Развитие аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить специфику развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1 Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу по проблеме развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки.
2 Определить сущность и специфику аналитического слуха, его место в структуре музыкального таланта.

Оглавление

Введение
1 Психолого-педагогические особенности развития аналитического слуха
1.1 Сущность и специфика аналитического слуха, его место в структуре музыкального таланта
1.2 Психологические механизмы развития аналитического слуха и проблемы его диагностики
2 Методические основы развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы
2.1 Роль вокально-хоровой деятельности в развитии аналитического слуха
2.2 Методы развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на музыкальных занятиях
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

развитие аналитического слуха на уроках музыки.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1

Психолого-педагогические особенности развития аналитического слуха

5

1.1

Сущность и специфика  аналитического слуха, его место  в структуре музыкального таланта

5

1.2

Психологические механизмы развития аналитического слуха и проблемы его диагностики

14

2

Методические основы развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы

21

2.1

Роль вокально-хоровой деятельности в развитии аналитического слуха

21

2.2

Методы развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на музыкальных занятиях

24

 

Заключение

28

 

Список использованных источников

30


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. На современном этапе развития общества все более осознается важность гуманитарной сферы образования, провозглашается приоритет культурных ценностей, ориентация на духовно-нравственное развитие личности, эмоционально-творческое отношение к миру. В настоящее время образование становится не столько приобретением знаний, умений, навыков, сколько упорядоченным способом освоения ребенком культурных ценностей. Особенно актуальной в связи с этим становится проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития эстетического сознания от роста знаний.

Следует отметить, что искусство способствует установлению гармонии в развитии чувственной и рациональной, эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, так как мысль и эстетическое переживание всегда диалектически связаны, взаимно обогащают друг друга. Но для того чтобы человеку раскрылись богатства чувств и мыслей, заключенных в произведениях искусства, необходимо воспитать понимание их образного языка. Художественные произведения в силу своей эмоциональной природы значительно эффективнее влияют на человека и, в особенности - ребенка, чем многие другие виды эмоционального воздействия, так как силой художественных образов они вызывают особый душевный подъем, остроту сопереживания. Среди различных видов искусства одним из ведущих по силе воздействия на людей является музыка из-за специфичности ее эмоционального содержания. Она является самым действенным средством пробуждения в человеке человека. Огромным духовно-нравственным потенциалом обладает музыка как вид искусства, который, являясь формой эстетического освоения бытия, отражает в звуковых образах многообразие жизненных явлений и таким образом способствует художественному познанию мира.

Одной из наиболее развивающих  и доступных форм реализации музыкально-художественных потребностей личности является вокально-хоровая деятельность, которая отличается особой спецификой и предполагает наличие целого ряда качеств, необходимых для ее осуществления: природных музыкальных задатков, эмоциональной чуткости и восприимчивости, развитой психомоторной сферы и пр. По мнению большинства музыкантов-педагогов, успешность вокально-хоровой деятельности во многом зависит от уровня развития музыкальных способностей и, в частности, аналитического слуха, поэтому изучению данного феномена уделяется пристальное внимание в научной музыкально-психологической и педагогической литературе (работы Г.М.Цыпина, О.В.Тарасовой, Д.К.Кирнарской и др.). В то же время следует отметить недостаточную разработанность проблемы развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки.

Исходя из актуальности обозначенной проблемы, нами была избрана тема курсовой работы: «Специфика развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки».

Цель: выявить специфику развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Объектом исследования является процесс вокально-хоровой деятельности на уроках музыки.

Предметом избрана деятельность педагога, направленная на развитие аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на музыкальных занятиях.

Гипотеза: мы предположили, что отобранные нами методы организации развития аналитического слуха учащихся являются оптимальными.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Изучить специальную психологическую, педагогическую, методическую и искусствоведческую литературу по проблеме развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки.
  2. Определить сущность и специфику аналитического слуха, его место в структуре музыкального таланта.
  3. Выявить психологические механизмы развития аналитического слуха.
  4. Определить методы и принципы развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на музыкальных занятиях.
  5. Охарактеризовать основные направления развития аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки.

