Жизненный и творческий путь Джузеппе Верди (1813 –1901)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:14, реферат

Краткое описание

Джузеппе Верди (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.

Оглавление

Биография Джузеппе Верди
Творческий путь Джузеппе Верди
Опера «Риголетто»
Опера «Травиата»
Опера «Аида»
Опера «Бал-маскарад»
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Итальянский композитор.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им.Д.И.Менделеева» 
 
 
 
 

филологический  факультет

кафедра литературы и МПЛ 
 
 
 
 

Жизненный и творческий путь

    Джузеппе  Верди (1813 –1901) 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Реферат по дисциплине

«Зарубежная литература»

Студентки 22 группы

Направление подготовки

«Филологическое образование»

Александровой Марины 

Преподаватель

Коссович  Д.В. 

Тобольск  2011

   Содержание 

    1. Биография Джузеппе Верди
    2. Творческий путь Джузеппе Верди
    3. Опера «Риголетто»
    4. Опера «Травиата»
    5. Опера «Аида»
    6. Опера «Бал-маскарад»
    7. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Биография Джузеппе Верди 

Джузеппе  Верди (10.10.1813 - 27.01.1901) - итальянский композитор. Сын содержателя деревенской харчевни. Первые уроки теории музыки получал у местного церковного органиста. Пятнадцати лет Верди стал дирижером небольшого оркестра. На деньги, собранные друзьями отца, Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей". Дарование Верди, однако, оценил миланский композиор и дирижер В. Лавинья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. В 1835-1838 годах Верди жил в Буссето, где работал дирижером муниципального оркестра.  

     В 1837 году Верди написал первую  оперу "Оберто, граф Бонифачо", которая была поставлена через  два года с большим успехом  в Милане. По заказу миланского  театра "Ла Скала" Верди сочинил комическую оперу "Мнимый Станислав, или один день царствования" ("Король на час", пост. 1840) и оперу "Набукко" ("Навуходоносор", пост. 1842). В этом последнем произведении композитор отразил чувства и стремления итальянского народа, начавшего в те годы борьбу за национальную независимость и освобождение от австрийского ига. В страданиях плененного иудейского народа зрители видели аналогию с порабощенной Италией. Хор пленных иудеев из этой оперы вызывал бурные политические манифестации. С призывами к свержению чужеземной тирании перекликалось у итальянских зрителей и содержание следующей оперы Верди "Ломбардцы в первом крестором походе" (пост. 1843, Милан; 2-я редакция с балетом - "Иерусалим", пост. 1847, Париж). Русский музыкальный критик Г. А. Ларош писал: "Верди - голос современной Италии, Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, смелой и пылкой до неистовства". И действительно, почти все оперы Верди первого периода его творчества пронизаны героическим пафосом, патриотическими настроениями, связаны с темой борьбы против иноземных угнетателей. Таковы "Эрнани" по Гюго (пост. 1844, Венеция), "Двое Фоскари" по Байрону (пост. 1844, Рим), "Орлеанская дева" по Шиллеру (пост. 1845, Милан), "Альзира" по Вольтеру (пост. 1845, Неаполь), "Атилла" по Ц. Вернеру (пост. 1846, Венеция), "Макбет" по Шекспиру (пост. 1847, Флоренция; 2-я редакция 1865, Париж), "Разбойники" по Ф. Шиллеру (пост. 1847, Лондон), "Корсар" по Дж. Байрону (пост. 1848, Триест). Наибольший успех из этих сочинений имели оперы "Эрнани", "Аттила" и "Макбет"; многие сценические ситуации живо напоминали зрителям политическое положение в их стране.  

     Горячо откликнулся Верди на  французскую революцию 1848 года, свидетелем  которой он был в Париже. По  возвращении в Италию он сочинил героическую оперу "Битва при Леньяно" (пост. 1849, Рим; 2-я редакция "Осада Гарлема", пост. 1861, Милан) на тему о борьбе ломбардцев за объединение страны. По поручению известного итальянского революционера Мадзини Верди создал революционный гимн "Звучит труба".  

