Возникновение и развитие жанра "мюзикл"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

От других разновидностей драматических произведений для музыкального театра (опера, оперетта, балет) мюзикл отличает в первую очередь синтетичность: ни вокальные, ни танцевальные номера, ни музыкальное сопровождение в мюзикле не являются самодостаточными — они лишь служат равноправными средствами передачи содержания. Содержание (сюжет, образы действующих лиц, идейное содержание) играет в мюзикле большую роль, поэтому мюзикл, в отличие от оперы и оперетты, как правило, принято исполнять на языке, понятном зрителю.

Оглавление

1. Что такое Мюзикл?.......................................................................3
2. Формирование жанра………………………………………..….4
3. Оперетта………………………………………………………......6
4. Другие жанры, оказавшие влияние на мюзикл……………..8
4.1 "Театр менестрелей"…………………………………………..8
4.2 Экстраваганца…………………………………………………9
4.3 Джаз……………………………………………………………..10
5. Бурлеск, водевиль, ревю……………………………......….….12
5.1 Бурлеск………………………………………………….......….12
5.2 Водевиль……………………………………………………......13
5.3 Ревю………………………………………………………..........14
6. Рок-опера………………………………………………………...15
7. Развитие мюзикла в Америке………………………………...16
8. Мюзикл в России……………………………………………….18
9. Жанровая и эстетическая специфика мюзикла в Америке
и в России.……………………………………………20
10. Имена в Мюзикле……………………………………...……..21
11. Некоторые мюзиклы…………………………………...……23
12. Список источников информации…………………………..26

Файлы: 1 файл

Мюзикл.docx

— 69.75 Кб (Скачать)


 

 

Возникновение и развитие жанра мюзикл

 

 

 

__________

ЧГПУ

01.01.2012


 

 

Содержание.

1. Что такое  Мюзикл?.......................................................................3

2. Формирование  жанра………………………………………..….4

3. Оперетта………………………………………………………......6

4. Другие жанры,  оказавшие влияние на мюзикл……………..8

4.1 "Театр менестрелей"…………………………………………..8

4.2 Экстраваганца…………………………………………………9

4.3 Джаз……………………………………………………………..10

5. Бурлеск, водевиль, ревю……………………………......….….12

5.1 Бурлеск………………………………………………….......….12

5.2 Водевиль……………………………………………………......13

5.3 Ревю………………………………………………………..........14

6. Рок-опера………………………………………………………...15

7. Развитие мюзикла в Америке………………………………...16

8. Мюзикл в России……………………………………………….18

9. Жанровая и эстетическая специфика мюзикла в Америке

   и в России.……………………………………………20

10. Имена в Мюзикле……………………………………...……..21

11. Некоторые мюзиклы…………………………………...……23

12. Список источников информации…………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое Мюзикл?

 

Мюзикл— (англ. музыкальный, сокр. от musical comedy или musical play) — в современном понимании — драматическое произведение, в котором содержание передается с помощью слитых в единое целое доступных широкому зрителю музыки, песни и танца.

От других разновидностей драматических произведений для  музыкального театра (опера, оперетта, балет) мюзикл отличает в первую очередь  синтетичность: ни вокальные, ни танцевальные номера, ни музыкальное сопровождение  в мюзикле не являются самодостаточными — они лишь служат равноправными  средствами передачи содержания. Содержание (сюжет, образы действующих лиц, идейное  содержание) играет в мюзикле большую  роль, поэтому мюзикл, в отличие  от оперы и оперетты, как правило, принято исполнять на языке, понятном зрителю.

Мюзикл не следует также  смешивать с обычными драматическими произведениями, в которые могут  с разнообразными целями вводиться  вставные, служащие только для украшения  вокальные и танцевальные номера, не являющиеся частью сюжета и не раскрывающие характер персонажей. В мюзикле, напротив, каждый вокальный и танцевальный номер оказывается неотделим  от сюжета и не может быть изъят  из спектакля без ущерба для смысла произведения в целом.

Мюзикл — постановочный  жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы  осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать  балетмейстеры, специалисты по пению.

Мюзикл — один их наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено  его зрелищностью, разнообразием  тем для постановки, неограниченностью  в выборе средств выражения для  актеров.

