Налоги и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налогов и налоговой системы России, изучить тенденции ее развития.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
раскрыть экономическую сущность налога;
рассмотреть налоговую систему РФ и основные виды налогов, взимаемых с налогоплательщиков;
определить сущность налоговой политики и приоритеты ее направленности;
определить виды, методы и формы налогового контроля в России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Гл.1. Сущность налогов и налогообложения в экономике……………………..5
Сущность налога и налогообложения в экономике………………….......5
Принципы налогообложения, налоговый механизм……………………..8
Функции налогов………………………………………………………….13
Гл.2. Государственное регулирование экономики……………………………16
2.1. Налоги как средство государственного регулирования экономики…......16
2.2 Прямые и косвенные налоги………………………………………………..17
Гл.3. Направление налоговой политики……………………………………......20
3.1. Проблема собираемости налогов и льготы в налогообложении…………20
3.2. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика……………………………………………………………...24
3.3.Ориентиры и перспективы налоговой политики…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.35 Кб (Скачать)

В заключении можно сказать, что собираемость налогов, как правило, не бывает стопроцентной. В некоторых странах ее значение находится на уровне 90%. В России уровень собираемости налогов значительно ниже. Например, в 1997 г. величина налогов на прибыль и доходы, фактически перечисленных в бюджет, составила лишь 44,1% от утвержденного бюджета и 77,7% - от секвестрированного. Низкая собираемость налогов может быть связана не только с низким уровнем налоговой дисциплины и недостаточным контролем за доходами налогоплательщиков, но и с завышенной оценкой ожидаемых налоговых доходов государства.

3.2.Уклонение от  уплаты налогов и рациональный  выбор налогоплательщика.

Уклонение от уплаты налогов  стало нормой поведения многих хозяйствующих  субъектов. Это приводит к недостаточному финансированию общественного сектора хозяйства, нарушению правил честной конкуренции, росту коррупции, оттоку капиталов за рубеж и др. Теоретически оптимальный уровень налогов, отражающий предпочтения налогоплательщиков в части оплаты общественных товаров, можно обосновать исходя из критериев экономической эффективности и принять соответствующее решение, опираясь на единогласие граждан. Однако на практике добровольная реализация подобного решения затруднена по нескольким причинам.

Во-первых, возникает проблема так называемого «безбилетника». Некоторые виды индивидов могут  считать целесообразным уклоняться от уплаты налогов. Во-вторых, по техническим причинам принятие решений в больших группах на основе единогласия невозможно. Правило большинства создает объективные предпосылки для налоговой дискриминации и побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия в финансировании общественных расходов по соображениям и социальной справедливости.20

Классическую модель рационального  выбора налогоплательщика разработали  М.Аллингам и А.Сандмо. Согласно их допущениям, решение об уклонении или уплате налога налогоплательщик принимает  под влиянием таких факторов, как  ставка налога, вероятность обнаружения  факта уклонения и размер штрафных санкций. Существует и современная модель. По сравнению с классической моделью в ней приняты следующие изменения и дополнения: на полезность уклонения налогоплательщика влияют не отдельные налоги, а вся их совокупность, действие которой выражается через среднюю ставку налога или налоговый коэффициент; размер штрафа предоставлен как функция от сокрытого налога, а не от незадекларированного дохода; дополнительно учтены факторы, влияющие на изменение индивидуальной полезности налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов.

Для борьбы с уклонением целесообразно увеличить размеры  штрафов, необходимо ужесточить наказания  для посредников с тем, чтобы  их бизнес стал более рискованным. Это  потребует от них если не прекращения  его вообще, то повышения размера  комиссионных. В результате большинство  налогоплательщиков будут вынуждены  отказаться от услуг посредников, а  без них перестанут действовать  наиболее распространенные схемы уклонения  и многократно возрастет вероятность  его обнаружения. Относительная дешевизна услуг посредников, способствующих уклонению от уплаты налогов, обусловлена их крайне низкими рисками. Для анализа этого вопроса предлагается следующая модель:Um(Km, Dr, Dd, m*, p*)=(Km-Kmm*)(1-p*)+[Km-Kmm*-(Dr-Dd)]p*,где: Um - полезность посредника; Km - комиссионные, получаемые посредником; m* - трансакционные издержки посредника, доли единицы; p* - вероятность обнаружения факта незаконной деятельности посредника, доли единицы.