     Новый период творчества Верди  - 1850-е годы - характеризуется созданием  опер, отражающих чувства и переживания  простых людей; центральной темой  оперной драматургии композитора  стала борьба свободолюбивого  человека против гнета феодального или буржуазного общества. Таковы первые же оперы этого периода - "Луиза Миллер" на сюжет драмы Ф. Шиллера "Коварство и любовь" (пост. 1849, Неаполь) и "Стиффелио" (пост. 1850, Триест; 2-я редакция "Гарольд" пост. 1857, Римини). С еще большей силой развернул композитор тему социального неравенства в таких бессмертных операх, как "Риголетто" по пьесе В. Гюго "Король забавляется" (пост. 1851, Венеция), "Трубадур" (пост. 1853, Рим) и "Травиата" ("Виолетта") по пьесе А. Дюма-сына "Дама с камелиями" (пост. 1853, Венеция). В этих произведениях, отличающихся подлинно народным характером музыки, проявился исключительный дар композитора как мелодиста и драматурга, отражающего в своих операх неприкрашенную правду жизни. "Верди частенько говорил - даже в зените славы, - что он по своей натуре всегда был, есть и останется простым итальянским крестьянином. В этом - разгадка ошеломляющей популярности Верди. Его творчество органически связано с народным; его музыка своими корнями уходит в крестьянский песенный мелос Италии; в свою очередь его кантилены распевают рыбаки, гондольеры, ремесленники, пастухи... Отсюда - интонационная простота, глубокая жизненность и правдивость столь рельефно запоминающихся мелодий Верди." (И. Солертинский).  

     Следующие произведения Верди  близки к жанру так называемой "большой оперы": историко-романтические оперы "Сицилийская вечерня" ("Джованна ди Гусман"; пост. 1855, Париж), "Бал-маскарад" (пост. 1859, Рим), "Сила судьбы", созданная по заказу дирекции Мариинского театра (в связи с постановкой этой оперы в 1862 году Верди дважды посетил Петербург), "Дон-Карлос" по Ф. Шиллеру (пост. 1867, Париж; 2-я редакция пост. 1881, Милан). В этих операх любимые и близкие Верди темы неравенства и борьбы с угнетателями воплощены в спектаклях, изобилующих эффектными, контрастными сценами.  

     Новый творчекий период Верди  начинается с оперы "Аида", которая была заказана композитору  египетским хедивом в связи  с открытием Суэцкого канала. Известный египтолог А. Мариэтт-бей  предложил увлекательный сюжет  из жизни Древнего Египта, заинтересовавший Верди. Либретист А. Гисланцони в тесном контакте с композитором работал над либретто. Премьера оперы состоялась в 1871 году в Каире. Успех ее превзошел все ожидания.  

     После "Аиды" Верди в течение  14 лет не писал новых опер, пересматривая старые сочинения - "Симон Бокканегра" (пост. 1857, Венеция; 2-я редакция пост. 1881, Милан) и др. Все считали, что композитор ввиду преклонного возраста уже не способен создать что-нибудь новое. Но вскоре стало известно, что 72-летний Верди работает над оперой "Отелло" (пост. 1887, Милан; с балетом пост. 1894, Париж). А еще через несколько лет 80-летний композитор присутствовал на премьере своей новой оперы, также на сюжет Шекспира, - "Фальстаф" (пост 1893, Милан). (Для шекспировских опер Верди нашел замечательного либреттиста в лице известного композитора Бойто). В последних трех операх Верди стремился к расширению оперных форм, к полному слиянию музыки с драматическим действием, придал новое значение речитативу, усилил роль оркестра в раскрытии образов.  

     Из других произведений Верди  выделяется Реквием, посвященный  памяти поэта А. Манцони. В  этом не похожем на католические  мессы произведении, по качествам  музыки не уступающем лучшим  операм Верди, композитор полностью  сохраняет свой стиль, говорит своим языком.  

     Творчество Джузеппе Верди отличается  глубоко реалистическим характером. Его называли летописцем европейской  музыкальной жизни 1840-90-х годов.  Он внимательно следил за достижениями  современных ему композиторов - Беллини,  Доницетти, Мейербера, Вагнера, Гуно; но Верди не подражал им, а шел собственным путем. Верди великолепно чувствовал законы оперной драматургии, весьма разнообразно использовал человеческий голос. Мелодически богатая, яркая, доходчивая музыка Верди получила широчайшее распространение во всем мире; реализм и демократичность творчества, тесная связь с народным искусством своей родины, глубокая человечность и гуманизм - основные причины популярности Верди. 
 
 

   2. Творческий путь Дж. Верди  

    

   Творчество  Верди – кульминация в развитии итальянской музыки XIX века. Его творческая деятельность, связанная, в первую очередь, с жанром оперы, охватила более полувека: первая опера («Оберто, граф Бонифачо») была написана им в 26-летнем возрасте[1], предпоследняя («Отелло») – в 74 года, последняя («Фальстаф») – в 80 (!) лет. Всего, с учетом шести новых редакций ранее написанных произведений, он создал 32 оперы, которые и поныне составляют основной репертуарный фонд театров всего мира. 

