Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налогов и налоговой системы России, изучить тенденции ее развития.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
раскрыть экономическую сущность налога;
рассмотреть налоговую систему РФ и основные виды налогов, взимаемых с налогоплательщиков;
определить сущность налоговой политики и приоритеты ее направленности;
определить виды, методы и формы налогового контроля в России
Введение…………………………………………………………………………...3
Гл.1. Сущность налогов и налогообложения в экономике……………………..5
Сущность налога и налогообложения в экономике………………….......5
Принципы налогообложения, налоговый механизм……………………..8
Функции налогов………………………………………………………….13
Гл.2. Государственное регулирование экономики……………………………16
2.1. Налоги как средство государственного регулирования экономики…......16
2.2 Прямые и косвенные налоги………………………………………………..17
Гл.3. Направление налоговой политики……………………………………......20
3.1. Проблема собираемости налогов и льготы в налогообложении…………20
3.2. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика……………………………………………………………...24
3.3.Ориентиры и перспективы налоговой политики…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
В заключении можно сказать, что собираемость налогов, как правило, не бывает стопроцентной. В некоторых странах ее значение находится на уровне 90%. В России уровень собираемости налогов значительно ниже. Например, в 1997 г. величина налогов на прибыль и доходы, фактически перечисленных в бюджет, составила лишь 44,1% от утвержденного бюджета и 77,7% - от секвестрированного. Низкая собираемость налогов может быть связана не только с низким уровнем налоговой дисциплины и недостаточным контролем за доходами налогоплательщиков, но и с завышенной оценкой ожидаемых налоговых доходов государства.
3.2.Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика.
Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. Это приводит к недостаточному финансированию общественного сектора хозяйства, нарушению правил честной конкуренции, росту коррупции, оттоку капиталов за рубеж и др. Теоретически оптимальный уровень налогов, отражающий предпочтения налогоплательщиков в части оплаты общественных товаров, можно обосновать исходя из критериев экономической эффективности и принять соответствующее решение, опираясь на единогласие граждан. Однако на практике добровольная реализация подобного решения затруднена по нескольким причинам.
Во-первых, возникает проблема
так называемого «безбилетника»
Классическую модель рационального выбора налогоплательщика разработали М.Аллингам и А.Сандмо. Согласно их допущениям, решение об уклонении или уплате налога налогоплательщик принимает под влиянием таких факторов, как ставка налога, вероятность обнаружения факта уклонения и размер штрафных санкций. Существует и современная модель. По сравнению с классической моделью в ней приняты следующие изменения и дополнения: на полезность уклонения налогоплательщика влияют не отдельные налоги, а вся их совокупность, действие которой выражается через среднюю ставку налога или налоговый коэффициент; размер штрафа предоставлен как функция от сокрытого налога, а не от незадекларированного дохода; дополнительно учтены факторы, влияющие на изменение индивидуальной полезности налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов.
Для борьбы с уклонением
целесообразно увеличить
В чем заключается экономический смысл модели? Полезность посредника определяется: доходом, получаемым с вероятностью (1-p*) и состоящим из его комиссионных издержек; доходом, получаемым с вероятностью p* и равным по величине его комиссионным за вычетом трансакционных издержек и всей суммы, полученной от налогоплательщика-«уклониста». В данной модели отражено то, что фактически посредник несет личную ответственность за денежные средства, перечисленные ему для конвертации.21
Из вышесказанного следует, что для уменьшения масштабов уклонения от налогов в наших странах требуется снижение ставок налогов, совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика.
3.3. Ориентиры и
перспективы налоговой
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.
В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.
Цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики:
1) Сохранение уровня
2) Унификация налоговых ставок,
повышение эффективности и
Таким образом, использование «Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации» на трехлетний период позволит определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приведет к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Из вышесказанного следует, что в условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения. Налоговая политика осуществляется с помощью определенных мероприятий (управленческих решений) в области налогов. Эти решения определяются направлениями (целями) налоговой политики и могут занимать широкий диапазон: от косметических, корректировочных, текущих до реформаторских с существенными изменениями налоговой системы и заметными социально-экономическими последствиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги – совокупность финансовых отношений, они связаны с
формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для выполнения его функций. Государство формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она
ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Налоговая система и предприятия слабо связаны между собой. Потеря взаимосвязи привела к тому, что они развиваются сами по себе. Многие предприятия поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом они заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем
больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой- либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании
интересов всех социальных слоев общества. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в
условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает.
Пути оптимизации налоговой системы России:
1. Нужно существенно повысить качество планирования и финансировании государственных расходов,