Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:14, реферат
Джузеппе Верди (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.
Биография Джузеппе Верди
Творческий путь Джузеппе Верди
Опера «Риголетто»
Опера «Травиата»
Опера «Аида»
Опера «Бал-маскарад»
Список литературы.
    
глубокий психологический 
    
яркий, захватывающий показ 
гуманизм, направленный на обличение зла и несправедливости;
    
эффектная зрелищность, 
    
демократическая доходчивость 
 
 
 
   3. 
Опера Верди «Риголетто» 
   Это 
первая зрелая опера Верди (1851 г.), в 
которой композитор отошел от героической 
тематики и обратился к конфликтам, 
порожденным социальным неравенством. 
   В 
основе сюжета – драма Виктора Гюго «Король 
забавляется», запрещенная сразу же после 
премьеры, как подрывающая авторитет королевской 
власти. Чтобы избежать столкновений с 
цензурой, Верди и его либреттист Франческо 
Пиаве перенесли место действия из Франции 
в Италию и изменили имена героев. Однако 
эти «внешние» переделки ничуть не уменьшили 
силу социального обличения: опера Верди, 
как и пьеса Гюго, обличает нравственное 
беззаконие и порочность светского общества. 
   Опера 
состоит из тех действий, на протяжении 
которых напряженно и стремительно 
развивается одна-единственная сюжетная 
линия, связанная с образами Риголетто, 
Джильды и Герцога. Подобная сосредоточенность 
исключительно на судьбах главных героев 
характерна для драматургии Верди. 
Уже в I действии – в эпизоде проклятия Монтероне – предначертана та роковая развязка, к которой влекут все страсти и поступки героев. Между этими крайними точками драмы – проклятием Монтероне и смертью Джильды – расположена цепь взаимосвязанных драматических кульминаций, неумолимо приближающих трагический финал. Это:
сцена похищения Джильды в финале I действия;
    
монолог Риголетто и следующая 
за ним сцена с Джильдой, в 
которой Риголетто клянется 
    
