Развитие аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить специфику развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1 Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу по проблеме развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки.
2 Определить сущность и специфику аналитического слуха, его место в структуре музыкального таланта.

Оглавление

Введение
1 Психолого-педагогические особенности развития аналитического слуха
1.1 Сущность и специфика аналитического слуха, его место в структуре музыкального таланта
1.2 Психологические механизмы развития аналитического слуха и проблемы его диагностики
2 Методические основы развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы
2.1 Роль вокально-хоровой деятельности в развитии аналитического слуха
2.2 Методы развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на музыкальных занятиях
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

развитие аналитического слуха на уроках музыки.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Например, воспитание в  коллективе, индивидуальный подход к  учащимся, возможности хорового коллектива во внеклассной и просветительской деятельности. Привлекают также огромные воспитательные возможности хорового пения, определяющиеся воздействием на человека единства музыки и слова в песне, самой природой певческого звучания, вызывающего сильные эмоции. Хоровая деятельность имеет дело с коллективными, а потому более сильными чувствами. Поэтому эмоциональность восприятия музыки здесь проявляется более всего. К.Д.Ушинский писал: "Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце" (К.Д. Ушинский. Соч., т. 3, 1948). Хоровое исполнительство не только развивает музыкальные способности детей, их художественный вкус, но и содействует развитию общих способностей и определенных черт характера, важнейшей из которых является чувство коллективизма. Золтан Кодай писал: "А существует ли более наглядное и действенное средство общественной солидарности, чем хор?.." Действительно, хоровой исполнительский коллектив, имеющий свои традиции и занимающийся учебной, творческой, просветительской, общественной деятельностью серьезно и последовательно, необычайно эффективен в этой области.

При правильно организованной работе хорового коллектива, при развитом самоуправлении его участников создаются условия для выработки и проявления у них определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся. З. Кодай отмечал, что "хоровое пение раскрепощает, излечивает заторможенность". Необходимо отметить и положительное влияние пения на здоровье детей (осанка, дыхание и т.д.). Эти основы организации вокально-хорового отделения МХШ стали главной составляющей и других подразделений школы. Коллективное творчество, общение в коллективе - основа воспитательной системы всех подразделений МХШ, в том числе народно-оркестрового и фольклорного отделений, которые были созданы в МХШ для еще большей доступности массового музыкально-эстетического воспитания.

 

2.2 Методы развития  аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на музыкальных занятиях

Развитием музыкального слуха занимается дисциплина сольфеджио. Существует два вида упражнений по сольфеджио: музыкальный диктант и пение по нотам. В диктанте исполняется небольшой музыкальный фрагмент, а слушатель должен его правильно записать нотами. Естественно не подбирая на каком-либо инструменте. Пение по нотам - это нечто противоположное диктанту. Вам вручаются ноты незнакомого произведения, а вы должны его спеть. Естественно не играя предварительно на инструменте. Рассмотрим вопрос о развитии мелодического ладового слуха. Прежде всего нужно сказать, что мелодический ладовый слух развивается на двойственной основе. С одной стороны, выступает развитие мелодического ладового слуха на его собственной основе, с опорой на мелодические лады. С другой стороны, имеет место осмысление мелодических явлений на гармонической базе, опосредование мелодического процесса ладами гармонического типа. Это первое противопоставление, которое нам предстоит проследить.

Другое противопоставление, существенное для работы над развитием  мелодического ладового слуха - освоение, с одной стороны, конкретного  художественного материала в  его целостности и нерасчлененности и, с другой стороны, аналитическое по своей природе изучение элементов лада, в процессе которого происходит расчленение музыкального материала, приводящее на первых порах к утрате им живой эмоциональной выразительности, но необходимое для углубленного понимания и усвоения звуковых структур, что приводит, в конечном счете, к более адекватному слышанию музыки, утончению и обогащению эмоциональной реакции на нее.

