Международное сотрудничество в налоговой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:06, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью международного сотрудничества в налоговой сфере является устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Не менее важным являются и другие цели:
- гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
- унификация фискальной политики и налогового законодательства;
- разрешение проблем двойного налогообложения;

Файлы: 1 файл

Диплом!!!!.docx

— 116.91 Кб (Скачать)

Предлагаются, в частности, следующие меры:

1) взаимный  обмен информацией (по просьбе  и без просьбы),  и  в   особенности касающейся  случаев   перераспределения прибылей  между  различными странами в целях  уклонения от налогов;

2) «гармонизация»  юридических  и административных  норм и методов получения и  обработки информации в странах;

3) осуществление  компетентными органами страны  налоговых расследований на своей  территории от имени других  стран, если последние специально  обращаются с такой просьбой;

4) допущение  налоговых агентов одной страны  для изучения и расследования  на  территории других стран вопросов, связанных с налогообложением в этой стране;

5) обмен опытом  и разработка новых программ  сотрудничества в данной сфере48.

Основываясь на взаимной заинтересованности государств в эффективном решении задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений, было впервые 25 апреля 1995 года подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области борьбы с нарушениями налогового законодательства с Узбекистаном. Аналогичные соглашения подписаны с Арменией и Молдавией.  Кроме того, в Постановлении Правительства от 3 марта 1997 года № 243 одобрен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о сотрудничестве об обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства49. Указанные соглашения предусматривают следующие формы сотрудничества:

-обмен информацией о нарушениях налогового законодательства юридическими или физическими лицами;

-взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

-представление соответствующим образом заверенных копий документов, связанных с налогообложением физических и юридических лиц;

-обмен информацией о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическими рекомендациями по борьбе с нарушениями налогового законодательства;

-осуществление координации по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен представителями, экспертами и обучение кадров;

-проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Министерство РФ по налогам и сборам считает необходимым активизировать подготовку к заключению межправительственных соглашений об обмене информацией в налоговой сфере между Россией и странами Балтии - Латвией, Литвой и Эстонией.

Между Россией и этими странами пока еще нет соглашения об избежании двойного налогообложения, которое бы позволяло их налоговым органам обмениваться информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Прибалтийские государства обладают выходом к морю и портовыми городами, через которые проходит большой объем экспортных операций, в том числе, со стороны России. К операциям в этих портах привлечено внимание российских правоохранительных органов, поскольку очень часто именно порты используются достаточно часто в качестве одного из пунктов в схемах по уходу от налогов. При этом до настоящего времени нет правовой базы обмена информацией между налоговыми органами России и этих стран Межправительственного соглашения, который был одобрен Министерством финансов, министерством иностранных дел, Министром России. Кроме того, Министерство по налогам и сборам определило перечень стран, по отношению к которым у России "есть экономический интерес", однако отсутствует правовая база для обмена информацией. В число таких стран входят, в частности, Боливия, Куба, Исландия и др. Министерство по налогам и сборам уже начало переговоры с налоговыми органами этих стран о заключении межправительственных соглашений о сотрудничестве и обмене информацией50.

Многие государства  в последние годы значительно  расширили права налоговых органов  в сборе и использовании налоговой  и другой информации, а некоторые  в  свое  налоговое  законодательство  даже  включили положения об обмене информацией с другими странами (на основе взаимности) в качестве внутренней нормы. Кроме того, на практике отмечаются тенденции трактовать статью об обмене информацией весьма расширительно, и компетентные органы нередко выходят  за рамки ее буквальных формулировок.

Налоговые власти время от времени предпринимают  специальные «тематические» расследования, имеющие своей целью оценку масштабов  уклонения от налогов в отдельных  отраслях и сферах деятельности и  по отдельным видам сделок и операций; выявление наиболее распространенных методов и приемов уклонения  от налогов, а также недостатков  и лазеек в законодательстве, которые  способствуют и делают возможным  такое уклонение; разработку конкретных мер и предложений по его сокращению и предупреждению. Основное внимание при этом уделяется таким группам  налогоплательщиков, как лица свободных  профессий (среди индивидуальных налогоплательщиков), крупнейшие компании и транснациональные  корпорации с их зарубежными филиалами  и дочерними компаниями. Практика борьбы с налоговыми преступлениями свидетельствует, что именно среди  этих групп уклонение от налогов  получило наибольшее распространение. Это признается и налоговыми экспертами из разных стран, указывающими, что  расходование времени и денег  налоговых органов на проверку выполнения своих налоговых обязательств гражданами и юридическими лицами оказывается  наиболее рентабельным именно в отношении  этих групп налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе работы особое внимание уделялось  теоретическим положениям в области  международного права, которые касаются структуры и механизма реализации международных соглашений об избежании  двойного налогообложения и уклонения  от уплаты налогов.

   Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключение и списка использованной литературы.

 Налоги как предмет межгосударственного регулирования – явление уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества, широкое развитие которого остается постоянным, неизменным направлением в налоговой политике на международной арене. Действительно, если до второй мировой войны насчитывались лишь десятки налоговых соглашений (в основном между странами Западной Европы), то к девяностым годам в СССР их было заключено уже более 650, а к настоящему времени это число составляет гораздо более тысячи. Среди участников таких соглашений кроме развитых стран мира и многие развивающиеся государства. Проблемы международных налоговых отношений обсуждаются на многих международных форумах (например, ООН, Конференция ООН по торговле и развитию).

Важнейшей чертой налоговых соглашений является установление ими сотрудничества по налоговым вопросам между властями обеих стран. Такое сотрудничество включает возможность разрешения спорных  вопросов, касающихся двойного налогообложения  и применения налоговых законов, а также обмена информацией в  целях борьбы с уклонением от налогов.

Другой важной чертой налоговых  соглашений является закрепление ими  взаимного обязательства не применять дискриминационного налогообложения в отношении резидентов другой страны. Это обязательство касается любых налогов, а не только охватываемых данным соглашением и поэтому является исключительно важным условием, обеспечивающим выполнение других экономических соглашений и договоренностей, направленных на обеспечение свободы торговли и перемещения капиталов

Что касается налоговых преступлений на международной арене, здесь не            обойтись без сотрудничества с иностранными государствами.

Исследование этого вопроса приобретает особую актуальность с учетом процесса, на нынешнем этапе развития, характеризующегося как процесс ужесточения не только национального законодательства государств, но и международных налоговых правил и процедур, совершенствуется международная правовая база, увеличиваются возможности отслеживания международных сделок, предусматривается взаимная выдача налоговых преступников, арест банковских счетов подозреваемых в сокрытии налогов и т.д.

Изучение практики применения типовых конвенций по избежанию двойного налогообложения будет способствовать соответствующим министерствам и ведомствам РФ в применении самых оптимальных моделей при заключении двусторонних соглашений по налогообложению, при обмене информацией в связи с уклонением от налогообложения или же в выдаче налоговых преступников.

В данной дипломной работе затронуты  важные вопросы, которые возникают  в международном налоговом праве: двойное налогообложение и уклонение  от уплаты налогов, которые будут еще долго существовать и решаться всеми странами мира, так как налоговое право каждого государство не подобно налоговому праву другого государства. Один из путей для решения данных проблем – всем государствам с их абсолютно разными налоговыми системами, иногда в чем-то схожими, стремиться находить компромиссы и обоюдные согласия, доказательством которых будет являться все больше и больше подписываемые ими международные налоговые соглашения.

Очевидно и то, что борьба за более справедливый международный  порядок будет иметь затяжной и длительный характер и успехи на этом пути будут в значительной степени  зависеть от равноправного положения  между развитыми и развивающимися странами.

Делается вывод о том, что  существующие способы и методы избежания  двойного налогообложения, воспринятые  юридической наукой в 50-60-е годы XX века, в настоящий момент не отвечают необходимым требованиям налогового регулирования. Поэтому разрешение проблемы избежания двойного налогообложения  и сокращения налогового бремени  в Российской Федерации и государствах Европейского Союза должны быть связаны  с включением в число этих методов  согласованных стандартов бухгалтерского и финансового учета, инициируемых рыночным механизмом.

С учетом опыта развитых зарубежных стран, критерием разграничения  налоговой оптимизации и уклонения  от уплаты налогов может быть законность используемых методов и средств. В первом случае налогоплательщик применяет  методы и средства, предоставленные  международными соглашениями или национальным налоговым законодательством (налоговые  льготы, выбор учетной политики и  т.д.). Если при минимизации налогообложения  он использует пробелы в нормативном  регулировании, либо совершает действия, противоречащие требованиям международных  договоров или законодательства, то это является уклонением от уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно - правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. М.:Юрайт,2007.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.:Юрайт,2007.
  3. Федеральный закон от 4 августа. 1994 год № 47-ФЗ

4. Федеральный Закон "Об оперативно-розысконой деятельности" ст. 14 
5. Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР".