квартет Риголетто, Джильды, 
   Главный 
герой оперы – Риголетто – 
один из ярчайших образов, созданных 
Верди. Это человек, над которым, 
по определению Гюго, тяготеет тройное 
несчастье (уродство, немощь и презираемая 
профессия). Его именем, в отличие 
от драмы Гюго, композитор и назвал свое 
произведение. Он сумел раскрыть образ 
Риголетто с глубочайшей правдивостью 
и шекспировской многогранностью. Это 
человек больших страстей, обладающий 
незаурядным умом, но вынужденный играть 
унизительную роль при дворе. Риголетто 
презирает и ненавидит знать, он не упускает 
случая, чтобы поиздеваться над продажными 
придворными. Его смех не щадит даже отцовского 
горя старика Монтероне. Однако наедине 
с дочерью Риголетто совсем другой: это 
любящий и самоотверженный отец. 
   Первая 
же тема оперы, открывающая краткое оркестровое 
вступление, связана с образом главного 
героя. Это лейтмотив проклятия (в учебнике 
№ 184), основанный на упорном повторении 
одного звука в остропунктирном ритме, 
драматическом c-moll, у труб и тромбонов. 
Характер зловещий, мрачный, трагедийный, 
подчеркнутый напряженной гармонией. 
Эта тема воспринимается как образ рока, 
неумолимой судьбы. 
   Вторая 
тема вступления получила название «темы 
страдания». Она основана на горестных 
секундовых интонациях, прерываемых 
паузами. 
   В 
I картине оперы (бал во дворце Герцога) 
Риголетто предстает в обличье 
шута. Его ужимки, кривлянье, хромую 
походку передает тема, звучащая в 
оркестре (№ 189 по нотам). Для нее 
характерны острые, «колючие» ритмы, 
неожиданные акценты, угловатые 
мелодические обороты, «клоунадные» отыгрыши. 
   Резким 
диссонансом по отношению ко всей 
атмосфере бала является эпизод, связанный 
с проклятием Монтероне. Его грозная 
и величественная музыка характеризует 
не столько Монтероне, сколько душевное 
состояние Риголетто, потрясенного 
проклятием. По дороге домой он не может 
забыть о нем, поэтому в оркестре появляются 
зловещие отзвуки л-ва проклятия, сопровождая 
речитатив Риголетто «Навек тем старцем 
проклят я». Этот речитатив открывает 
2 картину оперы, где Риголетто участвует 
в двух совершенно противоположных по 
колориту дуэтных сценах. 
   Первая, 
со Спарафучиле – это подчеркнуто 
«деловая», сдержанная беседа двух «заговорщиков», 
которая не нуждалась в кантиленном 
пении. Она выдержана в сумрачных 
тонах. Обе партии насквозь речитативны 
и ни разу не объединяются. «Цементирующую» 
роль играть непрерывная мелодия в октавном 
унисоне виолончелей и контрабасов в оркестре. 
В конце сцены вновь, как неотвязное воспоминание, 
звучит л-в проклятия. 
   Вторая 
сцена – с Джильдой, раскрывает 
иную, глубоко человечную сторону характера 
Риголетто. Чувства отцовской любви передаются 
через широкую, типично итальянскую кантилену, 
ярким примером которой являются два ариозо 
Риголетто из этой сцены – «Не говори 
о ней со мной» (№ 193) и «О, береги цветок 
роскошный» (обращение к служанке). 
   Центральное 
место в развитии образа Риголетто 
занимает его сцена с придворными 
после похищения Джильды из 2 действия. 
Риголетто появляется, напевая шутовскую 
песенку без слов, сквозь напускное 
равнодушие которой ясно ощущаются 
затаенная боль и тревога (благодаря минорному 
ладу, обилию пауз и нисходящим секундовым 
интонациям). Когда Риголетто понимает, 
что его дочь у Герцога, он сбрасывает 
маску деланного равнодушия. Гнев и ненависть, 
страстная мольба слышатся в его трагической 
арии-монологе «Куртизаны, исчадье порока». 
   В 
монологе две части. I часть основана 
на драматической декламации, в ней 
получают развитие выразительные средства 
оркестрового вступления к опере: тот 
же патетический c-moll, речевая выразительность 
мелодии, энергия ритма. Чрезвычайно велика 
роль оркестра – безостановочный поток 
фигурации струнных, многократное повторение 
мотива вздоха, возбужденная пульсация 
секстолей. 
   2 
часть монолога строится на 
плавной, проникновенной 
   Следующая 
ступень в развитии образа главного 
героя – Риголетто-мститель. Таким 
он впервые предстает в новой 
дуэтной сцене с дочерью во 
2 действии, которая начинается с 
рассказа Джильды о похищении. Подобно 
первому дуэту Риголетто и Джильды (из 
I д.), она включает не только ансамблевое 
пение, но и речитативные диалоги, и ариозо. 
Смена контрастных эпизодов отражает 
различные оттенки эмоционального состояния 
героев. Заключительный раздел всей сцены 
обычно называют «дуэтом мести». Ведущую 
роль в нем играет Риголетто, который клянется 
жестоко отомстить Герцогу. Характер музыки 
очень активный, волевой, чему способствует 
быстрый темп, сильная звучность, тональная 
устойчивость, восходящая направленность 
интонаций, упорно повторяющийся ритм 
(№ 209). «Дуэтом мести» завершается все 
2 действие оперы. 
   Образ 
Риголетто-мстителя получает развитие 
в центральном номере 3 действия, 
гениальном квартете, где переплетаются 
судьбы всех главных действующих 
лиц. Мрачная решимость Риголетто 
здесь противопоставлена и легкомыслию 
Герцога, и душевной муке Джильды, и кокетству 
Маддалены. 
   Во 
время разыгравшейся грозы 
   Сцена 
Риголетто с умирающей 
   Два 
других ведущих образа оперы – 
Джильды и Герцога – 
   Главное 
в образе Джильды – ее любовь 
к Герцогу, ради которой девушка жертвует 
своей жизнью. Характеристика героини 
дана в эволюции. 
   Впервые 
Джильда появляется в дуэтной 
сцене с отцом в I действии. Ее 
выход сопровождается яркой портретной 
темой в оркестре. Быстрый темп, 
жизнерадостный до-мажор, танцевальная 
ритмика с «озорными» синкопами передают 
и радость встречи, и светлый, юный облик 
героини. Эта же тема продолжает развиваться 
и в самом дуэте, связывая краткие, певучие 
вокальный фразы. 
   Развитие 
образа продолжается в следующих 
сценах I действия – любовном дуэте Джильды 
и Герцога и арии Джильды. 
   Вспоминая 
о любовном свидании. Ария построена 
на одной теме, развитие которой 
образует трехчастную форму. В среднем 
разделе мелодия арии расцвечивается 
виртуозным колоратурным орнаментом. 
 
