников жилых  домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут частично или полностью  быть освобождены от уплаты. Базой расчета налога на жилье является оценка жилищного фонда.). Выделяют 8 категорий жилья. Налог слагается из тарифа за один кв. метр, надбавок за дополнительные удобства и поправочного коэффициента, связанного с территориальным расположением. В стране насчитывается 25 млн. человек – плательщиков этого налога. Около 20 % из них получают государственную помощь на оплату этого налога путем снижения подоходного налога.

Профессиональный налог  вносится юридическими и физическими  лицами, постоянно осуществляющими  профессиональную деятельность, не вознаграждаемую  заработной платой. Для расчетов налога берется сумма двух элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Эти два  элемента: арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности: и некоторый процент  заработной платы (обычно 18 %), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10 %).

Рассчитанный по этим элементам  размер налога не должен превышать 3,5 % произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.

К группе налогов на собственность  можно отнести также регистрационные  и гербовые сборы, пошлины. Это, например, пошлина на автотранспортные средства, она приравнивается к гербовому  сбору и налагается, кроме установленных  исключений, на все автотранспортные средства, зарегистрированные на территории Франции и в заморских территориях. Ее размер зависит от мощности двигателя  и возраста автомобиля.

Или, например, налог на превышение допустимого лимита плотности застройки, которая уплачивается строительными  организациями района в пользу местных  органов власти, которые позволили  им это строительство.

Информация о работе Налоговая система Франции