Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:14, реферат
Джузеппе Верди (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.
Биография Джузеппе Верди
Творческий путь Джузеппе Верди
Опера «Риголетто»
Опера «Травиата»
Опера «Аида»
Опера «Бал-маскарад»
Список литературы.
1
часть – медленная («Не ты
ли мне...» f-moll). Отличается задумчивым,
элегическим характером. Плавная
вальсообразная мелодия полна трепета
и нежности, внутреннего волнения (паузы,
рр, сдержанный аккомпанемент). В качестве
своеобразного припева к основной мелодии
выступает тема любовного признания Альфреда.
Отныне эта прекрасная мелодия, очень
близкая теме любви из оркестровой прелюдии,
становится ведущей лейттемой оперы (т.н.
2-я т. любви). В арии Виолетты она звучит
несколько раз, сначала в ее партии, а потом
у Альфреда, голос которого дан вторым
планом.
2
часть арии – быстрая («Быть
свободной...» As-dur). Это блестящий вальс,
увлекающий стремительностью ритма и
виртуозной колоратурой. Подобное 2хчастное
строение встречается во многих оперных
ариях; однако Верди приблизил арию Виолетты
к свободной снене-монологу, включив в
нее выразительные речитативные связки
(в них – отражение душевной борьбы Виолетты)
и использовав прием двуплановости (голос
Альфреда издалека).
Полюбив
Альфреда, Виолетта покинула вместе с
ним шумный Париж, порвав со своим
прошлым. Чтобы подчеркнуть эволюцию
главной героини, Верди во II действии
коренным образом изменяет особенности
ее музыкальной речи. Внешний блеск и виртуозные
рулады исчезают, интонации приобретают
песенную простоту.
В
центре II действия – дуэт Виолетты
с Жоржем Жермоном, отцом Альфреда.
Это, в полном смысле слова, психологический
поединок двух натур: душевное благородство
Виолетты противопоставлено обывательской
посредственности Жоржа Жермона.
Композиционно
дуэт очень далек от традиционного
типа совместного пения. Это свободная
сцена, включающая речитативы, ариозо,
ансамблевое пение. В построении сцены
можно выделить три больших раздела, связанных
речитативными диалогами.
I
раздел включает ариозо
Музыка
2 раздела отражает перелом в настроении
Виолетты. Жермону удается заронить
в ее душе мучительные сомнения в
долговечности любви Альфреда (ариозо
Жермона «Минует увлеченье») и
она уступает его просьбам («Дочери
вашей...»). В отличие от 1-го раздела, во
2-м преобладает совместное пение, в котором
ведущая роль принадлежит Виолетте.
З
раздел («Умру, но памяти моей") посвящен
показу самоотверженной решимости
Виолетты отречься от своего счастья.
Его музыка выдержана в характере сурового
марша.
Следующая
за дуэтом сцена прощального письма
Виолетты и ее расставания с Aльфредом
полна душевного смятения и страсти,
которая достигает кульминации
в экспрессивном звучании т. любви
из оркестровой прелюдии (на словах
«Ах, Альфред мой! Я так люблю тебя»).
Драма
Виолетты, решившейся уйти от Альфреда,
продолжается на балу у Флоры (финал
2 д. или 2 картина 2 д.) Вновь, как и
в начале оперы, звучит беззаботная
танцевальная музыка, но теперь пестрая
суета бала тяготит Виолетту; она мучительно
переживает разрыв с любимым. Кульминация
финала 2 д. – оскорбление Альфреда, бросающего
к ногам Виолетты деньги – плату за любовь.
III
действие почти целиком
Центральный
по значению эпизод III действия – ария
Виолетты «Простите вы навеки». Это
прощание с жизнью, с минутами счастья.
Перед началом арии в оркестре
появляется 2-я т. любви (когда Виолетта
читает письмо Жоржа Жермона). Мелодия
арии очень проста, строится на плавных
мотивах опевания и песенных ходах на
сексту. Очень выразителен ритм: акценты
на слабых долях и длительные паузы вызывают
ассоциации с затрудненным дыханием, с
физическим изнеможением. Тональное развитие
от a-moll направлено к параллельному, а
затем к одноименному мажору, тем горестнее
возвращение в минор. Форма куплетная.
Трагизм ситуации усугубляют праздничные
звуки карнавала, врывающиеся в открытое
окно (в финале «Риголетто» в аналогичной
роли выступает песенка Герцога).
Атмосферу
приближающейся смерти ненадолго озаряет
радость встречи Виолетты с вернувшимся
Альфредом. Их дуэт «Покинем край мы»
– это еще один вальс, светлый
и мечтательный. Однако силы вскоре
покидают Виолетту. Торжественно и
скорбно звучит музыка последнего прощания,
когда Виолетта дарит Альфреду свой медальон
(хоральные аккорды в остинатном ритме
на рррр – характерные признаки траурного
марша). Перед самой развязкой снова звучит
тема любви в предельно тихой звучности
струнных инструментов.
5.
Опера «Аида»
Создание «Аиды» (Каир, 1871 г.) связано
с предложением со стороны
египетского правительства
В
опере раскрывается идея борьбы между
добром и злом, любовью и ненавистью.
Человеческие страсти, надежды сталкиваются
с неумолимостью рока, судьбы. Впервые
этот конфликт дан в оркестровом
вступлении к опере, где сопоставляются,
а затем и полифонически совмещаются два
ведущих лейтмотива – тема Аиды (олицетворение
образа любви) и тема жрецов (обобщенный
образ зла, рока).
По своему стилю «Аида» во многом близка «большой французской опере»:
большими масштабами (4 действия, 7 картин);
декоративной пышностью, блеском, «зрелищностью»;
обилием массовых хоровых сцен и больших ансамблей;
большой
ролью балета, торжественных шествий.
Вместе
с тем, элементы «большой» оперы
сочетаются с чертами лирико-
Сложность
идейного содержания, акцент на психологическим
конфликте обусловили сложность
драматургии, которая отличается подчеркнутой
конфликтностью. «Аида» – поистине опера
драматических столкновений и напряженной
борьбы не только между врагами, но и между
любящими.
1
картина I действия содержит экспозицию
всех основных персонажей
Кульминация
I действия – монолог Аиды, характеризующий
борьбу самых противоречивых чувств
в ее душе. Он построен в виде большой
свободной сцены[1], состоящей из 5 самостоятельных
контрастных разделов:
а)
вступительный речитатив, фиксирующий
душевное смятение героини;
б)
«безумное слово, о боги простите!»
– ариозно-декламационного
в)
«любовь забыла» – строится на лейтмотиве
любви Аиды, которая вспоминает о Радамесе;
г)
«и я не смею открыто, свободно...»
– проникновенный и печальный;
д)
«боги мои» – мольба о смерти
в духе возвышенного lamento.
Монолог
окружен двумя развернутыми массовыми
сценами – сценой «прославления Египта»
с торжественным гимном «К берегам священным
Нила» и «сценой посвящения Радамеса»
(это 2-я картина I д.), которые по контрасту
подчеркивают его центральное положение.
«Сцена посвящения» в драматургическом
развитии выполняет функцию «торможения»,
т.е. временного отступления от основной
психологической линии. Вместе с тем, она
обогащает музыку оперы новым – ориентальным
(восточным) колоритом, который подчеркивает
экзотичность сюжета, рисует место действия.
Во
2 действии контрастность усиливается.
В первой его картине более крупным планом
дано противопоставление двух соперниц
(в их дуэте), а во второй картине (это финал
2-го действия) значительно обостряется
основной конфликт оперы благодаря включению
в него Амонасро, эфиопских пленников
с одной стороны, и египетского фараона,
Амнерис, египтян с другой.
В
3 действии драматургическое развитие
всецело переключается в
4
действие – абсолютная вершина
оперы. Налицо его репризность
по отношению к I действию: а)
оба открываются дуэтом
б)
в финале повторяются темы из «сцены
посвящения», в частности, молитва
великой жрицы (однако если раньше эта
музыка сопровождала торжественное величание
Радамеса, то здесь – его ритуальное отпевание).
В
4 действии – две кульминации: трагическая
в сцене суда и «тихая», лирическая
в финале, в прощальном дуэте Аиды
и Радамеса. Сцена суда – это трагическая
развязка оперы, где действие развивается
в двух параллельных планах. Из подземелья
доносится музыка жрецов, обвиняющих Радамеса,
а на переднем плане с отчаянием взывает
к богам рыдающая Амнерис. Образ Амнерис
наделен в сцене суда трагическими чертами.
То, что она, в сущности, сама оказывается
жертвой жрецов, приобщает Амнерис к положительному
лагерю: она как бы занимает место Аиды
в основном конфликте оперы.
Наличие
второй, «тихой» кульминации –
чрезвычайно важная особенность
драматургии «Аиды». После грандиозных
шествий, процессий, триумфальных маршей,
балетных сцен, напряженных столкновений,
подобная тихая, лирическая концовка утверждает
прекрасную идею любви и подвига во имя
нее.
Ансамблевые
сцены. Все важнейшие моменты
в развитии психологического конфликта
в «Аиде» связаны с ансамблевыми сценами,
роль которых исключительно велика. Это
и «трио ревности», выполняющее в опере
функцию завязки, и дуэт Аида с Амнерис
– первая кульминация оперы, и дуэт Аиды
с Радамесом в финале – развязка любовной
линии.
Особенно
велика роль дуэтных сцен, возникающих
в наиболее напряженных ситуациях.
В I действии это дуэт Амнерис с
Радамесом, перерастающий в «трио
ревности»; во 2 действии – дуэт Аиды
с Амнерис; в 3 действии два дуэта
с участием Аиды следуют подряд. Один
из них – с отцом, другой – с Радамесом;
в 4 действии тоже два дуэта, окружающих
кульминационную сцену суда: в начале
– Радамес–Амнерис, конце – Радамес–Аида.
Едва ли найдется другая опера, в которой
было бы столько дуэтов.
При
этом все они очень индивидуальны. Встречи
Аида с Радамесом не носят конфликтного
характера и приближаются к типу «ансамблей
согласия» (особенно в финале). Во встречах
Радамеса с Амнерис участники резко обособлены,
но борьбы не возникает, Радамес уклоняется
от нее. А вот встречи Аиды с Амнерис и
Амонасро в полном смысле слова можно
назвать духовными поединками.
С
точки зрения формы все ансамбли
«Аиды» являются свободно организованными
сценами, построение которых всецело
зависит от конкретного психологического
содержания. В них чередуются эпизоды,
основанные на сольном и ансамблевом пении,
речитативные и чисто оркестровые разделы.
Яркий пример очень динамичной сцены-диалога
– дуэт Аида и Амнерис из 2 действия («дуэт
испытания»). Образы двух соперниц показаны
в столкновении и динамике: эволюция образа
Амнерис идет от лицемерной мягкости,
вкрадчивости к нескрываемой ненависти.
Ее вокальная партия строится преимущественно
на патетическом речитативе. Кульминация
в этом развитии наступает в момент «сбрасывания
маски» – в теме «Ты любишь, люблю и я».
Ее неистовый характер, широта диапазона,
неожиданность акцентов характеризуют
властный, неукротимый нрав Амнерис.
Информация о работе Жизненный и творческий путь Джузеппе Верди (1813 –1901)