   4. 
Опера «Травиата» 
   Сюжет 
«Травиаты» (1853 г.) заимствован из романа 
Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». 
Как возможный оперный материал 
он привлек внимание композитора 
сразу после выхода в свет (1848 
г.) Роман имел сенсационный успех 
и вскоре писатель переработал его 
в пьесу. Верди был на ее премьере и окончательно 
утвердился в своем решении писать оперу. 
Он нашел у Дюма близкую себе тему – трагедию 
загубленной буржуазным обществом женской 
судьбы. 
   Тема 
оперы вызвала бурную полемику: современный 
сюжет, костюмы, прически были очень непривычны 
для публики XIX века. Но самым неожиданным 
явилось то, что впервые на оперную сцену 
в качестве главной героини, изображенной 
с нескрываемым сочувствием, вышла «падшая 
женщина» (обстоятельство, специально 
подчеркнутое Верди в названии оперы – 
именно так переводится итальянское «травиата»). 
В этой новизне – главная причина скандального 
провала премьеры. 
Как и во многих других операх Верди либретто написал Франческо Пиаве. В нем всё предельно просто:
минимум действующих лиц;
отсутствие запутанной интриги;
   акцент 
не на событийной, а на психологической 
стороне – душевном мире героини.  
   Композиционный 
план на редкость лаконичен, он сконцентрирован 
на личной драме: I д. – экспозиция образов 
Виолетты и Альфреда и завязка 
любовной линии (признание Альфреда и 
зарождение ответного чувства в душе Виолетты); 
   во 
II д. показана эволюция образа Виолетты, 
вся жизнь которой совершенно 
преобразилась под влиянием любви. 
Уже здесь совершается поворот 
в сторону трагической развязки 
(встреча Виолетты с Жоржем Жермоном 
становится для нее роковой); 
   в 
III д. содержится кульминация и развязка 
– смерть Виолетты. Таким образом, 
ее судьба является основным драматургическим 
стержнем оперы. 
   По 
жанру «Травиата» – один из первых 
образцов лирико-психологической оперы. 
Обыденность и интимность сюжета привели 
Верди к отказу от героической монументальности, 
театральной зрелищности, эффектности, 
которыми отличались первые его оперные 
произведения. Это самая «тихая», камерная 
опера композитора. В оркестре господствуют 
струнные инструменты, динамика редко 
выходит за пределы р. Гораздо шире, чем 
в других своих сочинениях, Верди опирается 
на современные бытовые жанры. Это, в первую 
очередь, жанр вальса, который можно назвать 
«лейтжанром» «Травиаты» (яркие образцы 
вальса – застольная песня Альфреда, 2 
часть арии Виолетты «Быть свободной...», 
дуэт Виолетты и Альфреда из 3 д. «Покинем 
край мы»). На фоне вальса происходит и 
любовное объяснение Альфреда в I действии. 
   Образ 
Виолетты. Первая характеристика Виолетты 
дана в краткой оркестровой прелюдии, 
вводящей в оперу, где звучат 2 противоположные 
по смыслу темы: 
   1 
– тема «умирающей Виолетты», 
предвосхищающая развязку 
   2 
– «тема любви» – страстная 
и восторженная, в яркой звучности 
E-dur, сочетает певучесть мелодики 
с плавной вальсовостью ритма. В 
самой опере она появляется в партии Виолетты 
во II д. в момент ее расставания с Альфредом. 
   В 
I действии (картина бала) характеристика 
Виолетты строится на переплетении двух 
линий: блестящей, виртуозной, связанной 
с воплощением внешней сути образа, 
и лирико-драматической, передающей внутренний 
мир Виолетты. В самом начале действия 
господствует первая – виртуозная. На 
празднике Виолетта кажется неотделимой 
от окружающей ее среды – веселящегося 
светского общества. Ее музыка мало индивидуализирована 
(характерно, что Виолетта присоединяется 
к застольной песне Альфреда, которую 
вскоре подхватывает весь хор гостей). 
   После 
любовного объяснения Альфреда Виолетта 
находится во власти самых противоречивых 
чувств: здесь и мечта о настоящей 
любви, и неверие в возможность счастья. 
Вот почему ее большая портретная ария, 
завершающая I действие, строится на контрастном 
сопоставлении двух частей: 
Информация о работе Жизненный и творческий путь Джузеппе Верди (1813 –1901)