При постановке мюзиклов часто  используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются  различные спец. эффекты.

По форме мюзикл чаще всего  представляет собой двухактовый  спектакль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  жанра

 

Театральное искусство США  до конца XIX в. развивалось сложно, по особому пути, практически не соотносящемуся с общеевропейским. Английские пуритане, составлявшие большинство переселенцев в молодую страну, привезли с собой крайне нетерпимое отношение к художественной культуре вообще, и к театральному искусству в особенности. Истоки этого можно проследить еще в XYII в., со времен английской буржуазной революции, когда в 1642 английский парламент специальным указом запретил все театральные представления. Однако Англия, несмотря на свое островное расположение, все же не могла развиваться изолированно от общих тенденций европейского Просвещения XYIII в., поставившего театр на службу своей идеологии, а следовательно - уделявшего театральному искусству много внимания. США же, в силу своей удаленности от Европы, обладали куда большей возможностью сопротивления интеграции тенденций художественной культуры. Переселенцы-пуритане, последовательно проповедуя идеологию аскетизма, на протяжении двух столетий отводили театру роль «низкого» и социально неодобряемого вида человеческой деятельности, провозглашая средоточием духовной жизни интеллектуальное, но не художественное развитие. Это не могло уничтожить театр вовсе, но обусловило совершенно определенные формы его развития.

Существование в XIX в. американского театра вне официальной идеологии способствовало развитию его самых простых и грубоватых форм, рассчитанных на неискушенного и потому непритязательного зрителя. К тому же мигрирующие из Европы театральные труппы и отдельные актеры, как правило, были не самыми талантливыми и не самыми состоятельными людьми, не сумевшими добиться успеха на родине. Наибольшее распространение в то время получили бродячие труппы, состоящие из небольшого количества актеров. Малый состав трупп обусловливал их репертуар: набор разнородных, преимущественно комических, номеров, короткие скетчи, музыкальные или танцевальные сценки. Как любой бродячий театр, чье материальное благополучие напрямую связано с конкретными интересами зрителей, эти труппы были вынуждены осваивать «местную специфику», в том числе - негритянский фольклор.

Минстрел-шоу (от «менестрель» - средневековый певец, музыкант, декламатор). Первоначально минстрел-шоу представляли собой короткие комические сценки в  исполнении белых актеров, загримированных  под негров, пародирующих их быт, музыку и танцы. По окончанию Гражданской  войны между Севером и Югом появились и негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. Погружение в негритянский фольклор, и особенно - в его музыкальную  культуру, привело к зарождению в  минстрел-шоу джаза (в частности, рег-тайма, как одной из его ранних форм). Представляется, что именно потому жанр сыграл особую роль в формировании музыкального и театрального искусства США. Пик популярности минстрел-шоу закончился к 1870-м.

Бурлеск, возникший в Европе как травестия, пародия на серьезные  театральные представления, в США  превратился в сборник разнообразных  эстрадных номеров, основанных на двусмысленности  и непристойности. К концу 19 в. в  бурлеске начали появляться стриптизные  номера, позже составлявшие его главную  «изюминку».

Водевиль - в отличие от своей европейской версии, как  правило, не имел общего сюжета и, скорее, приближался к варьете, к представлениям мюзик-холла, где различные музыкальные, танцевальные и цирковые номера следовали  друг за другом в произвольном порядке. Разновидностью водевиля можно считать  ревю, в котором номера соединялись  некоей тематической линией.

Пожалуй, единственным музыкально-театральным  жанром, сохраняющем в Америке  свои европейские корни, была оперетта. В конце XIX в. наибольшей популярностью пользовались оперетты английских, французских и австрийских авторов.

В начале XX в. произошло то, что без преувеличения можно считать революционным поворотом в развитии культуры Америки, а позже - и всего мира: формирование и становление джаза как нового родового понятия музыкального искусства. Джаз постепенно становился не просто музыкой, но и образом мышления, он проникал во все сферы художественной культуры, включая и театр. Постепенно осознаваемые в качестве самобытной национальной музыки, джазовые композиции приобретали все большую популярность. К началу 1940-х трудно было отыскать спектакль музыкально-комедийного жанра, не включающий в себя джазовых номеров. На их фоне тривиальность других сценок и скетчей выглядела все более пошлой. Качественный скачок музыкально-театральных представлений становился неизбежным. Именно джазовое мышление объединило все, не слишком отличающиеся друг от друга музыкально-зрелищные жанры на новых принципах, придав их легкому и поверхностному характеру неожиданную глубину. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл.

