Влияние языка музыки на эмоционально - чувственную сферу ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 21:32, доклад

Краткое описание

Музыка - это единственный мировой язык, поскольку его не нужно переводить, ведь на нём душа говорит с душою.
Формирование основ музыкальной культуры, расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, стабильного интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию начинается с детства. [9. С. 20].

Файлы: 1 файл

Музыка.Статья.docx

— 26.93 Кб (Скачать)

                                                                                         С. А. Малозёмова

Нижнетагильская государственная

                          социально-педагогическая академия  

 

Влияние языка музыки на эмоционально - чувственную сферу ребёнка

Музыка - это единственный мировой язык, поскольку его не нужно переводить, ведь на нём душа говорит с душою.

Формирование основ музыкальной культуры, расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, стабильного интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию начинается с детства. [9. С. 20].

С давних времён собственно в музыке люди старались выразить свою позицию к происходящему, свои эмоции и ощущения.

Новый век отмечен небывалым ростом музыкальной информации. Нынешнее общество захлестнул непрерывно усиливающийся стихийный музыкальный поток, который оказывает большое влияние на формирование эстетических взглядов детей. Вследствие этого немаловажно уже с раннего возраста заложить в ребёнке фундамент хорошего вкуса. В. А. Сухомлинский подчёркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». [8. С. 23].

Музыка пробуждает у людей всевозможные чувства: радость и удивление, восхищение и торжественную приподнятость, грусть и печаль. Музыкальное искусство, воссоздавая жизнь в её разнообразии, расширяет круг интересов ребёнка, обогащает его внутренний мир. Также музыка побуждает к общению, к творческой деятельности и доставляет эстетическое удовольствие.

Мир чувств и эмоций ребенка, несомненно, узок в своих проявлениях: его радуют и огорчают лишь доступные ему явления жизни. Музыкальные творения также должны быть доступны его восприятию и отличаться ярким выражением определенного настроения.

Музыку именуют языком чувств, так как ее интонационная палитра обладает таким богатством человеческих чувств и эмоций, которым не владеет ни один вид искусства.

Чувства - это способ отношения человека к миру, людям, жизни, в котором неделимо проявляется вся его личность. Эмоционально - чувственная сфера выражает основу сознания, мышления, общения, взаимопонимания и взаимодействия людей (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Звук способен не только непосредственно выражать переживания, но и будоражить их. Музыкальное звучание, ритмоинтонационное организованное, тембровое и динамически развивающееся, проявляется «инобытием человеческого переживания и в то же время его диалогическим обращением к другим людям, призывом разделить его, заразиться им, душевно приобщиться к нему».

Один из российских мыслителей, С. И. Миропольский среди факторов, способствующих формированию человеческих чувств, на первое место ставил музыкальное искусство. Называя музыку языком чувств, он отмечал, что «именно это искусство с наибольшей силой выражает переживания и настроения человека, а также является могущественным средством воспитания различных человеческих чувствований». [1. С. 2].

Также заметим, что «неясность» содержания музыки, его непереводимость на язык слов отмечали многие. Известно изречение Гейне: «Музыка начинается там, где кончаются слова». Из-за этого влияние музыки может показаться поистине таинственным, чудесным и необъяснимым.

Давно замечена аналогия между музыкой и речью. Нередко можно услышать или прочитать: «говорящая мелодия», «призывные звучания», «музыка стонет и плачет»... Порой в этих случаях перед нами прямое отображение в музыке речевых интонаций: повышений и понижений голоса, учащений и замедлений речи, ее ритма. Но чаще бывает по-другому: мелодия не похожа на речь и все же «говорит». Чем же это истолковывается? Тем, что наблюдаются некоторые позиции выражения чувств, общие и для речевой, и для музыкальной интонации. В мелодии, как и в речи, увеличение зачастую передает обострение чувства, взволнованность, возбуждение, а снижение - успокоение, плавное движение показывает спокойное развитие эмоции, а широкий скачок - ее взлет. Правда, эти прямые аналогии истинны далеко не во всех случаях, так как музыке присущи и особые закономерности, отличающие ее от речевой интонации.