В чем заключается экономический  смысл модели? Полезность посредника определяется: доходом, получаемым с  вероятностью (1-p*) и состоящим из его комиссионных издержек; доходом, получаемым с вероятностью p* и равным по величине его комиссионным за вычетом  трансакционных издержек и всей суммы, полученной от налогоплательщика-«уклониста». В данной модели отражено то, что  фактически посредник несет личную ответственность за денежные средства, перечисленные ему для конвертации.21

Из вышесказанного следует, что для уменьшения масштабов уклонения от налогов в наших странах требуется снижение ставок налогов, совершенствование демократических институтов, способных восстановить разорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребления общественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбора налогоплательщика.

3.3. Ориентиры и  перспективы налоговой политики.

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством  финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы  формирования налоговой политики в  стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение  в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и  уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой  политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.

В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

Цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой  политики:

1) Сохранение уровня номинального  налогового бремени в среднесрочной  перспективе при условии поддержания  сбалансированности бюджетной системы.  При этом с учетом принятых  расходных обязательств бюджетной  системы, а также заложенного  в долгосрочном периоде увеличения  социальной направленности бюджетной  политики, в условиях изменчивости  прогнозов внешнеэкономической  конъюнктуры снижение налоговой  нагрузки на экономических агентов  возможно при сбалансированном  снижении налоговых ставок, а  также путем перераспределения  налоговой и административной  нагрузки с помощью проведения  структурных преобразований налоговой  системы - повышения качества  налогового администрирования, нейтральности  и эффективности основных налогов; 

2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности  налоговой системы за счет  внедрения современных подходов  к налоговому администрированию,  оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.22

Таким образом, использование «Основных  направлений налоговой политики в Российской Федерации» на трехлетний период позволит определить для всех участников налоговых отношений  среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приведет к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Из вышесказанного следует, что в условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения. Налоговая политика осуществляется с помощью определенных мероприятий (управленческих решений) в области налогов. Эти решения определяются направлениями (целями) налоговой политики и могут занимать широкий диапазон: от косметических, корректировочных, текущих до реформаторских с существенными изменениями налоговой системы и заметными социально-экономическими последствиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Налоги  –   совокупность   финансовых   отношений,   они   связаны   с

формированием денежных доходов  государства (бюджета и внебюджетных  фондов), которые  необходимы  ему  для   выполнения   его   функций. Государство формирует  налоговую  систему,  совершенствует  ее  структуру   и   механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны стать  одним  из главных инструментов  государственного  регулирования  экономики,  процессов производства, распределения и потребления.

      Основной  недостаток налоговой системы  России состоит в  том,  что   она

ориентирована  на   устранение   дефицитности   бюджета   изъятием   доходов предприятий. Налоговая система и  предприятия  слабо  связаны  между  собой. Потеря взаимосвязи привела к тому, что они развиваются сами  по  себе. Многие предприятия поставлены на грань убыточности и банкротства. При  этом они заинтересованы в получении  минимальной  прибыли,  чтобы  избежать  высокого налогообложения.  Экономика  как   никогда   становится   затратной.   Этому способствует   почти   полное   отсутствие   конкуренции    при    свободном ценообразовании. Налоговая система должна  быть  повернута  к  производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

      Налоговая  политика России строится пока  исходя  из  принципа  -  “чем

больше ставка, тем лучше  для государства и построения  рыночной  экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30%  налоговых  сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие  какой- либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

      Налоговая   система  должна  базироваться  на   оптимальном   сочетании

интересов всех социальных слоев общества. Такая социальная  функция  налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих  промышленно  развитых  странах   мира   соотношение   доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с  наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России  такое соотношение  составляет  не  менее 1:2-25. Это   значительно   усиливает социальное  расслоение  общества  по  доходам.  Налоговая  система  призвана смягчать  такие  различия  путем  прогрессивного   налогообложения   доходов физических лиц. Российская  же  налоговая  система  не  выполняет  в  достаточной  мере  эту функцию, что является существенным ее недостатком.

      Налоговая  система России не учитывает  и то, что  она  функционирует   в

условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И  такое  явление  вполне закономерно - ведь производители  товаров  стремятся переложить  все  бремя налогового давления на непосредственных и конечных  потребителей  товаров - население.  Поэтому  подавляющая   часть   налогов   приобретает   косвенный характер,  когда  плательщик  налога   фактически   перекладывает   его   на потребителя, включая в цену. В  России   доля   косвенных   налогов   в   налогообложении возрастает.

 Пути оптимизации налоговой системы России:

       1. Нужно  существенно повысить качество  планирования и финансировании государственных расходов,

Информация о работе Налоги и налоговая система