Жизненный и творческий путь Джузеппе Верди (1813 –1901)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:14, реферат

Краткое описание

Джузеппе Верди (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.

Оглавление

Биография Джузеппе Верди
Творческий путь Джузеппе Верди
Опера «Риголетто»
Опера «Травиата»
Опера «Аида»
Опера «Бал-маскарад»
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Итальянский композитор.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

   1 часть – медленная («Не ты  ли мне...» f-moll). Отличается задумчивым, элегическим характером. Плавная  вальсообразная мелодия полна трепета и нежности, внутреннего волнения (паузы, рр, сдержанный аккомпанемент). В качестве своеобразного припева к основной мелодии выступает тема любовного признания Альфреда. Отныне эта прекрасная мелодия, очень близкая теме любви из оркестровой прелюдии, становится ведущей лейттемой оперы (т.н. 2-я т. любви). В арии Виолетты она звучит несколько раз, сначала в ее партии, а потом у Альфреда, голос которого дан вторым планом. 

   2 часть арии – быстрая («Быть  свободной...» As-dur). Это блестящий вальс, увлекающий стремительностью ритма и виртуозной колоратурой. Подобное 2хчастное строение встречается во многих оперных ариях; однако Верди приблизил арию Виолетты к свободной снене-монологу, включив в нее выразительные речитативные связки (в них – отражение душевной борьбы Виолетты) и использовав прием двуплановости (голос Альфреда издалека). 

   Полюбив Альфреда, Виолетта покинула вместе с  ним шумный Париж, порвав со своим  прошлым. Чтобы подчеркнуть эволюцию главной героини, Верди во II действии коренным образом изменяет особенности ее музыкальной речи. Внешний блеск и виртуозные рулады исчезают, интонации приобретают песенную простоту. 

   В центре II действия – дуэт Виолетты с Жоржем Жермоном, отцом Альфреда. Это, в полном смысле слова, психологический поединок двух натур: душевное благородство Виолетты противопоставлено обывательской посредственности Жоржа Жермона. 

   Композиционно дуэт очень далек от традиционного  типа совместного пения. Это свободная  сцена, включающая речитативы, ариозо, ансамблевое пение. В построении сцены можно выделить три больших раздела, связанных речитативными диалогами. 

   I раздел включает ариозо Жермона  «Чистую, с сердцем ангела»  и ответное соло Виолетты «Вы  поймете ль силу страсти». Партия  Виолетты отличается бурным волнением и резко контрастирует размеренной кантилене Жермона. 

   Музыка 2 раздела отражает перелом в настроении Виолетты. Жермону удается заронить в ее душе мучительные сомнения в  долговечности любви Альфреда (ариозо Жермона «Минует увлеченье») и  она уступает его просьбам («Дочери вашей...»). В отличие от 1-го раздела, во 2-м преобладает совместное пение, в котором ведущая роль принадлежит Виолетте. 

   З раздел («Умру, но памяти моей") посвящен показу самоотверженной решимости  Виолетты отречься от своего счастья. Его музыка выдержана в характере сурового марша. 

   Следующая за дуэтом сцена прощального письма Виолетты и ее расставания с Aльфредом полна душевного смятения и страсти, которая достигает кульминации  в экспрессивном звучании т. любви  из оркестровой прелюдии (на словах «Ах, Альфред мой! Я так люблю тебя»). 
 

   Драма Виолетты, решившейся уйти от Альфреда, продолжается на балу у Флоры (финал 2 д. или 2 картина 2 д.) Вновь, как и  в начале оперы, звучит беззаботная  танцевальная музыка, но теперь пестрая  суета бала тяготит Виолетту; она мучительно переживает разрыв с любимым. Кульминация финала 2 д. – оскорбление Альфреда, бросающего к ногам Виолетты деньги – плату за любовь. 

   III действие почти целиком посвящено  Виолетте, измученной болезнью и  всеми покинутой. Уже в небольшом оркестровом вступлении возникает ощущение приближающейся катастрофы. Оно основано на теме умирающей Виолетты из оркестровой прелюдии к I действию, только в более напряженном c-moll. Характерно, что во вступлении к III действию нет второй, контрастной темы – темы любви. 