Одним из аспектов указанного противопоставления является двусторонний подход к изучению лада, совмещающий  освоение ладовой синтагматики, то есть мелодических попевок, конкретного интонационного материала, которым характеризуются те или иные ладовые явления, и ладовой парадигматики, под которой мы будем иметь в виду относительно устойчивую пространственную конструкцию, включающую в себя различные ступени звукоряда, противопоставление устоев и неустоев, функциональную структуру лада.

Опыт передовой музыкальной  педагогики свидетельствует, что мелодический слух интенсивно формируется в процессе эмоционального постижения переживания «горизонтальной частицы» музыки - интонации, проникновения в ее экспрессивно-психологическую суть, а затем адекватного воспроизведения (голосом, на инструменте) «услышанного» в данной интонации. Можно сказать, что если отправной точкой мышления человека служит осознанием слов-понятий, то мелодическое «звуковое мышления» берет свое начало от осознания интонации. Отсюда чем глубже и содержательнее интонационно-смысловое «проникновение» музыканта (и сопутствующие им исполнительские действия), тем гибче и совершеннее оказывается его мелодический слух, выше художественные качества последнего, и наоборот. Потому-то музыкально-исполнительские профессии, в которых художественному интонированию принадлежит одна из центральных ролей, создают особо благоприятные предпосылок для формирования и развития мелодического слуха.

Наконец, важный момент работы по развитию мелодического ладового слуха, на котором нам предстоит  остановиться, - это использование  пространственных, в частности, зрительных ассоциаций и связанное с этим запечатление звука в знаке (нотное письмо, движение руки и пр.).

Развитие ладового чувства  осуществляется на основе развития музыкальных  представлений в процессе неоднократного восприятия музыки.

Ладовое чувство является основой  осмысленного, правильного восприятия музыки. Очевидно, ладовое чувство сохраняет свое значение и при воспроизведении музыки. Очень важно отметить следующее обстоятельство: если при наличии  восприятия мелодии в ладу она воспринимается как целое, то воспринимается и содержание, характер мелодии. Этим объясняется и название, данное ладовому чувству Б.М.Тепловым – «Эмоциональный компонент музыкального слуха». Задачи развития ладового чувства ставились не только на занятиях пением, но и в разделе слушания музыки. Этот раздел не входил в опытную работу, но способствовал ей. Был отобран для слушания ряд песен с ясным ладо - тональным строением.

Выделялись также отдельные  приемы тональной настройки. Многие учителя рассматривают приемы тональной  настройки главным образом как  «распевание» и поэтому употребляют их только в начале занятия, не применяя их перед пением каждой песни. Эти наиболее распространенные приемы большей частью носят характер образных упражнений. Такую же роль (упражнений) выполняют легкие короткие песни-попевки, поющиеся детьми из занятия в занятие. Часто применяется также следующий прием: пропевание учителем и детьми начального звука песни перед ее исполнением. Одновременно пение упражнений, построенных на интервалах тонического трезвучия любой песни, дает ладотональную настройку к данной песне.

Внутренний слухспособность эволюционирующая, совершенствующаяся в соответствующей деятельности, прогрессирующая в своем становлении от низших форм к высшим. Развитие данной способности, культивирование ее в обучении - одна из самых сложных задач музыкальной педагогики.

Способность внутрислухового  «умозрительного», не нуждающегося в  поддержке извне представления  музыки являет собой один из важнейших  компонентов музыкального слуха.

Б. М. Теплов намечает путь развития «внутреннего слуха» таким  образом: «в случае слабой способности слухового представливания наиболее целесообразно начинать развивать внутренний слух с наиболее естественной и легкой формы его проявления - с представлений, непосредственно связанных с восприятием и имеющих опору в реальном звучании. Но это является только этапом, за которым должна следовать работа по воспитанию «свободных» представлений, «чистого внутреннего слуха», по терминологии Майкапара».[9]

