Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:06, дипломная работа
Основной целью международного сотрудничества в налоговой сфере является устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Не менее важным являются и другие цели:
- гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
- унификация фискальной политики и налогового законодательства;
- разрешение проблем двойного налогообложения;
Предлагаются, в частности, следующие меры:
1) взаимный обмен информацией (по просьбе и без просьбы), и в особенности касающейся случаев перераспределения прибылей между различными странами в целях уклонения от налогов;
2) «гармонизация»
юридических и
3) осуществление
компетентными органами страны
налоговых расследований на
4) допущение
налоговых агентов одной
5) обмен опытом
и разработка новых программ
сотрудничества в данной сфере4
Основываясь на взаимной заинтересованности государств в эффективном решении задач, связанных с предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений, было впервые 25 апреля 1995 года подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области борьбы с нарушениями налогового законодательства с Узбекистаном. Аналогичные соглашения подписаны с Арменией и Молдавией. Кроме того, в Постановлении Правительства от 3 марта 1997 года № 243 одобрен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины о сотрудничестве об обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства49. Указанные соглашения предусматривают следующие формы сотрудничества:
-обмен информацией о нарушениях налогового законодательства юридическими или физическими лицами;
-взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
-представление соответствующим образом заверенных копий документов, связанных с налогообложением физических и юридических лиц;
-обмен информацией о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическими рекомендациями по борьбе с нарушениями налогового законодательства;
-осуществление координации по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен представителями, экспертами и обучение кадров;
-проведение научно-
Министерство РФ по налогам и сборам считает необходимым активизировать подготовку к заключению межправительственных соглашений об обмене информацией в налоговой сфере между Россией и странами Балтии - Латвией, Литвой и Эстонией.
Между Россией и этими странами пока еще нет соглашения об избежании двойного налогообложения, которое бы позволяло их налоговым органам обмениваться информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства.
Прибалтийские государства обладают выходом к морю и портовыми городами, через которые проходит большой объем экспортных операций, в том числе, со стороны России. К операциям в этих портах привлечено внимание российских правоохранительных органов, поскольку очень часто именно порты используются достаточно часто в качестве одного из пунктов в схемах по уходу от налогов. При этом до настоящего времени нет правовой базы обмена информацией между налоговыми органами России и этих стран Межправительственного соглашения, который был одобрен Министерством финансов, министерством иностранных дел, Министром России. Кроме того, Министерство по налогам и сборам определило перечень стран, по отношению к которым у России "есть экономический интерес", однако отсутствует правовая база для обмена информацией. В число таких стран входят, в частности, Боливия, Куба, Исландия и др. Министерство по налогам и сборам уже начало переговоры с налоговыми органами этих стран о заключении межправительственных соглашений о сотрудничестве и обмене информацией50.
Многие государства
в последние годы значительно
расширили права налоговых
Налоговые власти время от времени предпринимают специальные «тематические» расследования, имеющие своей целью оценку масштабов уклонения от налогов в отдельных отраслях и сферах деятельности и по отдельным видам сделок и операций; выявление наиболее распространенных методов и приемов уклонения от налогов, а также недостатков и лазеек в законодательстве, которые способствуют и делают возможным такое уклонение; разработку конкретных мер и предложений по его сокращению и предупреждению. Основное внимание при этом уделяется таким группам налогоплательщиков, как лица свободных профессий (среди индивидуальных налогоплательщиков), крупнейшие компании и транснациональные корпорации с их зарубежными филиалами и дочерними компаниями. Практика борьбы с налоговыми преступлениями свидетельствует, что именно среди этих групп уклонение от налогов получило наибольшее распространение. Это признается и налоговыми экспертами из разных стран, указывающими, что расходование времени и денег налоговых органов на проверку выполнения своих налоговых обязательств гражданами и юридическими лицами оказывается наиболее рентабельным именно в отношении этих групп налогоплательщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы особое внимание уделялось
теоретическим положениям в области
международного права, которые касаются
структуры и механизма
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключение и списка использованной литературы.