   Центральный по значению эпизод III действия – ария Виолетты «Простите вы навеки». Это  прощание с жизнью, с минутами счастья. Перед началом арии в оркестре появляется 2-я т. любви (когда Виолетта читает письмо Жоржа Жермона). Мелодия арии очень проста, строится на плавных мотивах опевания и песенных ходах на сексту. Очень выразителен ритм: акценты на слабых долях и длительные паузы вызывают ассоциации с затрудненным дыханием, с физическим изнеможением. Тональное развитие от a-moll направлено к параллельно­му, а затем к одноименному мажору, тем горестнее возвращение в минор. Форма куплетная. Трагизм ситуации усугубляют праздничные звуки карнавала, врывающиеся в открытое окно (в финале «Риголетто» в аналогичной роли выступает песенка Герцога). 

   Атмосферу приближающейся смерти ненадолго озаряет  радость встречи Виолетты с вернувшимся  Альфредом. Их дуэт «Покинем край мы»  – это еще один вальс, светлый  и мечтательный. Однако силы вскоре покидают Виолетту. Торжественно и  скорбно звучит музыка последнего прощания, когда Виолетта дарит Альфреду свой медальон (хоральные аккорды в остинатном ритме на рррр – характерные признаки траурного марша). Перед самой развязкой снова звучит тема любви в предельно тихой звучности струнных инструментов. 
 

   5. Опера «Аида» 

     Создание «Аиды» (Каир, 1871 г.) связано  с предложением со стороны  египетского правительства написать  оперу для нового оперного  театра в Каире в ознаменование  открытия Суэцкого канала. Сюжет  был разработан известным французским  ученым-египтологом Огюстом Мариеттом по старинной египетской легенде. 

   В опере раскрывается идея борьбы между  добром и злом, любовью и ненавистью. Человеческие страсти, надежды сталкиваются с неумолимостью рока, судьбы. Впервые  этот конфликт дан в оркестровом  вступлении к опере, где сопоставляются, а затем и полифонически совмещаются два ведущих лейтмотива – тема Аиды (олицетворение образа любви) и тема жрецов (обобщенный образ зла, рока). 

   По  своему стилю «Аида» во многом близка «большой французской опере»:

   большими масштабами (4 действия, 7 картин);

   декоративной  пышностью, блеском, «зрелищностью»;

   обилием массовых хоровых сцен и больших  ансамблей;

   большой ролью балета, торжественных шествий. 

   Вместе  с тем, элементы «большой» оперы  сочетаются с чертами лирико-психологической драмы, поскольку основная гуманистическая идея усилена психологическим конфликтом: все главные герои оперы, составляющие любовный «треугольник», испытывают острейшие внутренние противоречия. Так, Аида считает свою любовь к Радамесу предательством перед отцом, братьями, родиной; в душе Радамеса борется воинский долг и любовь к Аиде; между страстью и ревностью мечется Амнерис. 

   Сложность идейного содержания, акцент на психологическим  конфликте обусловили сложность  драматургии, которая отличается подчеркнутой конфликтностью. «Аида» – поистине опера драматических столкновений и напряженной борьбы не только между врагами, но и между любящими. 

   1 картина I действия содержит экспозицию  всех основных персонажей оперы,  кроме Амонасро, отца Аиды, и завязку  любовной линии, которая отнесена буквально в самое начало оперы. Это трио ревности (№ 3), где раскрываются сложные взаимоотношения участников «любовного треугольника» – первая ансамблевая сцена оперы. В его порывистой музыке слышна и тревога, волнение Аиды и Радамеса, и едва сдерживаемый гнев Амнерис. Оркестровая партия трио основана на лейтмотиве ревности. 

   Кульминация I действия – монолог Аиды, характеризующий  борьбу самых противоречивых чувств в ее душе. Он построен в виде большой  свободной сцены[1], состоящей из 5 самостоятельных контрастных разделов: 

   а) вступительный речитатив, фиксирующий  душевное смятение героини; 

   б) «безумное слово, о боги простите!»  – ариозно-декламационного склада, он передает переживания Аиды, связанные  с ее отцом; 

   в) «любовь забыла» – строится на лейтмотиве любви Аиды, которая вспоминает о Радамесе; 

   г) «и я не смею открыто, свободно...»  – проникновенный и печальный; 

   д) «боги мои» – мольба о смерти в духе возвышенного lamento. 

   Монолог окружен двумя развернутыми массовыми  сценами – сценой «прославления Египта» с торжественным гимном «К берегам священным Нила» и «сценой посвящения Радамеса» (это 2-я картина I д.), которые по контрасту подчеркивают его центральное положение. «Сцена посвящения» в драматургическом развитии выполняет функцию «торможения», т.е. временного отступления от основной психологической линии. Вместе с тем, она обогащает музыку оперы новым – ориентальным (восточным) колоритом, который подчеркивает экзотичность сюжета, рисует место действия. 