В качестве ведущих методов исследования были избраны: изучение и анализ литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, практическая работа; анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвигается гипотеза.

В первом разделе «Психолого-педагогические особенности развития аналитического слуха» определяется сущность и специфика аналитического слуха, его место в структуре музыкального таланта, выявляются психологические механизмы развития аналитического слуха.

Во втором разделе  «Опытно-педагогическая работа по развитию аналитического слуха учащихся в  процессе вокально-хоровой деятельности на уроках музыки» определяются принципы и методы развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на музыкальных занятиях.

В заключении излагаются основные выводы исследования, намечаются дальнейшие перспективы разработки темы исследования.

В приложении содержатся нотные примеры, схемы.

 

1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО  СЛУХА

 

1.1 Сущность  и специфика аналитического слуха,  его место в структуре музыкального таланта

Прежде, чем выявить особенности формирования и развития аналитического слуха учащихся в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки, необходимо определиться с основными понятиями и выявить сущность аналитического слуха, его природу и специфику.

В проблему психолого-теоретического обоснования аналитического слуха большой вклад внесли такие исследователи как Теплов Б.М.[16], Рубинштейн С.Л. [13], Готсдинер А.Л. [3], Тарасова О.В. [15], Цыпин Г.М. [19], Д.К.Кирнарская и др.

По мнению Д.К.Кирнарской [5; 147], аналитический слух представляет собой  «тонкий звукоразличительный инструмент, выражающий музыкальную мысль: он дифференцирует звуковой поток, разлагает его на микрочастицы-звуки, собирая их в осмысленное целое. Аналитический слух - это новый шаг по пути музыкальной эволюции, поскольку осознать точную высоту звука может только «человек поющий», то есть выражающий себя индивидуально, как личность и мыслящее существо. Аналитический слух возник вместе с речью, или даже предшествовал ей, и он по праву делит с речью одни и те же способы звукоорганизации: ведь у аналитического слуха и речи во многом общая цель - создать осмысленное звуковое целое и обеспечить правильность его понимания».

На начальных этапах эволюции человека как биологического вида аналитический сформирован еще не был, что связано с отсутствием в структуре мышления становящегося Homo sapiens устойчивых психических связей и, как следствие, отсутствием речи. Потребовались многие тысячелетия, пока человек научился осознавать эти различия с помощью аналитического слуха.

Аналитический слух фиксирует  мельчайшие оттенки звуковой частоты и называет каждую из них своим именем. Самая известная из них – звук «ля» первой октавы, имеющий частоту 440 герц. Если бы люди не услышали, что даже небольшое движение голоса вверх или вниз рождает другой звук, то не было бы ни мелодий, ни песен, ни музыкальных инструментов. С появлением аналитического слуха родилась мелодия - музыкальная мысль, музыкальное высказывание, которое состоит из звуков разной высоты и длительности. Предки мелодии - голосовые восхождения, скольжения, падения, взлеты и зигзаги - человек осознавал интонационным слухом и воспринимал их как сплошную и непрерывную звуковую линию. На этой звуковой линии еще не было мельчайших точек в виде отдельных звуков, которые проступили только с появлением аналитического слуха. Он дал возможность воспринимать и создавать музыку не только как обобщенный и эмоционально окрашенный образ движения, а как подробно и тщательно зафиксированный процесс, где каждый микроповорот, микровибрация и микрошаг прожиты и осмыслены, «прокомментированы» человеческим голосом или замещающим его инструментом. Там где интонационный слух и чувство ритма создавали общий контур рисунка и композиции, аналитический слух накладывал тончайшие оттенки цветов, штрихов и полутонов - он довершал и до конца прорисовывал картину, которую интонационный слух и чувство ритма лишь обозначили и наметили.

