Налоги и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру налогов и налоговой системы России, изучить тенденции ее развития.
В соответствии с указанной целью задачами курсовой работы являются:
раскрыть экономическую сущность налога;
рассмотреть налоговую систему РФ и основные виды налогов, взимаемых с налогоплательщиков;
определить сущность налоговой политики и приоритеты ее направленности;
определить виды, методы и формы налогового контроля в России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Гл.1. Сущность налогов и налогообложения в экономике……………………..5
Сущность налога и налогообложения в экономике………………….......5
Принципы налогообложения, налоговый механизм……………………..8
Функции налогов………………………………………………………….13
Гл.2. Государственное регулирование экономики……………………………16
2.1. Налоги как средство государственного регулирования экономики…......16
2.2 Прямые и косвенные налоги………………………………………………..17
Гл.3. Направление налоговой политики……………………………………......20
3.1. Проблема собираемости налогов и льготы в налогообложении…………20
3.2. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика……………………………………………………………...24
3.3.Ориентиры и перспективы налоговой политики…………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 87.35 Кб (Скачать)

Таким образом, различия методов налогового планирования, регулирования, управления и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет.

1.3. Функции налогов.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в  способе действий или непосредственно  через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов.11 К функциям налогообложения относятся:

  1. фискальная
  2. перераспределительная (экономическая)
  3. стимулирующая

Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства  и формируют основную доходную часть  бюджетов различных уровней государственной  власти. Фискальная функция налогов  является главной, основополагающей, так  как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней. Рассмотрим в качестве примера структуру доходов федерального бюджета России, законодательно утвержденную на 2003 год.(см. таблицу 1)

Данная структура доходов  утверждается в виде отдельного приложения к закону о федеральном бюджете на очередной год. Из приведенных данных видно, налоговые поступления составляют около 93% поступлений в федеральный бюджет РФ (без учета доходов целевых фондов и зачислений единого социального налога). Налоговые поступления превышают неналоговые доходы бюджета примерно в 13 раз. Таким образом, для осуществления необходимых программ расходов государство должно иметь эффективную налоговую систему, обеспечивающую требуемый уровень доходов даже при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Перераспределительная функция  заключается в том, что концентрируемые  в госбюджете посредством налогов  средства направляются затем на решение  народнохозяйственных проблем- как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых  комплексных целевых программ (научно- технических, экономических и пр.)

Стимулирующая функция проявляется  в том, что с помощью налоговых  льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные  вложения (инвестиции).

 

Табл.1 Объем поступлений доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2003 году (тыс. рублей)12

 

Наименование налога (сбора)

Сумма

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1 892 363 700,0

Налоги на прибыль

179 550 500,0

Налог на прибыль организаций

178 295 300,0

Налог на игорный бизнес

1 255 200,0

Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы

1 178 971 200,0

Налог на добавленную стоимость

946 218 500,0

Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ

227 708 800,0

Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ

3 659 500,0

Лицензионные и регистрационные сборы

1 384 400,0

Налоги на совокупный доход

8 478 400,0

Платежи за пользование природными ресурсами

183 129 500,0

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

335 975 500,0

Ввозные таможенные пошлины

150 355 900,0

Вывозные таможенные пошлины

185 619 600,0

Прочие налоги, пошлины и сборы

5 418 600,0

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

145 721 800,0

ВСЕГО ДОХОДОВ (без доходов целевых бюджетных фондов)

2 038 085 500,0

 

Технический прогресс стимулируется  тем, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного  потребления и т.п., освобождается  от налогообложения.13

В заключении можно сказать, что указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Рост налоговых поступлений  в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства, т.е. перераспределительной функции налогов. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Итак, налоги в реальном налоговом механизме — безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Исходя из этого, следует, что сущность налогов заключается в следующем:

• налоги — обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые, исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно;

• в налогах выражен  повсеместный охват доходов, групп  граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;

• налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов;

• налоги, используемые для  пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе; в налогах заложены органическое сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.

 

Гл. II Государственное регулирование экономики

2.1. Налоги как  средство государственного регулирования  экономики

Налоговая политика в настоящее  время в большинстве стран  с развитой рыночной экономикой ориентируется  в основном на теоретические постулаты экономики предложения (ЭП).14 Это направление возникло в связи с кризисными явлениями, поразившими экономику ведущих промышленно развитых стран в конце 1970-х - начале 1980-х гг. 
Такие проблемы экономики как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок. 
Главный теоретический постулат ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера.(см. рис.2)                                                               Рис.2

кривая Лаффера

Кривая Лаффера демонстрирует  существующую взаимосвязь между  налоговыми поступлениями государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем  национального производства. Согласно разработкам Лаффера повышение  ставок налогов выше определенного  уровня будет способствовать сокращению налоговых поступлений бюджета  за счет подрыва налоговой базы плательщиков, лишению их стимула к производственной деятельности. Было высказано предположение, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы в конечном счете отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, может послужить главным тормозом для экономического роста, и следовательно, сокращения общего объема налоговых поступлений в бюджет.15 
 Таким образом, усиление государственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована на низкие налоговые ставки положительно отразится на:

-стимулах к труду и предпринимательской активности; 
- увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда; 
- увеличении потребления вследствие увеличения необлагаемого дохода; 
- более эффективном использовании государственного бюджета, что приведет к увеличению государственных доходов (за счет роста национального дохода), ограничит необходимость государственного вмешательства в благоприятные сектора экономики; 
- уровне цен и инфляции; 
- соотношении легальной и "теневой" экономики.

Информация о работе Налоги и налоговая система