Постановка детского певческого голоса дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:08, реферат

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
Определить конкретную последовательность постановки голоса в дошкольном возрасте.
Объектом исследования работы являются методики и программа по пению в детском саду, их характеристика и сравнение.

Оглавление

Введение ...................................................................................................... 3
Глава I . Теоретические основы развития детского
певческого голоса детей дошкольного возраста……………...6
§1. Взгляды ученых на проблему развития постановки детского певческого голоса с конца 19 - начала 20 вв........................................................6
§2. Методика вокальной работы в детском саду.....................................13

Глава II. Постановка детского певческого голоса
дошкольников ….............................................………………….17

§1. Основные методические направления в постановке голоса детей на современном этапе...................................................................17
Методика Огороднова Д.Е.…………………………………18
Фонопедический метод развития голоса
Емельянова В.В...…..………………………………………. 20
1.3. Методика постановки голоса Тарасовой К.В.…………….. 23
Заключение................ …......................................………………........................26

Список литературы............…………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

реферат по постановке голоса 2.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Но  таится и опасность перенапряжения голоса, связанная с неумением  детей менять регистровую настройку  в зависимости от высоты звука. Здесь всё зависит от  квалификации музыкального руководителя, от  его вокального слуха и умения индивидуально контролировать каждого ребёнка.  

        Необходимо  отметить,  что  методики  авторов нашли широкое применение и в работе хоровых коллективов и в детских студиях.

      Таким образом, совершенствование методики и практики вокально-хоровой работы в детских садах могло бы значительно  улучшить музыкально-певческое развитие детей, а главное, обучение, в рамках программы по пению,  правильному  голосообразованию с его легкостью, звонкостью, но не крикливостью, воспитывало бы  культуру общения и решало  задачу охраны голоса ребёнка со всеми плюсами для его общего самочувствия.  
 
 
 
 

 Глава I I.   Постановка певческого голоса детей. 

§1.  Основные методические направления в постановке        голоса детей на современном   этапе. 

      Развитие  методической мысли в области  детской вокальной педагогики  началось с решения вопроса о  выборе регистра, используемого детьми в процессе пения.

      С течением времени педагоги, хормейстеры, врачи фониаторы пришли к выводу, что невозможно подходить однобоко к решению вопросов о звучании детского голоса и его развитии. Можно выделить две так называемые модели звучания голоса:

1. с  фальцетной манерой звукообразования. Имеет выхолощенное, бедное по тембру звучание, узким динамическим диапазоном, хотя достаточно широким звуковысотным диапазоном за счет верхних звуков.

2.  с  грудной манерой звукообразования. Отличается более богатым тембром и более широким динамическим диапазоном, но имеет более ограниченный звуковысотный диапазон, расположенный ближе к низкой тесситуре. Верхние звуки – напряженные и крикливые.

         Достаточно долго существовало мнение о необходимости использования в работе с детьми до 10-11 лет только фальцетной манеры голосообразования. В дальнейшем распространение получила противоположная точка зрения: в вокальном воспитании детей использовать грудное звучание голоса. Однако едва ли можно предположить, что использование в процессе обучения только одного голосового регистра целесообразно для развития детских певческих голосов.

  Какая из выше перечисленных моделей   будет   способствовать  сохранению здоровья певческого аппарата и  развитию голоса?

      Наряду  с уже сложившимися мнениями в  настоящее время складываются новые методики вокального воспитания детей. 

1.1. Методика Д.Е, Огороднова.

      Можно выделить несколько подходов к решению  проблемы постановки голоса у дошкольников. Одна из точек зрения принадлежит  Д.Е. Огородному и его последователям. Сущность методики заключается в том, что она основана преимущественно на использовании грудного звучания голоса.

      Своей главной задачей ставит бережное воспитание голоса, обогащение его  естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных  способностей. По мнению Д.Е. Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей детей, в том  числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность.

Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией.

      Д.Е. Огороднов, согласовывая движения рук  и певческого аппарата, выделяет их в более сложную, но и одновременно совершенную систему. Автором выстроена система специальных упражнений, где все начинается с простейшего, легко выполнимого движения, а каждое последующее упражнение немногим отличается от предыдущего. Это Д.Е. Огороднов называет «минимальным шагом программы», что является важнейшей особенностью данной методики, как и применение наглядных схем алгоритмов.

      Все алгоритмы составлены в строгой  музыкальной форме и включают в себя решение задачи не только постановки голоса ребёнка, но и развитие у него ладового чувства, чувства метроритма и музыкальной формы. В центре данной методики стоит вопрос о правильном полноценном функционировании голосового аппарата не только детей, но и самого педагога.

   Методика  комплексного музыкально-певческого воспитания включает в себя шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

  • художественное тактирование;
  • работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных навыков и музыкальности;
  • ладо-вокальные жесты;
  • декламация с жестикуляцией;
  • вспомогательные движения при вокальной работе над песней;
  • поиски выразительных движений во время слушания музыки.

