Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:05, реферат
Цель работы – изучение особенностей налоговой системы во Франции.
В ходе работы была дана общая характеристика налоговой системы во Франции, были выделены ее особенности, изучены функции налоговой службы, рассмотрены федеральные и местные налоги, прямые и косвенные, дан сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции, затронут вопрос о международных налоговых соглашениях Франции.
Введение
1. Общая характеристика налоговой системы Франции
2. Виды налогов
2.1 Прямые налоги
2.2 Косвенные налоги
3. Международные налоговые соглашения Франции
Заключение
Библиография
В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации не безупречны. В результате налоговые органы применяют различные санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9 % в год от просроченной суммы. При выявлении умышленных действий по сокрытию доходов, при представлении неправильных бухгалтерских данных штраф может составлять от 40 до 80 % от суммы налога. При регулярном невыполнении плательщиком своих обязанностей налоги могут быть взысканы в бесспорном порядке, с обращением взыскания на счета налогоплательщика.
Переходя к собственно
налоговой системе можно
- социальная направленность;
- преобладание косвенных налогов;
- особая роль подоходного налога;
- учет территориальных аспектов;
- гибкость системы в сочетании со строгостью;
- широкая система льгот и скидок;
- открытость для международных налоговых соглашений.
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии – 37,4 %, Великобритании – 18,5 %, США – 29,7 %.
Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %.
Основной налог, дающий большую часть поступлений – это НДС – 45 %. Стандартная ставка НДС в стране – 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная – 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью[6].
Налоговая система Франции довольно эластична. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической коңюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.
Все меры по налогообложению
во Франции находятся в
Для французской налоговой системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.
К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести:
- стимулирование роста вложений в науку;
- налоговый авуар;
- налогообложение доходов от перепродажи имущества.
Стимулирование роста вложений в науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения.
Налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 42 %, если акт продажи произошел в течение двух лет владения; 15 %, если акт продажи произошел после двух лет владения.
Налоговый авуар представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.
Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.
Налогообложение опирается
на государственную систему
2. Виды налогов
Отличительной особенностью
Франции является низкий уровень
прямого налогообложения и
Во Франции существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет (федеральные налоги).
Основные федеральные налоги:
1) НДС;
2) подоходный налог с физических лиц;
3) налог на прибыль предприятий;
4) пошлины на нефтепродукты;
5) акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят: спички, мин. вода, услуги авиатранспорта);
6)налог на собственность;
7) таможенные пошлины;
8) налог на прибыль от ценных бумаг и др.
Основные местные налоги:
1) туристский сбор;
2)налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);
3) налог на профессию;
4) налог на уборку территории;
5) налог на использование коммуникаций;
6) налог на продажу зданий.
В целом, местные налоги составляют 30 % общего налогового бремени, они же наполняют 40 % местных бюджетов[7].
Рассмотрим подробнее некоторые из видов налогов существующих во Франции.
2.1 Прямые налоги
К числу самых важных прямых налогов во Франции относятся:
- подоходный налог;
- налог на прибыль акционерных обществ;
- налог на прибыль;
- налог на собственность;
- налог на автотранспортные средства.
Подоходный налог им облагаются физические лица, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Ежегодно он обеспечивает около 20 % налоговых поступлений, принося почти 300 млрд. франков. Он был введен в действие в 1914 году министром финансов правительства Гастона Думерга Жозефом Кайо, а позднее неоднократно преобразовывался
Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии – от 0 до 56,8 % в зависимости от доходов. Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы
Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год.
На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52 %), т.е. фактически подоходным налогом облагается лишь каждая вторая французская семья (15 млн. семей), остальные либо пользуются многочисленными льготами (например, в связи с семейным положением и т.д.), или их доходы не достигают нижней планки, начиная с которой выплачивается подоходный налог. Доходы делятся на 7 категорий, для каждой из которой своя методика расчета.
Налог на прибыль акционерных
обществ. Доля налога на прибыль акционерных
обществ в общей сумме
Акционерные общества облагаются не зависимо от вида ответственности. Объектом обложения выступает чистый доход по всем видам деятельности. Ставка составляет 34 % к сумме налогооблагаемого дохода и 42 %, если этот доход идет на выплату дивидендов, а не на развитие.
