Налоговая система Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:05, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучение особенностей налоговой системы во Франции.
В ходе работы была дана общая характеристика налоговой системы во Франции, были выделены ее особенности, изучены функции налоговой службы, рассмотрены федеральные и местные налоги, прямые и косвенные, дан сравнительный анализ процентного соотношения различных видов налогов в доходной части бюджета Франции, затронут вопрос о международных налоговых соглашениях Франции.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика налоговой системы Франции
2. Виды налогов
2.1 Прямые налоги
2.2 Косвенные налоги
3. Международные налоговые соглашения Франции
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Налоговая система Франции.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

Сюда же относится:

- налог на озеленение;

- налог на уборку территорий. Он касается всех видов собственности,  затрагиваемых земельным налогом  на застроенные участки;

- пошлина на содержание  Сельскохозяйственной палаты, взимаемая  сверх налога на незастроенные  участки с того же базиса;

- пошлина на содержание  Торгово-промышленной палаты, вносимая  теми, кто уплачивает профессиональный  налог;

- пошлина на содержание  палаты ремесел, уплачиваемая  предприятиями, которые включены  в реестр предприятий ремесел;

- местные и департаментные сборы на освоение рудников;

- сборы на установку  электроосвещения.

В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который  уплачиваю работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер: ставки 4,5 %, 8,5 % и 13,6 %. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5 % годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1 %. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

Предприниматели, на которых  работают 10 и более человек, обязаны  прямо или косвенно участвовать  в финансировании жилищного строительства. Они могут напрямую инвестировать  средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим  работникам или должны перечислять  соответствующие средства в государственную  казну. Независимо от формы участия  на эти цели необходимо отчислять 0,65 % годового фонда оплаты труда.

Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные  автотранспортные средства. Ставка зависит  от количества автомобилей и мощности их двигателей.

2.2 Косвенные налоги

Основным косвенным налогом  выступает налог на добавленную  стоимость. Он обеспечивает 45 % всех налоговых  поступлений. Налог на добавленную  стоимость был учрежден для промышленности в 1954 году, а в 1968 году принял всеобщий характер. С тех пор неоднократно изменялся.

Существует 4 вида ставок НДС:

1) 18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

2) 22% - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

3) 7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

4) 5,5% - на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт)[9].

Решение о признании того или иного товара «предметом первой необходимости» зависит от того, насколько  активно и организованно действует  отстаивающее его лобби. Например, несмотря на сопротивление левых сил, к  предметам первой необходимости  отнесены цветы, а также услуги, предоставляемые  кабельным телевидением. Их ставки НДС – 5,5 %. А вот мыло такой  привилегии лишено, и его производителям приходится мириться со ставкой 20,6 проц. Чистый шоколад облагается по сниженной  ставке, а шоколадные изделия - по обычной. С рождественских елок отчисляются 5,5 %, но, если они украшены искусственным  снегом, налог моментально возрастает до 20,6 %. Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании, а также в Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции.

Законами Франции предусмотрено  два вида освобождения от НДС:

1. Окончательное: компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:

1) медицина и медицинское  обслуживание;

2) образование;

3) деятельность общественного  и благотворительного характера.  Так же освобождаются все виды  страхования, лотереи, казино.

2. Второй способ освобождения  от НДС – существует список  видов деятельности, где предусмотрено  право выбирать между НДС и  подоходным налогом, это:

1) сдача в аренду помещений  для любого вида экономической  деятельности;

2) финансы и банковское  дело;

3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное  хозяйство.

Льготы по НДС имеют  предприятия, делающие инвестиции. Они  заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции.

В целом, французский НДС  представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется  в широкой системе скидок и  льгот. Во многом, эти льготы идентичны  российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это  освобождение от уплаты НДС предприятий  с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность  французского НДС – это возможность  его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей  гибкости французский НДС обеспечивает 45 % всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.

Налог на добавленную стоимость  дополняется рядом косвенных  пошлин (или акцизов), которые также  представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в  пользу государства, другие перечисляются  в бюджеты местных органов  управления.