   Первые  три вида движений автор называет дидактическими, так как каждый из них строго регламентирован и  требует точности в выполнении их формы. Остальные носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

      В работе по постановке голоса в академической  манере Огороднов рекомендует опираться  на речевые навыки, которые значительно  опережают вокальное развитие. В помощь педагогам в вокальной работе по алгоритму Д.Е. Огородновым была составлена памятка, в которой содержатся рекомендации автора. Вот лишь некоторые из них:                                  

«1. Чтобы  слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки. Рука и глаз дружны, как слух и глаз.

2. Хочешь  работать перспективно – работай  фундаментально. Фундамент голоса  – внизу диапазона. Там же  – кладовая тембра. Там же –  свободная, выразительная артикуляция.  Выявляй сначала и развивай нижний отрезок диапазона, а затем середину».12

     Д.Е. Огороднов является одним из основателей  и методическим лидером особого  направления детского вокально-музыкального воспитания. «Дети, воспитанные в  рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования».13 Таково мнение известного ученого-исследователя В.В.Емельянова.

      Проблеме  постановке детского певческого голоса посвящены работы В.В. Емельянова.

1.2. «Фонопедический  метод развития  голоса»  В.В.  Емельянова.   

     Продолжая традиции Д.Е.Огороднова, Емельянов  создает «Фонопедический метод  развития голоса», который получил  широкое распространение не только среди профессионалов-вокалистов, но и среди простых любителей  пения.

      Система взглядов, методов работы по постановке голоса была изложена автором в книге «Развитие голоса. Координация и тренаж»,  которая адресована самому широкому кругу читателей. В.В.Емельянов, таким образом, формулирует принципы фонопедического метода развития голоса:

   «1. Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности являются механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации.

     2. Принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования  природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование

некоторых явлений голосообразования в  качестве пусковых механизмов певческой  саморегуляции.

    3. Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразделимых на сознательном уровне операций.

   4. Принцип повторяемости: многократное  повторение одинаковых   операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности.                                                                                                                                              

   5. Принцип наблюдаемости – визуальной  и осязательной.                    

   6. Принцип самоимитации: повторение  не чужого звука, воспринимаемого  только слухом, а своего, со всем  комплексом вокально-телесных ощущений (вибро-, баро- и проприорецепция).

    7. Принцип эстетического негативизма:  пение нарочито некрасивым голосом  с целью переноса внимания  с контроля тембра на контроль  вибро-, баро-, проприорецепции и  фонетики».14                                           

      Значение  термина «фонопедия» Емельянов  определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную  активизацию и координацию нервно-мышечного  аппарата гортани с помощью специальных  упражнений, коррекцию дыхания, а  так же коррекцию самой личности обучающегося».15

      Существует  так же и третье направление вокально-хоровой  работы с детьми, теоретическим и  методическим лидером которого является кандидат педагогических наук Г.П.Стулова. Для начального этапа развития голоса она предлагает использовать преимущественно  звуковысотную зону выше «середины» и в фальцетном режиме. На основании исследования певческих голосов детей от новорождённости до 10 лет автор утверждает, что регистровые различия слышны уже в голосах новорождённых и детей раннего возраста.

      Необходимо  отметить, что методики Д.Е.Огороднова,   В.В.Емельянова, Г.П.Стуловой носят обоснованный, строго научный характер. Ведущие педагоги-хормейстеры находят практическое применение методических разработок данных авторов и, опираясь на личный опыт и полученные результаты, пытаются создать свою идеальную модель детского хора.

      Таким образом, различные  современные  методические направления в обучении детей пению складывались исходя из представления о регистровой  структуре детского голоса, что позволяет  сделать вывод о необходимости обоснования методики вокальной работы с детьми, учитывая теорию регистров детского голоса. 

    1.3.  Методика постановки  голоса  К.В.Тарасовой.

     Автор выдвигает концепцию, в которой  утверждает, что при обучении  детей пению необходима реализация основного принципа – принципа единства их художественного и вокально-технического развития. Задача – уделять максимальное внимание каждому ребёнку, т.е. выявлять, сохранять и развивать его певческую индивидуальность.

      Один  из главных выводов исследования, заключается в том, что  голоса детей в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние, низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской (главный показатель голоса), общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания.

 Основные  положения методики.

  1.   Предварительное и последующее индивидуальное диагностирование.
  • Определить тип речевого голоса (высокий, средний, низкий) и примарную речевую зону (ре¹ – фа¹, до¹ – ми, си-бемоль – до-диез¹).

Поскольку речевые характеристики чаще всего совпадают с естественными певческими.

  • Фиксируется тип голоса по тембру и примерная область наиболее свободного и естественного звучания;
  • Определяется общий и примарный диапазоны певческого голоса;

     По  результатам проведенной диагностики конкретная группа детей делится на три подгруппы: дети с высокими голосами, средними и низкими голосами.

     Диагностическое исследование  позволяет выявить  особенности звучания певческого голоса каждого ребёнка, чистоту интонирования  мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребёнка в ту или иную группу хора.

Информация о работе Постановка детского певческого голоса дошкольников