Уплата налога осуществляется пять раз в год: четыре раза – авансовые платежи по специальной форме, исходя из данных прошлого года, пятый – по фактическим результатам за год на основе декларации. Во Франции существует налог на акционерные общества, имеющие самостоятельные филиалы. Он обусловлен правилом полной ответственности филиала фирмы за конечный результат. В соответствии с этим правилом доход каждого филиала фирмы облагается в отдельности независимо от результатов в целом по фирме.
Для вновь образованных АО существуют определенные льготы. Доходы таких АО имеют льготы в течение пяти лет. В зависимости от времени существования скидки изменяются: для АО возрастом до 2-х лет скидка 100 %, 3 года – 75 %, 4 года – 50 %, 5 лет – 25%, 6 и более лет – 0 %. Убыточные предприятия, АО и не АО, платят налог исходя из объема товарооборота: налог в 4 тысячи франков при обороте менее 1 млн. франков, 6 тыс. франков при обороте от 1 до 2 млн. франков, 8500 франков при обороте от 2 до 5 млн. франков, 11500 франков при обороте 5-10 млн. франков, 17000 франков при обороте выше 10 млн. франков.
Налог на прибыль. Во Франции существуют особые правила налогообложения доходов, полученных от операций с недвижимостью, с ценными бумагами и прочим имуществом (налог на прибыль).
Розничная ставка налога применяется в зависимости от срока, в течение которого здание находилось в собственности у продавца. Ставка максимальная, если этот срок менее двух лет. Далее ставка сокращается до нуля в зависимости от срока.
Прибыли, полученные от операций с ценными бумагами, включая сертификаты на акционерные права, облагаются по ставке 16 %. Прибыль, полученная от операций с движимым имуществом, отличным от ценных бумаг, облагается налогом, если она является следствием сделки на сумму свыше 20 тысяч евро. Применяются ставки налога 4,5 %, 7 % – для предметов искусства и 7,5 % – для сделок с драгоценными металлами. Более значительным является налогообложение доходов юридических лиц, которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 % до 42 %, а наиболее распространенный уровень – 34 %) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда (налог на профессиональное образование (0,6 %), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 % - 2,3 %) и налог на жилищное строительство (0,65 %). Это в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета[8].
Налог на собственность. Налогообложение
собственности во Франции также
ориентировано, главным образом, на
юридических лиц. Этот вид налогообложения
формирует менее 10 % налоговых доходов
государства.
Налоги на собственность включают в себя:
- налог на имущество хозяйствующих субъектов (до 1,5 % стоимости);
- налог на жилье;
- налог на земельный участок;
- налог на автотранспорт.
Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от уплаты налога. Налог на собственность носит прогрессивный характер. При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85 % всего дохода.
Итак, к группе налогов
на собственность относится
От данного налога освобождается
государственная собственность
и здания, находящиеся за пределами
городов и предназначенные для
сельскохозяйственного
Земельный налог на незастроенные участки. Данный налог затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.
Налог на жилье. Он взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут частично или полностью быть освобождены от уплаты. Базой расчета налога на жилье является оценка жилищного фонда.). Выделяют 8 категорий жилья. Налог слагается из тарифа за один кв. метр, надбавок за дополнительные удобства и поправочного коэффициента, связанного с территориальным расположением. В стране насчитывается 25 млн. человек – плательщиков этого налога. Около 20 % из них получают государственную помощь на оплату этого налога путем снижения подоходного налога.
Профессиональный налог
вносится юридическими и физическими
лицами, постоянно осуществляющими
профессиональную деятельность, не вознаграждаемую
заработной платой. Для расчетов налога
берется сумма двух элементов, умножаемая
на установленную местными органами
власти налоговую ставку. Эти два
элемента: арендная стоимость недвижимости,
которой располагает
Рассчитанный по этим элементам
размер налога не должен превышать 3,5 %
произведенной добавленной
К группе налогов на собственность
можно отнести также
Или, например, налог на превышение допустимого лимита плотности застройки, которая уплачивается строительными организациями района в пользу местных органов власти, которые позволили им это строительство.