Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:14, реферат
Джузеппе Верди (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.
Биография Джузеппе Верди
Творческий путь Джузеппе Верди
Опера «Риголетто»
Опера «Травиата»
Опера «Аида»
Опера «Бал-маскарад»
Список литературы.
   1 
часть – медленная («Не ты 
ли мне...» f-moll). Отличается задумчивым, 
элегическим характером. Плавная 
вальсообразная мелодия полна трепета 
и нежности, внутреннего волнения (паузы, 
рр, сдержанный аккомпанемент). В качестве 
своеобразного припева к основной мелодии 
выступает тема любовного признания Альфреда. 
Отныне эта прекрасная мелодия, очень 
близкая теме любви из оркестровой прелюдии, 
становится ведущей лейттемой оперы (т.н. 
2-я т. любви). В арии Виолетты она звучит 
несколько раз, сначала в ее партии, а потом 
у Альфреда, голос которого дан вторым 
планом. 
   2 
часть арии – быстрая («Быть 
свободной...» As-dur). Это блестящий вальс, 
увлекающий стремительностью ритма и 
виртуозной колоратурой. Подобное 2хчастное 
строение встречается во многих оперных 
ариях; однако Верди приблизил арию Виолетты 
к свободной снене-монологу, включив в 
нее выразительные речитативные связки 
(в них – отражение душевной борьбы Виолетты) 
и использовав прием двуплановости (голос 
Альфреда издалека). 
   Полюбив 
Альфреда, Виолетта покинула вместе с 
ним шумный Париж, порвав со своим 
прошлым. Чтобы подчеркнуть эволюцию 
главной героини, Верди во II действии 
коренным образом изменяет особенности 
ее музыкальной речи. Внешний блеск и виртуозные 
рулады исчезают, интонации приобретают 
песенную простоту. 
   В 
центре II действия – дуэт Виолетты 
с Жоржем Жермоном, отцом Альфреда. 
Это, в полном смысле слова, психологический 
поединок двух натур: душевное благородство 
Виолетты противопоставлено обывательской 
посредственности Жоржа Жермона. 
   Композиционно 
дуэт очень далек от традиционного 
типа совместного пения. Это свободная 
сцена, включающая речитативы, ариозо, 
ансамблевое пение. В построении сцены 
можно выделить три больших раздела, связанных 
речитативными диалогами. 
   I 
раздел включает ариозо 
   Музыка 
2 раздела отражает перелом в настроении 
Виолетты. Жермону удается заронить 
в ее душе мучительные сомнения в 
долговечности любви Альфреда (ариозо 
Жермона «Минует увлеченье») и 
она уступает его просьбам («Дочери 
вашей...»). В отличие от 1-го раздела, во 
2-м преобладает совместное пение, в котором 
ведущая роль принадлежит Виолетте. 
   З 
раздел («Умру, но памяти моей") посвящен 
показу самоотверженной решимости 
Виолетты отречься от своего счастья. 
Его музыка выдержана в характере сурового 
марша. 
   Следующая 
за дуэтом сцена прощального письма 
Виолетты и ее расставания с Aльфредом 
полна душевного смятения и страсти, 
которая достигает кульминации 
в экспрессивном звучании т. любви 
из оркестровой прелюдии (на словах 
«Ах, Альфред мой! Я так люблю тебя»). 
 
   Драма 
Виолетты, решившейся уйти от Альфреда, 
продолжается на балу у Флоры (финал 
2 д. или 2 картина 2 д.) Вновь, как и 
в начале оперы, звучит беззаботная 
танцевальная музыка, но теперь пестрая 
суета бала тяготит Виолетту; она мучительно 
переживает разрыв с любимым. Кульминация 
финала 2 д. – оскорбление Альфреда, бросающего 
к ногам Виолетты деньги – плату за любовь. 
   III 
действие почти целиком 
   Центральный 
по значению эпизод III действия – ария 
Виолетты «Простите вы навеки». Это 
прощание с жизнью, с минутами счастья. 
Перед началом арии в оркестре 
появляется 2-я т. любви (когда Виолетта 
читает письмо Жоржа Жермона). Мелодия 
арии очень проста, строится на плавных 
мотивах опевания и песенных ходах на 
сексту. Очень выразителен ритм: акценты 
на слабых долях и длительные паузы вызывают 
ассоциации с затрудненным дыханием, с 
физическим изнеможением. Тональное развитие 
от a-moll направлено к параллельному, а 
затем к одноименному мажору, тем горестнее 
возвращение в минор. Форма куплетная. 
Трагизм ситуации усугубляют праздничные 
звуки карнавала, врывающиеся в открытое 
окно (в финале «Риголетто» в аналогичной 
роли выступает песенка Герцога). 
   Атмосферу 
приближающейся смерти ненадолго озаряет 
радость встречи Виолетты с вернувшимся 
Альфредом. Их дуэт «Покинем край мы» 
– это еще один вальс, светлый 
и мечтательный. Однако силы вскоре 
покидают Виолетту. Торжественно и 
скорбно звучит музыка последнего прощания, 
когда Виолетта дарит Альфреду свой медальон 
(хоральные аккорды в остинатном ритме 
на рррр – характерные признаки траурного 
марша). Перед самой развязкой снова звучит 
тема любви в предельно тихой звучности 
струнных инструментов. 
 
   5. 
Опера «Аида» 
    
Создание «Аиды» (Каир, 1871 г.) связано 
с предложением со стороны 
египетского правительства 
   В 
опере раскрывается идея борьбы между 
добром и злом, любовью и ненавистью. 
Человеческие страсти, надежды сталкиваются 
с неумолимостью рока, судьбы. Впервые 
этот конфликт дан в оркестровом 
вступлении к опере, где сопоставляются, 
а затем и полифонически совмещаются два 
ведущих лейтмотива – тема Аиды (олицетворение 
образа любви) и тема жрецов (обобщенный 
образ зла, рока). 
По своему стилю «Аида» во многом близка «большой французской опере»:
большими масштабами (4 действия, 7 картин);
декоративной пышностью, блеском, «зрелищностью»;
обилием массовых хоровых сцен и больших ансамблей;
   большой 
ролью балета, торжественных шествий. 
   Вместе 
с тем, элементы «большой» оперы 
сочетаются с чертами лирико-
   Сложность 
идейного содержания, акцент на психологическим 
конфликте обусловили сложность 
драматургии, которая отличается подчеркнутой 
конфликтностью. «Аида» – поистине опера 
драматических столкновений и напряженной 
борьбы не только между врагами, но и между 
любящими. 
   1 
картина I действия содержит экспозицию 
всех основных персонажей 
   Кульминация 
I действия – монолог Аиды, характеризующий 
борьбу самых противоречивых чувств 
в ее душе. Он построен в виде большой 
свободной сцены[1], состоящей из 5 самостоятельных 
контрастных разделов: 
   а) 
вступительный речитатив, фиксирующий 
душевное смятение героини; 
   б) 
«безумное слово, о боги простите!» 
– ариозно-декламационного 
   в) 
«любовь забыла» – строится на лейтмотиве 
любви Аиды, которая вспоминает о Радамесе; 
   г) 
«и я не смею открыто, свободно...» 
– проникновенный и печальный; 
   д) 
«боги мои» – мольба о смерти 
в духе возвышенного lamento. 
   Монолог 
окружен двумя развернутыми массовыми 
сценами – сценой «прославления Египта» 
с торжественным гимном «К берегам священным 
Нила» и «сценой посвящения Радамеса» 
(это 2-я картина I д.), которые по контрасту 
подчеркивают его центральное положение. 
«Сцена посвящения» в драматургическом 
развитии выполняет функцию «торможения», 
т.е. временного отступления от основной 
психологической линии. Вместе с тем, она 
обогащает музыку оперы новым – ориентальным 
(восточным) колоритом, который подчеркивает 
экзотичность сюжета, рисует место действия. 
   Во 
2 действии контрастность усиливается. 
В первой его картине более крупным планом 
дано противопоставление двух соперниц 
(в их дуэте), а во второй картине (это финал 
2-го действия) значительно обостряется 
основной конфликт оперы благодаря включению 
в него Амонасро, эфиопских пленников 
с одной стороны, и египетского фараона, 
Амнерис, египтян с другой. 
   В 
3 действии драматургическое развитие 
всецело переключается в 
   4 
действие – абсолютная вершина 
оперы. Налицо его репризность 
по отношению к I действию: а) 
оба открываются дуэтом 
   б) 
в финале повторяются темы из «сцены 
посвящения», в частности, молитва 
великой жрицы (однако если раньше эта 
музыка сопровождала торжественное величание 
Радамеса, то здесь – его ритуальное отпевание). 
   В 
4 действии – две кульминации: трагическая 
в сцене суда и «тихая», лирическая 
в финале, в прощальном дуэте Аиды 
и Радамеса. Сцена суда – это трагическая 
развязка оперы, где действие развивается 
в двух параллельных планах. Из подземелья 
доносится музыка жрецов, обвиняющих Радамеса, 
а на переднем плане с отчаянием взывает 
к богам рыдающая Амнерис. Образ Амнерис 
наделен в сцене суда трагическими чертами. 
То, что она, в сущности, сама оказывается 
жертвой жрецов, приобщает Амнерис к положительному 
лагерю: она как бы занимает место Аиды 
в основном конфликте оперы. 
   Наличие 
второй, «тихой» кульминации – 
чрезвычайно важная особенность 
драматургии «Аиды». После грандиозных 
шествий, процессий, триумфальных маршей, 
балетных сцен, напряженных столкновений, 
подобная тихая, лирическая концовка утверждает 
прекрасную идею любви и подвига во имя 
нее. 
   Ансамблевые 
сцены. Все важнейшие моменты 
в развитии психологического конфликта 
в «Аиде» связаны с ансамблевыми сценами, 
роль которых исключительно велика. Это 
и «трио ревности», выполняющее в опере 
функцию завязки, и дуэт Аида с Амнерис 
– первая кульминация оперы, и дуэт Аиды 
с Радамесом в финале – развязка любовной 
линии. 
   Особенно 
велика роль дуэтных сцен, возникающих 
в наиболее напряженных ситуациях. 
В I действии это дуэт Амнерис с 
Радамесом, перерастающий в «трио 
ревности»; во 2 действии – дуэт Аиды 
с Амнерис; в 3 действии два дуэта 
с участием Аиды следуют подряд. Один 
из них – с отцом, другой – с Радамесом; 
в 4 действии тоже два дуэта, окружающих 
кульминационную сцену суда: в начале 
– Радамес–Амнерис, конце – Радамес–Аида. 
Едва ли найдется другая опера, в которой 
было бы столько дуэтов. 
   При 
этом все они очень индивидуальны. Встречи 
Аида с Радамесом не носят конфликтного 
характера и приближаются к типу «ансамблей 
согласия» (особенно в финале). Во встречах 
Радамеса с Амнерис участники резко обособлены, 
но борьбы не возникает, Радамес уклоняется 
от нее. А вот встречи Аиды с Амнерис и 
Амонасро в полном смысле слова можно 
назвать духовными поединками. 
   С 
точки зрения формы все ансамбли 
«Аиды» являются свободно организованными 
сценами, построение которых всецело 
зависит от конкретного психологического 
содержания. В них чередуются эпизоды, 
основанные на сольном и ансамблевом пении, 
речитативные и чисто оркестровые разделы. 
Яркий пример очень динамичной сцены-диалога 
– дуэт Аида и Амнерис из 2 действия («дуэт 
испытания»). Образы двух соперниц показаны 
в столкновении и динамике: эволюция образа 
Амнерис идет от лицемерной мягкости, 
вкрадчивости к нескрываемой ненависти. 
Ее вокальная партия строится преимущественно 
на патетическом речитативе. Кульминация 
в этом развитии наступает в момент «сбрасывания 
маски» – в теме «Ты любишь, люблю и я». 
Ее неистовый характер, широта диапазона, 
неожиданность акцентов характеризуют 
властный, неукротимый нрав Амнерис. 
Информация о работе Жизненный и творческий путь Джузеппе Верди (1813 –1901)