   Жизненный путь Верди совпал с поворотным моментом итальянской истории. Это была героическая эпоха Рисорджименто – эпоха борьбы итальянцев за свободную и неделимую Италию. Верди был активным участником этой героической борьбы, в ее драматизме он черпал свое вдохновение. Не случайно современники так часто называли композитора «музыкальным Гарибальди», «маэстро итальянской революции». 

   Уже в первых операх Верди, созданных  им в 40-е годы, нашли воплощение столь  актуальные для итальянской публики XIX века национально-освободительные  идеи: «Набукко», «Ломбардцы», «Эрнани», «Жанна д,Арк», «Атилла», «Битва при Леньяно», «Разбойники», «Макбет» (первая шекспировская опера Верди) и т.д. – все они основаны на героико-патриотических сюжетах, воспевают борцов за свободу, в каждой из них содержится прямой политический намек на общественную обстановку в Италии, сражающейся против австрийского гнета. Постановки этих опер вызывали взрыв патриотических чувств у итальянского слушателя, выливались в политические демонстрации, то есть становились событиями политического значения. Сочиненные Верди мелодии оперных хоров приобретали значение революционных песен и распевались по всей стране. 

   Оперы 40-х годов не лишены недостатков:

  • запутанность либретто;
  • отсутствие ярких, рельефных сольных характеристик;
  • подчиненная роль оркестра;
  • маловыразительность речитативов.
 

   Однако  слушатели охотно прощали эти  недостатки за искренность, героико-патриотический пафос и созвучность собственным  мыслям и чувствам. 

   Последняя опера 40-х годов – Луиза Миллер»  по драме Шиллера «Коварство и  любовь» – открыла новый этап в творчестве Верди. Композитор впервые обратился к новой для себя теме – теме социального неравенства, которая волновала многих художников второй половины XIX века, представителей критического реализма. На смену героическим сюжетам приходит личная драма, обусловленная социальными причинами. Верди показывает, как несправедливое общественное устройство ломает человеческие судьбы. При этом люди бедные, бесправные оказываются гораздо благороднее, духовно богаче, чем представители «высшего света». 

   Тема  социальной несправедливости, идущая от «Луизы Миллер», получила развитие в знаменитой оперной триаде начала 50-х годов – «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853). Все три оперы  рассказывают о страдании и гибели людей социально обездоленных, презираемых «обществом»: придворном шуте, нищей цыганке, падшей женщине. Создание этих сочинений говорит о возросшем мастерстве Верди-драматурга. По сравнению с ранними операми композитора здесь сделан огромный шаг вперед:

     усиливается психологическое начало, связанное с раскрытием ярких, неординарных человеческих характеров;

     обостряются контрасты, отражающие  жизненные противоречия;

     новаторски трактуются традиционные  оперные формы (многие арии, ансамбли  превращаются в свободно организованные  сцены);

     в вокальных партиях повышается  роль декламации;

     возрастает роль оркестра. 

   Позднее, в операх, созданных во второй половине 50-х годов («Сицилийская вечерня» –  для Парижской оперы, «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад») и в 60-х годах («Сила  судьбы» – по заказу петербургского Мариинского театра и «Дон Карлос» – для «Парижской оперы), Верди вновь возвращается к историко-революционной и патриотической тематике. Однако теперь общественно-политические события неразрывно связаны с личной драмой героев, а пафос борьбы, яркие массовые сцены сочетаются с тонким психологизмам. Лучшее из перечисленных сочинений – опера «Дон Карлос», разоблачающая страшную сущность католической реакции. В ее основе лежит исторический сюжет, заимствованный из одноименной драмы Шиллера. События разворачиваются в Испании времен правления деспотичного короля Филиппа II, предающего собственного сына в руки инквизиции. Сделав одним из главных героев произведения угнетенный фламандский народ, Верди показал героическое сопротивление насилию и тирании. Этот тираноборческий пафос «Дона Карлоса», созвучный политическим событиям в Италии, во многом подготовил «Аиду». 

   «Аида», созданная в 1871 году по заказу египетского  правительства, открывает поздний  период в творчестве Верди[2]. К этому  периоду относятся также такие вершинные творения композитора, как музыкальная драма «Отелло» и комическая опера «Фальстаф» (обе по Шекспиру на либретто Арриго Бойто). В этих трех операх соединились лучшие черты стиля композитора:

Информация о работе Жизненный и творческий путь Джузеппе Верди (1813 –1901)