Как уже отмечалось, гармоническим слухом называют музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям - комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании. Развитый гармонический слух, как и полифонический, - более высокий, по сравнению с мелодическим слухом, этап общей музыкально-слуховой эволюции учащегося. Нередко развитие гармонического слуха запаздывает во времени. «Гармонический слух в своем развитии может сильно отставать от мелодического слуха», - отмечал Б.М. Теплов. Согласно концепции известного музыканта-теоретика Ю.Н. Тюлина, которая в настоящее время разделяется многими музыкантами, «в гармоническом восприятии наличествуют два момента: 1) восприятие ладовых функций аккордов и 2) восприятие самого характера звучания вертикали»

Итак, на основе анализа  различных методов работы над  развитием и воспитанием слуха у учащихся известных педагогов-музыкантов мы пришли к выводу, что существуют различные группы причин, отрицательно влияющих на развитие музыкального слуха. Таким образом, основными методами развития аналитического слуха являются:

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В предлагаемой курсовой работе была рассмотрена проблема развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки у детей младшего школьного возраста. Тема охватила круг вопросов, которые основываются на системах музыкально-хорового воспитания следующих авторов: Тевлиной В. К., Гладкой С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П. Эти системы получили дальнейшее развитие и на современном этапе, поскольку музыкально-хоровое воспитание является частью интегрированной системы подготовки личности. Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию детей. Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве, поэтому важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе общеобразовательной школ целенаправленным и последовательным.

В результате проведенного анализа можно сделать следующие  выводы и обобщения:

  1. Аналитический слух является операционным центром музыкального таланта, ответственным за освоение музыкального языка, однако для функционирования музыкального таланта достаточен не слишком высокий уровень развития аналитического слуха при условии, что интонационный слух и чувство ритма высоко развиты; в этом случае человеку не будут доступны некоторые музыкальные специальности, требующие чрезвычайно развитого аналитического слуха, например, профессия дирижера, звукорежиссера или хормейстера.
  2. Структурными компонентами аналитического слуха являются: мелодический слух, ладовое чувство, гармонический слух, музыкальная память, внутренний слух.
  3. Анализируя основные формы музыкального слуха, мелодический и гармонический, Б.Теплов пришел к выводу, что в основе лежат две способности: ладовое чувство, которое называют перцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления, которую называют репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха. Таким образом, музыкальный слух нельзя рассматривать как одну способность. Он является сочетанием, по крайней мере, двух основных способностей.

 

  1. Диагностические методики должны быть музыкальными, соответствовать возрасту и степени музыкальной обученности детей; давать возможность судить об уровне развития исследуемой способности.
  2. Можно сделать вывод о взаимосвязи развития аналитического слуха  и развития музыкальных способностей. Особое значение для выработки этого навыка имеют развитие ладового чувства и укрепление музыкальных представлений, ведущее к их точности и к умению свободно пользоваться ими без непосредственной опоры на восприятие  музыки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М., 1953.
  2. Гейнрихс И. П. Музыкальный слух и его развитие. - М., 1978.
  3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Владос, 1983. – 190 с.
  4. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
  5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496с.
  6. Леонтьев А. Л. Проблемы развития психики М., 1990 
  7. Локшин Д. Хоровое пение в русской школе. М., 1957.
  8. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки М.: Музыка, 1976
  9. Майкапар С.М. Музыкальный слух.- М: Якорь, 1959
  10. Назаров И. Основы музыкально - исполнительской техники и метод ее совершенствования. - Л.: Музыка, 1969.
  11. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.
  12. Richman, Brace. (1993). On the evolution of speech: signing as the middle term. Current Anthropology. /Цит. по: Кирнарская Д.К. Речевое происхождение аналитического слуха.с.141-142.
  13. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – с.220-235.
  14. Соколов В. Работа с хором. М., 1961.
  15. Тарасова О.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М. Педагогика,1988. – 176с.
  16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. Педагогика, 1973. – 264с.
  17. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа в кн. Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 15 Москва 1982.
  18. Ушинский, соч. т. 9, М., 1950, стр. 117-118 .
  19. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 Музыка и пение. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.
  20. Шатковский Г. Развития музыкального слуха и навыков творческого музицирования. - М., 1986.

Информация о работе Развитие аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки