Международное сотрудничество в налоговой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:06, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью международного сотрудничества в налоговой сфере является устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Не менее важным являются и другие цели:
- гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
- унификация фискальной политики и налогового законодательства;
- разрешение проблем двойного налогообложения;

Файлы: 1 файл

Диплом!!!!.docx

— 116.91 Кб (Скачать)

На сегодняшний день Российская Федерация является участницей международных налоговых соглашений со многими странами. Некоторые из них были заключены еще Правительством СССР. Россия, являясь правопреемником  СССР, признает все эти соглашения.31

При заключении международных  налоговых соглашений государства  исходят из следующих основных принципов. Во-первых, принципа территориальности, в соответствии с которым все  лица, имеющие объект налогообложения на территории государства, подпадают под сферу действия налогового законодательства. Так, например, доходы от использования и реализации имущества подлежат налогообложению на территории государства, где это имущество находится. Во-вторых, принципа резидентства, согласно которому обязанность по уплате налогов распространяется на лиц, являющихся налоговыми резидентами. Критерии резидентства в разных странах различны. Так, в США критерием резидентства является место создания компании, в Англии - центра фактического руководства. В России физические лица признаются налоговыми резидентами, если они находятся на ее территории более 183 суток в календарном году (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).32 Юридические лица считаются налоговыми резидентами, если они созданы на территории Российской Федерации в соответствии с российским законодательством.

Итак, налоговые соглашения, как  уже отмечалось, имеют своей целью  регулирование двух вопросов: устранение двойного налогообложения в отношениях между договаривающимися странами и перекрытие возможностей уклонения  от налогов, возникающей в связи  с недостаточной согласованностью налоговых законов договаривающихся стран.

При этом необходимо подчеркнуть, что никакие налоговые соглашения не создают новые налоговые законы для договаривающихся стран (хотя могут  изменять до определенных пределов законы этих стран). Все что налоговые  соглашения делают, и могут сделать, это - обеспечить налогоплательщикам  в отношении свободы от двойного налогообложения) и налоговым властям  в отношении обязательности привлечения  к налогообложению всех без исключения доходов налогоплательщиков) те же права и те же возможности, которые  они имеют по национальному законодательству, но уже в международном масштабе.

 

 

 

 

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

 

§2.1. Международное сотрудничество в сфере избежания  двойного налогообложения

Доходы, извлекаемые в одной стране и затем переводимые в другую (предпринимательские прибыли, дивиденды, проценты, роялти и т. д.), обычно облагаются налогами в обеих этих странах в соответствии с их законодательством. В случае, если налогообложение таких "международных" доходов не координируется налоговыми властями обеих стран, может возникнуть "избыточное" по сравнению с национальными законами (двойное) налогообложение. Это, в свою очередь, может привести к нежелательным изменениям в перемещении капиталов из одной страны в другую и общему снижению эффективности использования капиталов

Оборотной стороной проблемы двойного налогообложения в международных отношениях является уклонение от налогов. Уклонение от налогов — такое же старое явление, как и сами налоги. Однако в последние годы оно получило качественно новый характер, связанный с исключительным усложнением налоговых платежей. Такое сотрудничество осуществляется либо на основе взаимности, предусмотренной внутренними налоговыми законами, либо в силу специальных положений в налоговых соглашениях33.

Уклонение от налогов весьма сложное явление, и в нем находят свое выражение многие проблемы и противоречия общественной жизни в странах мира. Уклонение от налогов играет весьма важную роль в дополнительном перераспределении налогового бремени между различными классами и слоями в обществе. При оценке распределения реального налогового времени недостаточно основываться лишь на видах налогов и налоговых ставках, предусмотренных законом, приходится учитывать серьезные коррективы, вносимые уклонением от налогов. По некоторым оценкам, в промышленно развитых странах до 30% и более от всех налоговых поступлений теряется из-за уклонения от налогов, а в развивающихся странах эта доля еще выше. В последние годы масштабы уклонения от налогов еще более резко возросли. Консультирование граждан и частных компаний по вопросам уклонения от налогов превратилось в последние годы в самостоятельную отрасль бизнеса с миллиардными оборотами, охватывающую сотни компаний и тысячи частнопрактикующих экспертов. Здесь наблюдаются такие же тенденции, как и в других отраслях экономики: ускорение процесса концентрации производства и капитала, интернационализация деятельности повышение наукоемкости производства, укрепление личной унции между бизнесом и государственным аппаратом.

Постоянным  источником конфликтов являются также вопросы определения цен на товары и услуги, поставляемые материнскими компаниями своим филиалам и контролируемым фирмам в других странах. В этих случаях компании часто применяют специальные трансфертные (или внутрифирменные) цены, отличающиеся от рыночных, объясняя это необходимостью учета конкретного финансового положения зависящих от них фирм и филиалов и других обстоятельств и факторов, вытекающих из существования особых отношений между ними. Поскольку применение специальных цен приводит к изменению объемов доходов, приходящихся на долю каждой компании, налоговые власти при определении доходов, подлежащих налогообложению, требуют пересчета отчетных данных таких компаний, исходя из обычных рыночных цен и условий.

Отсутствие  координации действий и обмена информацией между налоговыми органами различных стран в значительной мере облегчает компаниям уклонение от налогов (из-за невозможности сличить между собой бухгалтерские данные и отчетность, относящиеся к деятельности компаний в этих странах).

Более эффективным средством (по сравнению с односторонними мерами) устранения двойного налогообложения и борьбы против уклонения от налогов в отношениях между двумя странами является заключение между ними налогового соглашения. Важную роль в регулировании международных отношений с использованием института международных налоговых соглашений, которые дают гарантию налогоплательщикам (физическим и юридическим лицам), что их доходы и капиталы не будут облагаться двойным налогом, будут защищены от дискриминационного налогообложения за рубежом. Для налоговых органов международные соглашения обеспечивают возможность взаимных прямых консультаций и контактов для решения всех спорных вопросов, а также для контроля над международной деятельностью своих налогоплательщиков. Для государства налоговые соглашения являются средством закрепления на договорной основе своих прав на получение справедливой доли от налогообложения доходов и прибылей, реализуемых налогоплательщиками в сфере международной экономической деятельности.34

Особенность налоговых соглашений: они не равнозначно действуют для налоговых властей договаривающихся государств и для налогоплательщиков. Последние не обязаны пользоваться положениями налоговых соглашений, поскольку для распространения на них этих положений в каждом случае от налогоплательщика требуется заявление о его соответствующем статусе, а это заявление, в отличие от обычной налоговой декларации, не может быть истребовано у него в принудительном порядке. Поэтому, если налогоплательщик выберет для себя применение национальных режимов обеих стран, то налоговые органы вынуждены будут следовать этому выбору и у них нет практических возможностей заставить налогоплательщика перейти на режим налогового соглашения. Разумеется, это относится к налоговым властям обеих стран и налогоплательщик не может избирательно пользоваться национальным режимом в одной стране и положениями налогового соглашения - в другой.

Налоговые органы, напротив, обязаны всегда отдавать предпочтение налоговым соглашениям, если они противоречат или не совпадают с нормами национального законодательства. Если они этого не сделают, то их обязаны поправить либо компетентные власти своего государства (обычно это Министерство финансов), либо компетентные власти другого договаривающегося государства (через процедуру взаимного согласия), либо сам налогоплательщик.

Налоговые соглашения призваны устранить все возможные  случаи двойного налогообложения, которые  могут возникать в отношениях между странами-партнерами. С этой целью в соглашениях предусматривается  последовательное применение ряда строго определенных правил и процедур. Каким  же образом соглашения устраняют  это двойное налогообложение?

Существуют  методы международного налогообложения:

- международные  соглашения и конвенции

-распределительный  метод (принцип освобождения);

- односторонние  акты национального законодательства:

-  налоговый  зачет (кредит);

-  налоговая  скидка.

В соответствие с распределительным методом (принципом  освобождения) государство отказывается от налогообложения какого-либо объекта, ибо он уже облагается налогом  в другой стране. В договорах между  сторонами перечисляются виды доходов  и объектов, которые подпадают  под их налоговую юрисдикцию.

Налоговый зачет (кредит)– зачет производится за cчёт уплаченных за рубежом налогов  в счет внутренних налоговых обязательств. Далее из собственного налога вычитаются суммы налогов, уплаченных в другом государстве.

Налоговая скидка – уплаченный за рубежом налог  вычитается из суммы доходов, подлежащих налогообложению, т.е. уменьшает сумму  уплаченного за рубежом налога облагаемую базу.

Все эти следствия вытекают из того факта, что налоговые соглашения в принципе не могут вводить новые налоги или повышать действующие налоги, или иным образом как — либо увеличивать налоговое бремя налогоплательщиков.

Поэтому даже в тех случаях, когда за какой-то страной налоговым соглашением закрепляется право обложения какого — либо объекта или лица, то сама эта норма налогового соглашения еще не является основанием для взимания налога. Если внутренним налоговым законом обложение налогом в этом случае не предусмотрено, то указанная налоговая норма остается "спящей", на ее основе налог взиматься не может. При этом налоговое соглашение обычно предписывает и реакцию другой стороны партнера по налоговому соглашению: либо учет этого права как реально взятого налога с предоставлением соответствующей скидки на сумму этого разрешенного соглашением налога, либо режим предоставления налоговых льгот и скидок только на сумму действительно удержанных налогов. Таким образом, налоговые соглашения по определению могут использоваться только для устранения двойного налогообложения налогоплательщиков, но не для введения нового обложения или утяжеления каким — то образом существующих налогов.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения  обычно распространяются на налоги с  прибыли, имущества, капитала. При этом соглашения, как правило, не затрагивают  проблемы косвенного налогообложения  и не распространяются на налоги на добавленную стоимость, с продаж, на налоги, уменьшающие финансовые показатели прибыльности (налоги с оборота, на рекламу, другие налоги, включаемые в состав расходов)35.

Основные  международные соглашения об избежании  двойного налогообложения группируют следующим образом:

- соглашения  об избежании двойного налогообложения  в отношении налогов на доходы  и капитал;

- соглашения  об избежании двойного налогообложения  в отношении налогов на доходы  и имущество. Например, Конвенция  между Правительством СССР и  Правительством Соединенного Королевства  Великобритании и Северной Ирландии  об устранении двойного налогообложения  в отношении налогов на доходы  и прирост стоимости имущества  (Лондон, 31 июля 1985 г.)36;

- соглашения  об избежании двойного налогообложения  в отношении социальных налогов  и взносов на социальное страхование  - Соглашение между Правительством  СССР и Правительством Финляндской  республики о взаимном освобождении  авиапредприятий и их персонала  от налогообложения и взносов  на социальное страхование (Хельсинки, 5 мая 1972 г.)37;

- соглашения  об избежании двойного налогообложения  в области транспорта - Соглашение  об устранении двойного налогообложения  в области воздушного и морского  транспорта между СССР и Францией (Москва, 4 марта 1970 г.)38.

В отношении  иных налогов зарубежных стран, не подпадающих  под действие соглашений об избежании  двойного налогообложения (таможенные пошлины, косвенные налоги, разнообразные  муниципальные налоги), единственное, что может сделать государство  для своих физических и юридических  лиц - обеспечить для них национальный режим либо режим наибольшего  благоприятствования.

Национальный  режим применяется наиболее широко, предполагает равенство субъектов иностранного и национального права в области налогообложения. Он проявляется в двух аспектах: непосредственно в налоговом статусе субъектов иностранного права, т.е. в их правах и обязанностях как налогоплательщиков, и в наиболее важных элементах конкретных налоговых обязательств.

Например, в  праве Совета Европы закрепляется требование равного подхода к гражданам  государств-участников и к иностранцам  в сфере налогообложения. Согласно Европейской конвенции об установлении общих правил обращения с гражданами одного государства-участника на территории других государств-участников от 13 декабря  1955 г. (СЕД N 19)39 граждане любой договаривающейся стороны не облагаются на территории другой стороны иными, более высокими или более обременительными сборами, пошлинами, налогами и начислениями, чем граждане государства их пребывания в аналогичных обстоятельствах, с учетом положений о двойном налогообложении, которые содержатся в соответствующих соглашениях. В частности, данные лица имеют право на скидки и освобождения от уплаты налогов, а также на все пособия, включая пособия на иждивенцев. Аналогичной практики придерживается и Российская Федерация.

Информация о работе Международное сотрудничество в налоговой сфере