Предшественниками мюзикла  были множество легких жанров, где  смешались шоу варьете, французский  балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка  прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама  и другие жанры. Именно она считается  исходной точкой нового жанра. Музыкальной  комедией охарактеризовал один из своих  хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия  подразумевала легкое развлекательное  представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные  номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали  английские представления.

Оперетта

 

Военные и национальные конфликты  в Европе XX века привели к тому, что многие композиторы оперетты, по разным причинам, эмигрировали в  США и стали работать в этой стране, где уже существовала своя традиция музыкальной комедии. Сплав  этих жанров с музыкой появившегося в те годы джаза, а со второй половины XX века — рок-музыки, привёл к появлению  новой разновидности музыкального театра — мюзикла. Так как мюзикл и оперетта являются родственными жанрами, мы рассмотрим, что есть оперетта.

Оперетта — театральное  представление, в котором отдельные  музыкальные номера чередуются с  диалогами без музыки. Оперетты пишутся  на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом  музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки.

Происхождение

Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой.

Основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты является Жак Оффенба́х— французский композитор и музыкант. Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «Сказки Гофмана». Соллертинский считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века»

Другим из ключевых имен в оперетте есть имя И.Штрауса. Штраус не обладал специфическим чувством «театральности» в той мере, в какой им владел Оффенбах. Зато он резко повысил удельный вес музыки в своих спектаклях. Благодаря Штраусу, по выражению И. Кальмана, оперетта стала «легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией».

В театральных сочинениях Штрауса, как и в его концертных пьесах, безраздельно господствует стихия танца, представленная в разнообразных  проявлениях вальса, польки, галопа, чардаша. Это в точном смысле слова  танцевальные оперетты. Именно дух, характер танца насыщает действие стремительным  движением, передает ощущение праздничности, романтического подъема чувств. Таково одно из лучших сочинений Штрауса  — «Летучая мышь» (1874).

 

История сценической оперетты в России началась с постановки «Орфея в аду» Оффенбаха.

Значительную роль в становлении  и развитии сценической оперетты в России сыграл антрепренер, режиссёр и актёр В. Лентовский. В 1878 он организовал  антрепризу в жанре оперетты в  московском летнем саду «Эрмитаж» —  театр с большим оркестром, хором  и балетом. В спектаклях сочеталась яркая пышность оформления с высокой  вокально-музыкальной культурой  и убедительной актёрской игрой. Его спектакли пользовались большой  популярностью как у массовой публики, так и у деятелей искусства. Театр Лентовского оказал существенное влияние на молодого К. Станиславского, его увлечение театром началось с оперетты.

Вслед за театром Лентовского, опереточные труппы появились в  Петербурге и в российской провинции.

Важный этап развития театра оперетты в России пришёлся на 1920-е. В этом сказалась новая экономическая  политика, принятая в 1921 советским правительством. В России снова появились состоятельные  люди, жаждавшие развлечений. В этих условиях жанр оперетты стал чрезвычайно  популярным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта — чаще всего, французская, зато к  ее постановкам обращались известные  российские режиссёры. Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н. Стрельников и И. Дунаевский. Николай Михайлович Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы — как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Среди его оперетт:

-  «Холопка» (1929); самая известная его оперетта. Легко заметить, что по сюжетной линии и музыкальной структуре она близка к написанной тремя годами ранее «Принцессе цирка» Кальмана.

-  «Чайхана в горах» (1930).

Дунаевский, в отличие  от Стрельникова, совершил революцию  жанра. Взамен канонов венской школы  он создал своеобразный национальный вариант американского мюзикла, ориентированный в музыке на массовую песню, а в либретто — на идеологические шаблоны того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие жанры, оказавшие влияние на мюзикл

 

"Театр менестрелей"

Информация о работе Возникновение и развитие жанра "мюзикл"