Налоги как предмет межгосударственного регулирования – явление уже доказавшее свою важность и особую значимость для международного экономического сотрудничества, широкое развитие которого остается постоянным, неизменным направлением в налоговой политике на международной арене. Действительно, если до второй мировой войны насчитывались лишь десятки налоговых соглашений (в основном между странами Западной Европы), то к девяностым годам в СССР их было заключено уже более 650, а к настоящему времени это число составляет гораздо более тысячи. Среди участников таких соглашений кроме развитых стран мира и многие развивающиеся государства. Проблемы международных налоговых отношений обсуждаются на многих международных форумах (например, ООН, Конференция ООН по торговле и развитию).
Важнейшей чертой налоговых соглашений является установление ими сотрудничества по налоговым вопросам между властями обеих стран. Такое сотрудничество включает возможность разрешения спорных вопросов, касающихся двойного налогообложения и применения налоговых законов, а также обмена информацией в целях борьбы с уклонением от налогов.
Другой важной чертой налоговых соглашений является закрепление ими взаимного обязательства не применять дискриминационного налогообложения в отношении резидентов другой страны. Это обязательство касается любых налогов, а не только охватываемых данным соглашением и поэтому является исключительно важным условием, обеспечивающим выполнение других экономических соглашений и договоренностей, направленных на обеспечение свободы торговли и перемещения капиталов
Что касается налоговых преступлений на международной арене, здесь не обойтись без сотрудничества с иностранными государствами.
Исследование этого вопроса приобретает особую актуальность с учетом процесса, на нынешнем этапе развития, характеризующегося как процесс ужесточения не только национального законодательства государств, но и международных налоговых правил и процедур, совершенствуется международная правовая база, увеличиваются возможности отслеживания международных сделок, предусматривается взаимная выдача налоговых преступников, арест банковских счетов подозреваемых в сокрытии налогов и т.д.
Изучение практики применения типовых конвенций по избежанию двойного налогообложения будет способствовать соответствующим министерствам и ведомствам РФ в применении самых оптимальных моделей при заключении двусторонних соглашений по налогообложению, при обмене информацией в связи с уклонением от налогообложения или же в выдаче налоговых преступников.
В данной дипломной работе затронуты
важные вопросы, которые возникают
в международном налоговом
Очевидно и то, что борьба за
более справедливый международный
порядок будет иметь затяжной
и длительный характер и успехи на
этом пути будут в значительной степени
зависеть от равноправного положения
между развитыми и
Делается вывод о том, что
существующие способы и методы избежания
двойного налогообложения, воспринятые
юридической наукой в 50-60-е годы XX
века, в настоящий момент не отвечают
необходимым требованиям
С учетом опыта развитых зарубежных
стран, критерием разграничения
налоговой оптимизации и
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно - правовые акты
4. Федеральный
Закон "Об оперативно-розысконой деятельности"
ст. 14
5. Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О
Государственной налоговой службе РСФСР".
6. Постановление Правительства от 3 марта 1997 года № 243
7.Постановление
Правительства Российской
8. Межведомственный приказ Министерства внутренних дел и Государственной налоговой службы России от 10.10.1996 г.№541 "О взаимодействии органов Государственной налоговой службы Российской Федерации и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации"
9. Указ президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. №1635
10. Инструкция ГНС РФ № 34 от16.06.1995 года "О налогообложении прибыли доходов иностранных юридических лиц"// Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ №12 1995 г.
11. Международное право и процесс. Новый сборник законов Российской Федерации. М.: 2000 г.
12. Собрание законодательства РФ.№1995. 17. Ст. 1472.
13. Типовая конвенция ОЭСР о налогообложении доходов и капитала. Копенгаген, 1993.
Учебные пособия и монографии
Информация о работе Международное сотрудничество в налоговой сфере