Налоги и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налогов и налоговой системы России, изучить тенденции ее развития.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
раскрыть экономическую сущность налога;
рассмотреть налоговую систему РФ и основные виды налогов, взимаемых с налогоплательщиков;
определить сущность налоговой политики и приоритеты ее направленности;
определить виды, методы и формы налогового контроля в России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Гл.1. Сущность налогов и налогообложения в экономике……………………..5
Сущность налога и налогообложения в экономике………………….......5
Принципы налогообложения, налоговый механизм……………………..8
Функции налогов………………………………………………………….13
Гл.2. Государственное регулирование экономики……………………………16
2.1. Налоги как средство государственного регулирования экономики…......16
2.2 Прямые и косвенные налоги………………………………………………..17
Гл.3. Направление налоговой политики……………………………………......20
3.1. Проблема собираемости налогов и льготы в налогообложении…………20
3.2. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика……………………………………………………………...24
3.3.Ориентиры и перспективы налоговой политики…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.35 Кб (Скачать)

 Итак, государственное регулирование при помощи налогового механизма создает для экономики страны широкие возможности для прогресса экономики и реализации макроэкономических целей правительства развитых стран.

2.2. Прямые и  косвенные налоги.

Налоги можно классифицировать по разным признакам. Издавна по способу  установления налогов их начали подразделять на прямые и косвенные.16 Критерием такового деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя продуктов. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, обладает имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов -потребитель продукта, на которого налог перекладывается методом надбавки к цене. Прямые налоги инсталлируются конкретно на доход либо имущество налогоплательщика, а косвенные включаются в цену товаров (работ, услуг).

К числу прямых налогов относятся:

Реальные налоги: подомовой; промысловый; на ценные бумаги; поземельный

Личные налоги: подоходный налог с населения;

налог на прибыль организаций .Сумма  налога на прибыль (Sп) определяется как соответствующая налоговой ставке (λпр) процентная доля от налоговой базы (Дп):

Sп= Дп* λпр

налог на сверхприбыль;

налог на доходы от добычи нефти; налог на доходы от денежных капиталов. Сумма налогов на доход от капитала (Sк) определяется как соответствующая налоговой ставке (λк) процентная доля от налоговой базы (Дк)

Sк= Дк* λк

налог с наследства и дарений;

поимущественный налог.

К косвенным налогам относятся:

Акцизы:

· индивидуальные: на пиво, на сахар, на бензин и т. д.

· универсальный (налог с оборота): однократный, многократный

· налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость СД1 может быть рассчитана как сумма выплачиваемой зарплаты З и получаемой прибыли Рп:

СД1= З∑+ Рп

Фискальные монопольные налоги: на соль; на табак; на спички; на спирт

Таможенные пошлины:

· по происхождению: экспортные; импортные; транзитные

· по целям: фискальные; протекционные; сверхпротекционные; антидемпинговые; преференциальные

· по ставкам: специфические; адвалорные; смешанные

Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации

(миллиардов рублей)17

 

 

Консолидированный бюджет

в том числе федеральный бюджет

1998

1999

2000

2001

1998

1999

2000

2001

Всего

524,8

891,4

1481,9

1955,8

193,5

363,6

653,0

986,7

доля в ВВП, процентов:

19,1

18,7

20,3

21,6

7,1

7,6

8,9

10,9

в том числе 

               

налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

99,4

223,3

400,6

513,9

36,9

83,3

178,1

214,3

налог на добавленную стоимость

137,1

227,9

355,7

477,5

84,8

162,0

270,3

477,5

подоходный налог с физических лиц

72,2

117,1

174,3

255,5

20,0

27,4

2,7

акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации

61,6

102,5

156,3

229,6

46,0

77,0

121,0

189,6

из них на:

               

водку и ликероводочные изделия 

10,6

19,7

26,7

35,7

4,4

9,2

13,1

17,9

бензин автомобильный 

5,0

7,1

12,2

25,2

4,2

4,9

10,9

25,2

природный газ 

29,6

58,1

88,5

117,7

29,4

56,9

87,2

117,7

нефть и стабилизированный  газовый конденсат 

7,9

5,7

8,7

11,9

6,8

5,0

7,2

11,9

налог с продаж

19,3

34,7

45,1

налоги на совокупный доход

1,3

7,0

14,7

25,4

0,3

1,3

2,6

4,9

платежи за пользование природными ресурсами

24,1

48,4

121,6

149,1

3,3

10,6

33,7

49,6

налоги на имущество

47,7

53,3

64,8

89,5

0,4

0,7

1,3

1,5

 
           Из  вышеперечисленного следует , что  поддержание определенных пропорций  между прямыми и косвенными  налогами с учетом специфики  конкретной страны необходимо  для поддержания высокой эффективности  государственной налоговой политики.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что  государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Гл. III Направление налоговой политики