6. Постановление  Правительства от 3 марта 1997 года  № 243

7.Постановление  Правительства Российской Федерации  от 2 декабря 1994 года №1344 "О  заключении соглашений между  Правительством Российской Федерации  и правительствами иностранных  государств о сотрудничестве  и обмене информацией в области  борьбы с нарушениями налогового  законодательства"

8. Межведомственный приказ Министерства внутренних дел и Государственной налоговой службы России от 10.10.1996 г.№541 "О взаимодействии    органов    Государственной    налоговой службы Российской Федерации и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации"

9. Указ президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. №1635

10. Инструкция ГНС РФ № 34 от16.06.1995 года "О налогообложении прибыли доходов иностранных юридических лиц"// Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ №12 1995 г.

11. Международное право и процесс. Новый сборник законов Российской Федерации. М.: 2000 г.

12. Собрание законодательства РФ.№1995. 17. Ст. 1472.

13. Типовая конвенция ОЭСР о налогообложении доходов и капитала. Копенгаген, 1993.

 

Учебные пособия и монографии

  1. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.: «Бератор-Пресс», 2002.
  2. Алехин А.П. Пепеляев С.Г. Ответственность за нарушение налогового законодательства М: Аудиторская фирма "Контакт", 2002.
  1. Балашова О.Г. Анализ и моделирование инвестиционной деятельности с учетом налогообложения. М.: 2002.
  1. Бобоев М.Р. Налоговые системы зарубежных стран. М.: Гелиос АРВ, 2002.
  2. Богуславский М.М. Международное экономическое право. М.; 1997.
  3. Борисов В.А. Налоговые органы и налогоплательщики. М.; Юрайт. 2001.
  4.  Борисов Б.А. Налоговые органы и налогообложение М.: Информ 
    Изд.дом Филин, 1998.
  5. Брызгалин   А.В.   Налоги и налоговое право. Учебное пособие М.:Аналитика - Экспресс, 1997.
  6. Горлов Е.А. Актуальные проблемы налогообложения транснациональных корпораций в России. М. 2001.
  7. Даутценберг В. Международное налоговое право. Бонн. 1998.
  8. Дернберг М. Международное налогообложение. М., 2000.
  9. Дроздова Л.А. представительства иностранного юридического лица в РФ : правовой и налоговый статус, учёт и аудит. М.: 2000.
  10. Дукасич Л.В. Налоги и налогообложение. Ростов - на - Дону: Феникс, 2001.
  11. Евстигнеев И.П. основы налогообложения и налогового права. Учебное 
    пособие М.: ЮНИТИ, 1999.
  12. Кашин В.А. Международные налоговые соглашения. М.: Международные отношения. 1983.
  13. Кашин В.А.  Налоговые соглашения России. M.: Финансы Из-во ЮНИТИ, 1998.
  14. Козырин А И. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и  
    практики. М.; 2004.
  15. Комарова Т.Л. Органы налоговой службы в механизме Российской Федерации СПб.: Из - во Юридического института, 2000.
  16. Кучеров И.И. Налоговое право России. М.:2007.
  17. Кучеров И.И. Налоги и криминал. Историко - правовой анализ М.: 2000.
  18. Кучеров И.И. Налоговые преступления М.: ЮрИнфоР, 1997.
  19. .Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков: 2001.
  20. Ларичев В.Д. Бембетов А.П. Налоговые преступления М.: Экзамен, 2001.
  21. Меркулов Е.С., Таранчук И.В., Сотрудничество в налоговой сфере: понятие, цели и значение в международном общении государств. М.: Юрист, 2007.
  22. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира. М.:  
    Правовая культура, 1999.
  23. Пепеляев С.Г. Налоговое право. Учебник. M.: Юристъ, 2004.
  24. Решетняк Н.С. Налоговые преступления и правонарушения. Кто и как их выявляет и предупреждает М: ЮрИнфоР, 1998.
  25. Родина А.А. Налоговая система зарубежных стран. Омск: ОМГУ, 2003.
  26. Романовский В.А. Налоги и налогообложение СПб: Питер, 2000.
  27. Русакова И.Г. Международные налоговые отношения СССР с развитыми странами. М.; НИФИ. 1988.
  28. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. М.: Юристы. 2003.
  29. Семёнова М.В. налоги с иностранных юридических и физических лиц. М.: 1999.
  30. Соловьев И.Н. Налоговые преступления: практика налоговых органов 
    и судов М: ФБК - Пресс, 2002.
  31. Сологуб Н.М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования М.: ИНФРА-М, 2001.
  32. Тупанчески H В. Уклонение от уплаты налогов в налоговом праве. M.: Закон и право, 2001.
  33. Химченко Н.И. Налоговое право. М.: БЕК, 1997.
  34. Черник Д.Г. Налоговая система России М.: ЮНИТИ, 1999.
  35. Энтин Л.М., Наку А.А., Толстопятенко Г.П. Европейское право. М.:2000.

Информация о работе Международное сотрудничество в налоговой сфере