Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:06, дипломная работа
Основной целью международного сотрудничества в налоговой сфере является устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Не менее важным являются и другие цели:
- гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
- унификация фискальной политики и налогового законодательства;
- разрешение проблем двойного налогообложения;
В ходе согласования налогового законодательства стран проведена постепенная унификация взимания косвенных налогов. Некоторые акцизы отменены (на чай, соль, сахар), и другие косвенные налоги взимаются по единым ставкам. В дальнейшем предполагается постепенно перейти от проведения общей налоговой политики к созданию территорий с единым налоговым режимом.
Отношения в сфере налогообложения в отдельной стране регламентируются нормами как национального законодательства, так и международного права. Формой реализации международного законодательства являются международные договоры и соглашения. Основные цели, которые государства преследуют при заключении таких соглашений предотвращение двойного налогообложения для гармонизации экономических отношений.
Национальные правовые системы различаются в зависимости от того, что имеет большую юридическую силу - внутригосударственные законы или международные договоры. Как и в других сферах правового регулирования, в налоговом праве нормы, установленные международными соглашениями, имеют преимущество перед внутренним законодательством. Международные соглашения получают свою силу и преимущество перед внутренними законами только после утверждения их в установленном порядке. После же такого утверждения (как правило, путем ратификации законодательными органами) международные соглашения становятся частью внутреннего права, или иными словами, инкорпорируются во внутреннее законодательство каждой страны - участника такого соглашения. При этом следует иметь в виду, что международные налоговые отношения устанавливают новые нормы взамен уже существующих во внутреннем законодательстве, в то время как большинство других видов международных соглашений относится к сферам деятельности, в отношении которых внутренние законодательные нормы, как правило, не действуют или их вообще не существует. Это связано с тем, что налоговые соглашения в основном распространяются на сферу внутренних отношений - между налоговыми органами различных стран (в то время как остальные международные соглашения, наоборот, имеют своей целью регулирование в сфере международных отношений). В России большую силу имеет международный договор, а не внутригосударственный закон.23
Поэтому если применять деление всего законодательства какого - либо государства на внутреннее и внешнее, то есть регулирующее внутреннюю жизнь в этом государстве и его отношения с другими странами, то с этой точки зрения налоговые соглашения этого государства и его отношения с другими странами следует относить к сфере его внутреннего законодательства. Правда, существуют некоторые виды международных налоговых соглашений (например, об обмене налоговой информации и о взаимопомощи между налоговыми органами различных стран) которые целиком относятся к сфере международных отношений. В некоторых странах международному налоговому соглашению не придается больше силы, например, в США.24
Для определения влияния последующих норм национального законодательства на налоговое соглашение важно знать правовой статус международных договоров в данной стране.
В системе налогового законодательства международные соглашения делятся на группы:
-международные соглашения общего характера;
-собственно налоговые соглашения:
-общие налоговые соглашения (конвенции);
-ограниченные налоговые соглашения;
-соглашения об оказании административной помощи по налогообложению;
-договоры, в которых затрагиваются и налоговые вопросы:
-соглашения о налоговых режимах и льготах;
-торговые договоры;
-специфические соглашения по конкретным международным организациям.
-договоры о дипломатических и консульских сношениях между государствами.
Международные соглашения общего характера
наряду с другими сферами
Собственно налоговые
соглашения двустороннего и
Общие налоговые соглашения
(конвенции) - международные договоры
рекомендательного характера, затрагивающего
все вопросы взаимоотношений
сторон в области прямых и косвенных
налогов. Основную часть общих налоговых
соглашений составляют двусторонние соглашения
об избежании двойного налогообложения
доходов и имущества. В политике
стран - экспортеров капитала налоговые
соглашения занимают важнейшее место,
поскольку они позволяют не только
достигнуть компромисса при разделе
налоговых поступлений и
В большинстве государств внутреннее
законодательство предусматривает
специальные меры по одностороннему
устранению двойного налогообложения.
Однако, как показывает практика, это
недостаточно для полного разрешения
проблемы двойного налогообложения. Дело
в том, что любые нормы и
правила, устанавливаемые в
Поэтому важнейшей чертой общих
налоговых соглашений является закрепление
ими взаимного обязательства
не применять дискриминационного налогообложения
в отношении граждан и
К ним относятся, прежде всего, международные договоры рекомендательного характера, в частности, Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о налогообложении доходов и капитала 1977 года в редакции 1992 года.26 В этой конвенции дана модель международного договора об избежании двойного налогообложения, которая используется в качестве основы в большинстве действующих налоговых соглашений. У Российской Федерации в настоящее время имеется более 100 действующих двусторонних налоговых соглашений. Особо важное значение общих налоговых соглашений связано с резким обострением в последующие годы проблемы урегулирования международных отношений по линии именно подоходных налогов: игнорирование даже, казалось бы, незначительных аспектов этой проблемы может повлечь за собой многомиллионные потери в валютных средствах, неблагоприятно отразится на общем состоянии платежного баланса, привести к неоправданной утечке части национального дохода за рубеж (вследствие недостаточности или несогласованности налоговых валютных, таможенных и других защитных барьеров в отношении с другими странами). Особенно это актуально для стран, привлекающих иностранные капиталы в виден банковских ссуд и коммерческих кредитов, иностранных лицензий и ноу - хау, технических, строительно-монтажных, проектных и других видов услуг и, наконец, в форме предпринимательского капитала в различных отраслях и сферах деятельности.27
Следует заметить, что если в сфере внешней торговли и валютных отношений созданы и действуют многосторонние организации, в рамках которых страны могут обсуждать и координировать свою политику и даже договариваться о единых правилах и нормах, то в не менее важной сфере подоходных налогов аналогичного консультативного органа пока не создано.
Поэтому регулирование налоговых отношений между различными странами осуществляется в основном путем заключения двусторонних налоговых соглашений. В настоящее время насчитываются сотни таких соглашений. Ограниченные налоговые соглашения, распространяемые на конкретный вид налога, плательщика и тому подобное. К ним относятся , в частности, соглашения об устранении двойного налогообложения в области воздушных и морских перевозок, о налоговом режиме отдельных компаний (например, Соглашения между правительством России и Австрийским Федеральным Правительством о воздушном сообщении); об устранении двойного налогообложения по авторским правам, лицензионных платежей и других. Соглашения об оказании административной помощи по налогообложению. Пример - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства в 1997 году.28 Эти соглашения регулируют вопросы взаимодействия компетентных органов договаривающихся государств.
Соглашения об основах
Договоры, в которых
затрагиваются налоговые
В связи с этим возникает вопрос
о соотношении внутреннего
Применение национального и
международного налоговых законодательств
имеет свои особенности. Так, в соответствии
со статьей 15 Конституции Российской
Федерации международные
При применении международных налоговых соглашений необходимо учитывать следующие особенности.
Во-первых, нормы международных
договоров имеют обязательную силу
в отношении тех стран, которые
в установленном порядке
Во-вторых, международные
налоговые соглашения не действуют
непосредственно, поэтому для реализации
положений, содержащихся в них, необходимо
принятие соответствующих правовых
актов на уровне каждого государства-участника
договора. Данные нормативные акты
необходимо учитывать при применении
норм международных налоговых
В-третьих, необходимо иметь в виду, что в указанных соглашениях иногда предусмотрены специальные даты их практического применения либо обратная сила их действия.
Информация о работе Международное сотрудничество в налоговой сфере