   Во 2 действии контрастность усиливается. В первой его картине более крупным планом дано противопоставление двух соперниц (в их дуэте), а во второй картине (это финал 2-го действия) значительно обостряется основной конфликт оперы благодаря включению в него Амонасро, эфиопских пленников с одной стороны, и египетского фараона, Амнерис, египтян с другой. 

   В 3 действии драматургическое развитие всецело переключается в психологическую  плоскость – в область человеческих взаимоотношений. Один за другим следуют  два дуэта: Аида-Амонасро и Аида-Радамес. Они очень различны в выразительном и композиционном решении, но в то же время создают единую линию постепенно возрастающего драматического напряжения. В самом конце действия происходит сюжетный «взрыв» – невольное предательство Радамеса и внезапное появление Амнерис, Рамфиса, жрецов. 

   4 действие – абсолютная вершина  оперы. Налицо его репризность  по отношению к I действию: а)  оба открываются дуэтом Амнерис  и Радамеса; 

   б) в финале повторяются темы из «сцены посвящения», в частности, молитва  великой жрицы (однако если раньше эта музыка сопровождала торжественное величание Радамеса, то здесь – его ритуальное отпевание). 

   В 4 действии – две кульминации: трагическая  в сцене суда и «тихая», лирическая в финале, в прощальном дуэте Аиды и Радамеса. Сцена суда – это трагическая развязка оперы, где действие развивается в двух параллельных планах. Из подземелья доносится музыка жрецов, обвиняющих Радамеса, а на переднем плане с отчаянием взывает к богам рыдающая Амнерис. Образ Амнерис наделен в сцене суда трагическими чертами. То, что она, в сущности, сама оказывается жертвой жрецов, приобщает Амнерис к положительному лагерю: она как бы занимает место Аиды в основном конфликте оперы. 

   Наличие второй, «тихой» кульминации –  чрезвычайно важная особенность  драматургии «Аиды». После грандиозных шествий, процессий, триумфальных маршей, балетных сцен, напряженных столкновений, подобная тихая, лирическая концовка утверждает прекрасную идею любви и подвига во имя нее. 

   Ансамблевые сцены. Все важнейшие моменты  в развитии психологического конфликта в «Аиде» связаны с ансамблевыми сценами, роль которых исключительно велика. Это и «трио ревности», выполняющее в опере функцию завязки, и дуэт Аида с Амнерис – первая кульминация оперы, и дуэт Аиды с Радамесом в финале – развязка любовной линии. 

   Особенно  велика роль дуэтных сцен, возникающих  в наиболее напряженных ситуациях. В I действии это дуэт Амнерис с  Радамесом, перерастающий в «трио  ревности»; во 2 действии – дуэт Аиды с Амнерис; в 3 действии два дуэта  с участием Аиды следуют подряд. Один из них – с отцом, другой – с Радамесом; в 4 действии тоже два дуэта, окружающих кульминационную сцену суда: в начале – Радамес–Амнерис, конце – Радамес–Аида. Едва ли найдется другая опера, в которой было бы столько дуэтов. 

   При этом все они очень индивидуальны. Встречи Аида с Радамесом не носят конфликтного характера и приближаются к типу «ансамблей согласия» (особенно в финале). Во встречах Радамеса с Амнерис участники резко обособлены, но борьбы не возникает, Радамес уклоняется от нее. А вот встречи Аиды с Амнерис и Амонасро в полном смысле слова можно назвать духовными поединками. 

   С точки зрения формы все ансамбли «Аиды» являются свободно организованными  сценами, построение которых всецело  зависит от конкретного психологического содержания. В них чередуются эпизоды, основанные на сольном и ансамблевом пении, речитативные и чисто оркестровые разделы. Яркий пример очень динамичной сцены-диалога – дуэт Аида и Амнерис из 2 действия («дуэт испытания»). Образы двух соперниц показаны в столкновении и динамике: эволюция образа Амнерис идет от лицемерной мягкости, вкрадчивости к нескрываемой ненависти. Ее вокальная партия строится преимущественно на патетическом речитативе. Кульминация в этом развитии наступает в момент «сбрасывания маски» – в теме «Ты любишь, люблю и я». Ее неистовый характер, широта диапазона, неожиданность акцентов характеризуют властный, неукротимый нрав Амнерис. 

Информация о работе Жизненный и творческий путь Джузеппе Верди (1813 –1901)