Так к косвенным налогам  относятся:

- Налоговые надбавки на  бензин. Дают ежегодно до 9,6 % налоговых  поступлений, или около 150 млрд. франков. С каждого литра бензина  в пользу государства отчисляется  до 70 проц. цены.

- Налоговые надбавки на  алкогольные напитки. В 1985 году  отменена государственная монополия  на продажу и торговлю отдельными  спиртными напитками, но налог  сохранился.

- Налоговые надбавки на  табак и спички. Один из самых  древних налогов, связанный с  государственной монополией на  коммерцию этими товарами. С 1995 года табачная компания Сеита приватизирована и котируется на бирже. Однако налог на потребление табака сохранился. С каждой пачки сигарет покупатель выплачивает 75 проц. цены в пользу государства – в общей сложности более 40 млрд. франков в год.

Другие налоги (регистрационные  сборы на услуги, на марки, на биржевые операции и т.д.). Поступления от них  превышают 80 млрд. франков в год. Весьма высоким остается, например, во Франции налог на право наследования. Так, с состояния в 13 млн. франков  два прямых наследника должны выплатить  государству 3 млн. С состояния в 1 млн. франков – около 60 тыс. Более  высокие ставки лишь в Испании  и Нидерландах. В Великобритании и США налог на наследство возрастает по более крутой шкале, чем во Франции  и, например, с состояния в 1 млн. франков  в пользу государства не отчисляется  ничего, а с состояния в 13 млн. – уже почти 5 млн. В целом налоги на наследство достигают 0,35 % ВНП (в  Германии – 1%).

 

3. Международные налоговые  соглашения Франции

Рассматривая налоги Франции  в международном аспекте, можно  отметить значительное количество международных  налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится  к сближению с налоговыми системами  других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте  мировой налоговой гармонизации.

Вообще международные  налоговые соглашения обычно называются «соглашениями об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Иногда по просьбе партнеров их называют конвенциями, реже – договорами. В ряде случаев соглашения имеют более длинное название – «об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». Первые налоговые соглашения были заключены почти 150 лет назад. Это были как раз соглашения Бельгии с Францией (1843г.) они касались в основном вопросов административной помощи и обмена налоговой информацией[10].

Среди стран-членов Европейского Союза Франция занимает второе место  после Великобритании по числу международных  налоговых соглашений

Этот факт говорит, в первую очередь, о значительной интеграции страны в международные налоговые  отношения, а также о том, что  общество осознает необходимость унификации налоговых систем стран мира.

Рассматривая налоговые  соглашения Франции в территориальном  аспекте, можно выделить три региона  основных экономико-политических интересов  страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. По числу  соглашений с ними (27) Франция занимает 2-е место в ЕС. Франция имеет  по 24 международных налоговых соглашения со странами Африки и со странами Азии. Среди стран-членов ЕС это лучший показатель. Можно предположить, что этот факт обусловлен не только экономической целесообразностью, но и историческими особенностями отношений Франции с этими регионами.

Что касается Латинской Америки  и государств Карибского бассейна, то Франция имеет соглашения только с 7 из них (4-ое место в ЕС).

Франция и Россия подписали  конвенцию об устранении двойного налогообложения. Последний вариант ее был подписан в Париже 26.11.96. и вступил в силу 1.01.2000. До этого страны обходились более  лаконичным соглашением от 4.10.85. Первое соглашение между Францией и Россией  было подписано в 1970 году. Оно и  последующее соглашение прекратили свое действие с первого января 2000 года.

В соответствии с вновь  принятой Конвенцией становится возможным  обмен информацией между налоговыми органами России и Франции. При этом такой обмен строиться на основе принципа взаимности: французские налоговые  органы никогда не дадут больше информации о российских гражданах, проживающих  во Франции, чем получат сведений о французских гражданах, проживающих  в России[11].