Благодаря аналитическому слуху возможно отличать одну последовательность звуков от другой. Малейшее изменение звуковой конфигурации становится теперь заметным - даже один звук, не совпадающий по высоте с соседним, уже составляет мелодический шаг. Если последовательность звуков в точности сохранится, то получится точное повторение как в разных куплетах одной и той же песни; если мелодия изменится незначительно, то прозвучит вариантное повторение; если же мелодия будет совсем другой, не похожей на начальную, то для мелодии песни она станет припевом, а для мелодии танца вторым коленом.

Функции и роль аналитического слуха в музыке располагаются, таким  образом, как бы на двух уровнях. На микроуровне он создает и различает звуковысотные нюансы, полагая звуки качественно различными, даже если их физическая частота отличается совсем незначительно - аналитический слух фиксирует мельчайшие движения звука, каждое из которых отражает еле заметное движение мысли и чувства. На макроуровне аналитический слух путем фиксации сходств и различий тем и мелодий занимается осмыслением музыкального целого: он следит, как из музыкальных нитей сплетаются музыкальные ковры. Аналитический слух проникает в музыкальное развитие, фиксируя непрерывную цепь изменений музыкальных единиц, прослеживая течение музыкальных событий, похожих на музыкальное стихотворение, музыкальную повесть или музыкальный роман.

Аналитический слух - это разумный и высокодифференцированный механизм, который явился на достаточно поздней стадии существования человеческого рода, когда человек заговорил, когда он овладел речью. В этом отношении велико отличие аналитического слуха от своих предков - интонационного слуха и чувства ритма. Интонационный слух может существовать пассивно, отражая действительность и сигнализируя о ее «намерениях» по отношению к человеку. В чувстве ритма момент соучастия человека гораздо выше - не совершая движений, пусть и незаметных, невозможно слиться с ритмом, почувствовать его, но сама ритмичность - выражение коллективного начала, общего и согласованного движения, общих действий, к которым человек присоединяется и переживает вместе со всеми. Двигаться вместе со всеми можно вполне бессознательно, почти рефлекторно - общее движение само направит участника церемонии, подхватит и сориентирует его: телесно-кинестетический интеллект, подкрепленный звуком, будет работать и в бессознательном режиме.

Аналитический слух - это новый шаг по пути музыкальной эволюции, поскольку осознать точную высоту звука может только «человек поющий», то есть выражающий себя индивидуально, как личность и мыслящее существо. Даже пение в хоре, пение совместное, требует от каждого хориста сознательного усилия по формированию разновысотных звуков - человеческий голос может их создать только произвольно. В отличие от рефлекторной природы ритмического чувства природа аналитического слуха абсолютно сознательна и подконтрольна разуму. Аналитический слух подобен языку и речи: нельзя говорить, не понимая сказанного. Сам речевой акт подразумевает разумность так же как подразумевает ее акт музыкальный - пение различных по высоте звуков. Каждый из них должен быть так же осознан, как осознаны фонемы и слова, так же понятен, как понятна цель речевого акта, его состав и структура - иначе это будет не пение, не создание музыкального высказывания, а стихийный эмоциональный всплеск, оформленный голосовыми проявлениями - воплем, криком или плачем.

Пробуждение аналитического слуха подобно пробуждению человеческого Разума: признаком завершения этого процесса стало рождение членораздельной словесной речи, возникшей из слитных и спонтанных голосовых сигналов. Но речь не возникла из них не посредственно. Антропологи полагают, что на пути от первичных голосовых сигналов к словесному языку и речи стоит пение. «Пение и речь кажутся весьма различными, - пишет Брюс Ричмен (Richman, Bruce), - пение гораздо экспрессивнее с эмоциональной точки зрения, нежели речь. Однако пение послужило переходным эволюционным шагом между приматообразной вокализацией и речью».

Информация о работе Развитие аналитического слуха в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки