Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налогов и налоговой системы России, изучить тенденции ее развития.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
раскрыть экономическую сущность налога;
рассмотреть налоговую систему РФ и основные виды налогов, взимаемых с налогоплательщиков;
определить сущность налоговой политики и приоритеты ее направленности;
определить виды, методы и формы налогового контроля в России
Введение…………………………………………………………………………...3
Гл.1. Сущность налогов и налогообложения в экономике……………………..5
Сущность налога и налогообложения в экономике………………….......5
Принципы налогообложения, налоговый механизм……………………..8
Функции налогов………………………………………………………….13
Гл.2. Государственное регулирование экономики……………………………16
2.1. Налоги как средство государственного регулирования экономики…......16
2.2 Прямые и косвенные налоги………………………………………………..17
Гл.3. Направление налоговой политики……………………………………......20
3.1. Проблема собираемости налогов и льготы в налогообложении…………20
3.2. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика……………………………………………………………...24
3.3.Ориентиры и перспективы налоговой политики…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
1. Кадастровый способ - (от слова кадастр - таблица, справочник)
когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Итак, применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
1.2. Принципы налогообложения, налоговый механизм.
Для того, чтобы достоинства налогов усиливались, а их недостатки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.5
Принципы налогообложения - это основополагающие, фундаментальные начала и идеи, положения и правила, определяющие сущность налоговой системы Российской Федерации. Определение и соблюдение этих принципов важно также и для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.
Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.
1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно ей «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц. Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом6. Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных, расовых или национальных, религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
3. Принцип справедливости налогообложения. Данный принцип закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ: «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».
4. Принцип публичности налогообложения. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц - налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества»7
5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом, а в ряде государств — специальной процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах.
6. Принцип экономической
обоснованности
7. Принцип презумпции
толкования в пользу
8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
9. Принцип единства
Таким образом, принципы как
исходные, основополагающие положения
любого процесса и системы позволяют
характеризовать налоговую
В налоговой политике любой страны важную роль играет налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения).9
Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, в каком объеме, что подлежит налогообложению, в каких единицах измеряется объект налогообложения, из каких доходов уплачивается налог.
Внутреннюю структуру налогового механизма можно выразить схемой: (рис.1)
НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ |
Налоговое планирование и прогнозирование |
Налоговое регулирование |
Управление налогообложением и налоговый контроль |
Система налогового механизма в пределах единого экономическою пространства.
Налоговое планирование:
оценка хозяйственно-
оценка перспектив хозяйственного развития
выработка концепции налогообложения
выработка схем налогообложения, их нормативное оформление
разработка и утверждение налоговых бюджетов
Регулирование:
регулирование воспроизводства потребления
регулирование доходов бюджета
саморегулирование доходов при сборе налогов
Контроль:
контроль юр.лиц
контроль льгот
контроль физ.лиц
контроль санкций (складывается при проведении контрольных действий, установлении налоговых правонарушений и принятие мер по их регулированию)10
Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают и вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции.
Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения, в рамках каждого применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий.