Международное сотрудничество в налоговой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:06, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью международного сотрудничества в налоговой сфере является устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Не менее важным являются и другие цели:
- гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
- унификация фискальной политики и налогового законодательства;
- разрешение проблем двойного налогообложения;

Файлы: 1 файл

Диплом!!!!.docx

— 116.91 Кб (Скачать)

Режим наибольшего  благоприятствования предусматривает  обязательство государства предоставлять  государству-партнеру и субъектам  его права льготные (наиболее благоприятные) условия по сравнению с теми, которые  действуют или могут быть введены  для любой третьей страны.

Обеспечение указанных режимов в международной  сфере осуществляется посредством  их закрепления:

- на многостороннем  правовом уровне, в частности  в Генеральном соглашении по  тарифам и торговле (ГАТТ) и других  соглашениях системы Всемирной  торговой организации (ВТО), Венской  конвенции о дипломатических сношениях 1961г40. Отдельную группу образуют многосторонние таможенные конвенции, содержащие отдельные налоговые нормы: Стамбульская конвенция о временном ввозе 199041 г. и т.д.;

- на двустороннем  уровне - в торговых договорах,  иных специальных международных  соглашениях. Соответствующие режимы  предусматриваются и в правовых  актах международных конференций.  Например, в Заключительном акте  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г., в резолюциях органов ООН, а также в актах региональных учреждений (Европейской социальной хартии 1996 г. и других документах).

В Российской Федерации модернизация налогообложения  ведется непосредственно при  содействии Международного валютного  фонда (МВФ), поэтому основное значение внутри страны придается не проблеме избежания двойного налогообложения, а реструктуризации системы налогового управления. При этом МВФ обращает внимание законодателя на проблемы взимания НДС при экспорте - импорте. Обсуждаются  вопросы о необходимости устранения внутренних противоречий между ставками налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, единого социального налога и их унификации.

В рамках сотрудничества Российской Федерации с европейскими странами необходимо использовать не только наиболее успешный опыт реформирования национальных законодательств, но и  опыт модернизации вторичного законодательства Европейского Союза, в том числе  касающийся вопросов избежания двойного налогообложения. Результатом подобной интеграции станет:

- ослабление  зависимости Российской Федерации  от международных финансовых институтов;

- сближение  политических и правовых систем  России и европейских стран;

- в перспективе  - последующее участие отечественных  юристов в разработке европейского  налогового законодательства, начиная  с проектной стадии42.

При этом следует  отметить некоторые тенденции развития современного налогового права Европейского Союза.

Продолжается  процесс разграничения полномочий в области налогов между государствами  и институтами ЕС, в основе которого просматриваются начала налогового федерализма.

Расширяется компетенция ЕС в сфере прямого  налогообложения. Принципиальные изменения  институциональной и правовой системы, предусмотренные Договором о  Конституции для Европы, затрагивают  регулирование налоговых отношений  лишь в части сотрудничества административных органов государств-членов и совместных действий по борьбе с незаконным уклонением от уплаты налогов.

Укрепляется судебная система ЕС, предусмотренная  указанным Договором. Это приведет, с одной стороны, к увеличению количества судебных решений в области  налогов, а с другой - к увеличению числа противоречий в этих решениях. Одновременно сохранится большое влияние  судебной практики на развитие налогового права ЕС.

В настоящее  время в странах - участницах ЕС происходит активная передача налогового суверенитета в пользу Сообщества. Наблюдается  и ряд новых процессов:

- рост влияния  на национальные законодательства  постановлений Европейского суда  справедливости (ЕСС), которые предлагают  толкование общих принципов Договора  об образовании Европейского  сообщества;

- давление  со стороны стран-участниц, приводящее  к устранению межгосударственной  налоговой конкуренции;

- активная  роль Комиссии ЕС в решении  вопросов применения правил предоставления  государственной помощи;

- претензии  Комиссии ЕС на право ведения  переговоров о соглашениях в  целях избежания двойного налогообложения.

Для того чтобы  Россия могла успешно отстаивать национальные интересы в сложившейся  в ЕС системе налогового регулирования, необходимо более тесное взаимодействие органов государственной власти с деловыми кругами в рамках системы  частно-государственного партнерства. Таким образом, сотрудничество с  ЕС приобретает практический характер, поскольку доступ к последней  информации об изменениях в законодательстве у российских бизнесменов шире, чем  у органов власти. Кроме того, Европейская комиссия традиционно  прислушивается к мнению бизнеса  при подготовке законодательных  норм. Следует работать и в таких  организациях, как отраслевые ассоциации бизнеса, Европейский "круглый стол" и т.д.

В отношении  налоговых платежей, подпадающих  под действие международных соглашений, страны ЕС и Россия используют два  метода устранения двойного налогообложения, предусмотренные Типовой конвенцией об избежании двойного налогообложения  доходов и капитала (1963 г. и 1977 г.), принятой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Освобождение  с последовательностью предполагает, что исключительное право на налог  с определенного вида дохода принадлежит  одной из договаривающихся стран. Договоры, где использован этот метод, содержат перечисление отдельных видов дохода. Они облагаются налогом в одной  стране и освобождаются от него в  другой. Условие же последовательности проявляется в том, что с оставшегося  облагаемого дохода налог будет  взиматься так, как если бы освобожденный  от уплаты налога доход все же был  обложен в пользу фиска.

Обычный вычет  означает, что обе договаривающиеся страны могут облагать доход налогом, но одна страна должна снизить размер своего налога до уровня налогообложения  другой договаривающейся страны, если он там ниже.

Помимо вышеназванных  общих методов избежания двойного налогообложения применяют и  специальные. Прежде всего в отношении  достаточно распространенных в условиях глобализации бизнеса косвенных  налогов (НДС, импортные пошлины, акцизы, налоги с продаж) и индивидуальных подоходных налогов. Так, при экспорте и импорте товаров используют кредит на заграничные налоги и налоговую скидку, а применительно к конкретной сделке в текст торгового контракта (договора об оказании услуг, кредитного соглашения) включают налоговую оговорку.43

Добросовестная  налоговая конкуренция предполагает определенное соперничество между  налоговыми системами различных  стран на основе уровня налоговых  ставок, а также порядка расчета  налогооблагаемого дохода. Одновременно большое значение придается таким  важнейшим для мобильных факторов производства налогам, как налог  на прибыль компаний, налог на распределение  прибыли в форме процентов, дивидендов, роялти, налог на финансовые операции. С точки зрения величины общего налогового бремени по данным видам налоговых  платежей в мировой экономике  можно выделить две группы стран:

- юрисдикции, не имеющие существенных различий  в уровне и характере налогообложения  отечественных и зарубежных инвесторов, физических и юридических лиц  - резидентов и нерезидентов;

- юрисдикции  с резко различающимися налоговыми  режимами для резидентов и  нерезидентов, предоставляющие льготы  иностранным инвесторам в отдельных  сферах экономики.

Вторую группу стран составляют государства, где  создан режим, благоприятный для  уклонения от уплаты налогов и  легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Борьба с этими негативными явлениями стала еще одним средством для решения проблемы устранения международного двойного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  §2.2. Борьба   с   уклонением   от   уплаты    налогов

Кроме цели устранения двойного налогообложения, налоговые соглашения имеют и вторую, но не менее важную цель - борьбу с уклонением от уплаты налогов. Особое значение практически все государства придают решению вопроса борьбы с налоговыми правонарушениями, которые чаще всего связаны с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов и имеют по сути дела международный характер. Особая роль налоговых соглашений в этой сфере заключается в том, что они устанавливают основы и порядок сотрудничества налоговых органов, которые в противном случае не имели бы права на поддержание между собой таких контактов и связей. Отсюда следует обозначить чрезвычайную актуальность сотрудничества органов налогового контроля различных государств.

Поэтому в налоговые соглашения включается целый ряд положений, способствующих борьбе налоговых органов против укрытия доходов от налогов и скрытного перевода прибылей за рубеж. Это положение о «коррекции доходов постоянного делового «учреждения». Однако наиболее важное значение для борьбы с уклонением от налогов имеет содержащаяся в соглашениях статья об обмене информацией. Можно также отметить, что для налоговых органов она является таким же «соглашением в соглашении», что и статья о дискриминации для налогоплательщиков.

В основе данного сотрудничества лежит Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, -подписанная в Минске 22 января 1993 года и ратифицированная Федеральным законом от 4 августа. 1994 год № 47-Ф344, а также ряд других международно-правовых документов деятельности органов налогового контроля. Работу по установлению, поддержанию и развитию международных контактов с налоговыми службами зарубежных стран для  чтения и обмена налоговой информацией ведет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Изначально эта работа велась в рамках Госналогслужбы России, а после преобразования в 1998 году в Министерство РФ по налогам и сборам. Министерство финансов РФ, являясь компетентным органом по соглашениям об избежании двойного налогообложения, официально передало МНС России свои полномочия на ведение работы в рамках статьи "Обмен информацией" соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 года №1344 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства" был одобрен типовой проект соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством иностранного государства о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. Договаривающиеся государства будут обмениваться  информацией, необходимой для выполнения положений настоящей конвенции или внутренних законов договаривающихся государств. При этом устанавливается, что обмен такой информацией не ограничивается только резидентами стран — партнеров, а может затрагивать других лиц45. В статье имеется также весьма важное положение о том, что полученная информация может использоваться для подготовки обвинительных процессов и в судебных расследованиях.

Хотя есть некоторые ограничения в отношении обмена информацией. Не допускается:

-обмен информацией, недоступной по законам или административной практике хотя бы одного договаривающегося государства;

-обмен информацией, содержащей коммерческие, промышленные, профессиональные секреты и так далее, или информацией, угрожающей общественному порядку (то есть разглашение которой не в интересах государства), кроме того, установлено, что положение об обмене информацией не может трактоваться как обязывающее принимать меры, противоречащие законам или административной практике хотя бы одного из государств46. Однако, не смотря на эти ограничения, пределы для сотрудничества между налоговыми органами остаются весьма широкими. Многие государства в последние годы значительно расширили права налоговых органов в сборе и использовании налоговой информации, а некоторые в свое налоговое законодательство включили положения об обмене информацией с другими странами (на основе взаимности в качестве внутренней нормы). Кроме того, на практике отмечаются тенденции трактовать статью об обмене информацией весьма расширенно, и компетентные органы нередко выходят за рамки ее буквальных формулировок. Вместе с тем расширение Сотрудничества между налоговыми органами различных стран может оказаться полезным и для многих налогоплательщиков, особенно для тех из них, которые желали бы скорейшего разрешения их дел, не прибегая к предусмотренной соглашениями процедуре «согласование между компетентными органами», но с гарантией сохранения для них иностранного налогового кредита в соответствующем объеме.

Как правило, должен осуществляется обмен следующей информацией:

-общей  налоговой информацией - текстами законов, инструкциями.  
Разъяснениями, любыми официальными материалами о порядке выполнения соглашения, разъяснениями налоговых органов по отдельным вопросам, решениям судов и тому подобное.

-обычной информацией о налогоплательщиках — в основном сведениями о доходах, полученных из местных источников резидентами страны партнера.

-специфической информацией о налогоплательщиках — сведениями о  
финансовой деятельности налогоплательщиков, о их перемещениях и  
выездах из страны, о налоговом статусе или налоговом режиме, распространяемом на них, и так далее47.

Кроме того, по просьбе может предоставляться и другая информация,  
необходимая, например, для расследования конкретных налоговых  
злоупотреблений. Следует заметить, что существующие во многих странах законы о коммерческой и банковской тайне не разрешают предоставление такой информации, однако это ограничение не действует в случаях совершения преступления, в том числе налогового.

Информация о работе Международное сотрудничество в налоговой сфере