3.1 Проблема собираемости налогов  и льгот в налогообложении

Существует  три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет. Во-первых, расширение круга налогоплательщиков; во-вторых, увеличение числа тех объектов, с которых взимаются налоги; в-третьих, повышение налоговых ставок. Законодательство предусматривает ответственность за неуплату налогов. За правильностью уплаты налогов осуществляют контроль налоговая инспекция и полиция. Часть прибыли, идущая на приобретение новой техники, не облагается налогом. Тем самым стимулируется технический прогресс. И наоборот, путем повышения тарифов на ввозимую продукцию государство ограничивает приток иностранных товаров, создавая благоприятные условия для отечественных производителей. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, правительство контролирует движение цен на различные товары. Все функции налогов тесно взаимосвязаны. Так удачная налоговая политика, ведущая к более результативной и эффективной деятельности, дает возможность обеспечить наполнение бюджетов разного уровня необходимыми средствами. Чрезмерное повышение налогов ослабляет финансовые и экономические стимулы производственной деятельности. Тем самым происходит существенное снижение поступлений в бюджет, что затрудняет решение государством своих намеченных задач. Увеличивается объем теневой экономики. Производственная деятельность теряет свой смысл. Анализируя связь между величиной ставки налога и поступлением средств в бюджет, американский экономист А. Лаффер доказал, что не всегда повышение ставки налогов ведет к росту доходов. Существует некая граница. После ее превышения поступления государству начнут уменьшатся                (см.рис.3)                                                                                        рис.3

кривая Лаффера

Дело  в том, что более низкая налоговая  ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает все больше бизнесменов. Наоборот, с ростом налогов часть предпринимателей разорятся или уходят в теневую экономику. Эта теория названа теорией А. Лаффера. Ее недостатком является невозможность назвать критическую величину ставки налога. Тем не менее, существуют ряд признаков, дающим возможность определить ее превышение.

Во-первых, при повышении налоговой  ставки поступления в бюджет растут медленно или даже сокращаются; во-вторых, происходит снижение темпов экономического роста, ухудшается материальное положение населения, уменьшаются долгосрочные вложения капитала; в-третьих, заметно растет теневая экономика. Наблюдается скрытое и явное уклонение от уплаты налогов. Отсюда можно сделать вывод о том, что существуют объективные границы взимания налогов, позволяющие заинтересовать предпринимателей в развитии производства, а с другой стороны, увеличить доходы государства. Поэтому необходимо сделать налоги -унифицированными, гибкими, стабильными.18

Принципиально новым для  нашей страны явилось введение в  качестве объекта налогообложения  дохода, полученного гражданами за весь год, который он обязан представить в виде «декларации». Введен закон о подоходном налоге, который предусматривает обязанность граждан вести учет получаемых доходов в течение года, места их получения, учет расходов. В данном случае использован прогрессивный метод обложения. С ростом доходов плательщика возрастает и процент налога взимаемого с граждан. Вместо прямых льгот по налогу введены вычеты из облагаемого налогом совокупного дохода сумм, кратных пяти, трем и одному размеру минимальной месячной оплаты труда.

Декларация  о совокупном доходе состоит из четырех  разделов. В первом разделе предусматривается сообщение гражданином сведений о всех доходах, полученных в течение года. Во втором разделе содержатся сведения о вычетах, на которые имеет право гражданин. В третьем разделе указываются сведения о фактическом совокупном доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению, и, сообщается облагаемый доход, который предполагается получить в следующем году. В четвертом разделе производится расчет подоходного налога, причитающегося с совокупного годового дохода. Расчет производится самим гражданином и налоговой инспекцией. Подается декларация в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. Недавно принят закон о создании налоговой инспекции. Это еще один инструмент, с помощью которого государство будет пресекать правонарушения в области налогового законодательства.

Введение  льгот, в частности по налогообложению  прибыли предприятий направлены на стимулирование:

финансирование затрат на развитие производства и непроизводственное строительство; малых форм предпринимательства; занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительная деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах.  

Налоговые льготы могут предоставляться  в следующих формах:19

  1. Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.
  2. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятиям и региональным налоговым органом.
  3. Целевая налоговая льгота в отличии от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

Информация о работе Налоги и налоговая система