В ноябре 2009г. было подписано  соглашение между Францией и Швейцарией об обмене налоговой информацией. Французские  власти получили право, при наличии  подозрений, запросить у Швейцарии  информацию о финансовой и налоговой  ситуации любого французского физического  или юридического лица. Франция крайне заинтересована в том, чтобы собрать  все причитающиеся государству  налоги, ведь доход государственного бюджета страны более чем на 93 % состоит из налоговых поступлений. Кстати в декабре 2009 г. Швейцария  приостановила процесс ратификации  соглашения об обмене налоговой информацией  с Францией из-за скандала, разразившегося в связи с использованием Францией похищенных данных о счетах французов в швейцарском филиале банка HSBC.

 

Заключение

Вся налоговая система  Франции вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики, иными  словами стабильность бюджетной  и налоговой системы является важнейшим фактором развития экономики.

Изучив налоговую систему  Франции можно сделать следующие  выводы:

1. Налоговая система Франции  имеет ряд сходных черт с  российской налоговой системой, но в то же время она является более эффективной, более эластичной и в то же время более строгой и стабильной.

2. Налоговую систему Франции  составляют: законодательная база, которая включает в себя помимо  основного нормативно-правового  акта - Налогового Кодекса – международные  налоговые соглашения; совокупность  налогов и сборов, и система  государственных органов, осуществляющих  контроль за своевременной уплатой налогов и сборов.

3. Налоговая система Франции  имеет ряд особенностей, а именно:

- ярко выраженную социальную  направленность;

- преобладание косвенных  налогов, несмотря на довольно  широкий перечень прямых налогов;

- наличие широкой системы  налоговых льгот и скидок;

- наличие довольно разветвленной  структуры налоговой службы и  ряд других.

4. Классификация налогов  во Франции стандартная: налоги  делятся на федеральные, региональные  и местные, прямые и косвенные.

К прямым налогам, т.е. тем, которые  обращены непосредственно к налогоплательщику  – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения относятся: подоходный налог; налог на прибыль  акционерных обществ; налог на прибыль; налог на собственность; налог на автотранспортные средства.

К косвенным налогам, т.е. тем, которые включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя, относятся: основной налог, дающий большую часть поступлений  – налог на добавленную стоимость, акцизы (на бензин, на алкоголь, на товар, на спички), пошлины.

5. Во Франции все больше  в последнее время усиливается  тенденция к сближению с налоговыми  системами других стран, это  проявляется в заключении Францией  международных налоговым соглашений с другими странами.

 

Библиография:

1. Водопьянова В.А., Терентьева  Т.В. Налоговые системы зарубежных  стран. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2005. – 356 с.

2. Воронков В.А., Иоффе М.Я.  Налоговые системы зарубежных  стран. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 191 с.

3. Евстигнеев Е.Н., Викторова  Н.Г. Основы налогообложения и  налогового законодательства. –  СПб.: Питер, 2004. – 256 с.

4. Маслов Б. Г., Попова  Л. В., Дрожжина И. А. Налоговые  системы зарубежных стран. Учебник.  – М.: София, 2008. – 211 с.

5. Налоговые системы зарубежных  стран: Учебник для вузов / Под  ред. проф. В. Г. Князева, проф, Д. Г. Черника. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 191 с.

6. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: Дашков и К, 2009. – 176 с.

7. Артамошкин С.Н. Качественные особенности налоговой системы в странах с рыночной и переходной экономикой. Диссертация кандидата экономических наук. – М.: МГУ, 1999. – 175 с.

8. Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы, 2000. № 10. С. 32-34.

9. Урман Н.А. Налоговая  система Франции. Автореферат  диссертации кандидата экономических  наук. – М.: МГУ, 2006. – 32 с.

 

[1] Евстигнеев Е.Н., Викторова  Н.Г. Основы налогообложения и  налогового законодательства. –  СПб.: Питер, 2004. С. 17.

[2] Артамошкин С.Н. Качественные особенности налоговой системы в странах с рыночной и переходной экономикой. Диссертация кандидата экономических наук. – М.: МГУ, 1999. С. 13.

[3] Урман Н.А. Налоговая  система Франции. Автореферат  диссертации кандидата экономических  наук, М.: МГУ, 2006. С. 14.

[4] Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы, 2000. № 10. С. 33.

Информация о работе Налоговая система Франции