Также сопоставляется ритмическая сторона музыки с ритмом движений человека, его жестов. Открытого соответствия может и не быть, но общие принципы выразительности едины.

Похожесть музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какой смысл скрыт в ее звуках. Речь - центральное средство общения людей между собой. Она формулирует главным образом мысли. А интонация речи служит основным средством для выражения эмоций, чувств, настроений и страстей. Поэтому какая-либо фраза, сказанная монотонно, без всевозможных интонационных оттенков, сохранит в большинстве случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И наоборот: слушая речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по интонациям почувствуем, какие чувства владеют говорящим.

Такую же роль играют в человеческом общении жесты. Отчасти они помогают передать мысль, но основное их назначение - выразить чувство. Оттого жесты, как и мимику, и речевую интонацию, психология именует выразительными движениями.

Музыка переняла от речевой интонации и от ритма жестов их способность выражать эмоции, а также чрезвычайно развила и обогатила её. Выражение чувств, эмоций и настроений составляет самую значащую сторону музыки.

«Стенографией чувств» называл музыку Лев Толстой, «языком души» - композитор и критик А.Н. Серов. «Это область чувств и настроений, - писал он о музыке, - это - в звуках выраженная жизнь души». В обоих высказываниях содержание музыки узкое, поскольку эмоциями оно не ограничивается. Но эта сторона музыки правильно выделена как первостепенная.

Психология утверждает, что охарактеризовать чувство словами, описать его на языке логических понятий можно лишь приблизительно. Следовательно, содержание музыки нельзя полностью передать в словах, пересказать с абсолютной правильностью, потому что главное в нём - эмоции. В чувствах и расположениях духа человека отражается окружающий мир, их источник - реальная жизнь. Вследствие этого, выражая эмоции, музыка воспроизводит действительность.

Музыка, глубоко воспринятая и осознанная ребёнком, влияет на его взгляды, на окружающую действительность, на все его сознание. Это и есть окончательный итог сложного процесса восприятия и переживания музыки. Непосредственное же воздействие ее сказывается интенсивнее всего в области чувств, эмоций и настроений ребёнка.

Эмоциональное воздействие музыки известно каждому человеку и глубже всего изображено в отзывах на нее. Никакое другое искусство не вмешивается с такой властной силой в наш эмоциональный мир, подчиняя его себе. И объясняется это собственно тем, что язык музыки, как уже отмечалось, аналогичен речевым интонациям и жестам, то есть важнейшим, самым интенсивным средством выражения эмоций в реальной жизни. Обобщив и увеличив выразительный потенциал интонаций и ритма, музыка и обрела огромную силу эмоционального воздействия.

Можно сделать вывод о том, что проникая в потаённые уголки нашей души, музыка пробуждает в ней самое наилучшее, светлое, великодушное.

Музыка - мощный источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его внутренний мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений реальной действительности. Таким образом, внимание ребенка концентрируется на предметах и явлениях, которые в новом свете раскрыла перед ним музыка, и его разум изображает живописную картину; эта картина просится в слово. Ребенок творит словом, заимствуя в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыкальная мелодия пробуждает у детей красочные представления.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с помощью музыки у детей воспитываются такие чувства, как чуткость, любовь к Родине, а для того, чтобы понять и полюбить музыку не надо знать языки, потому что язык музыки - это язык чувств, ощущений и души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Адищев В. И. Музыка - это  язык чувств (статья). Теоретико - методические взгляды С.И. Миропольского. Начальная  школа, №1,2004;

2. Блейз О. С., Все о музыке; «Астрель», Балашиха, 2000;

3. Ефимов В. А., Элементарная теория музыки; «Государственное Издательство БССР», Минск, 1948;

4. Зильберквит М., Мир музыки; Детская литература, Москва, 1988;

5. Кабалевский Д. Б., Прекрасное пробуждает добро. М.: Педагогика, 1973;

6. Метлов Н. А., Музыка - детям. М.: Просвещение, 1985;

7. Мир музыки. Энциклопедия. Научно-популярное издание. М.: ООО Издательство АСТ, 2004;

8. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973;

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2010.

 


Информация о работе Влияние языка музыки на эмоционально - чувственную сферу ребёнка