Постановка детского певческого голоса дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:08, реферат

Краткое описание

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
Определить конкретную последовательность постановки голоса в дошкольном возрасте.
Объектом исследования работы являются методики и программа по пению в детском саду, их характеристика и сравнение.

Оглавление

Введение ...................................................................................................... 3
Глава I . Теоретические основы развития детского
певческого голоса детей дошкольного возраста……………...6
§1. Взгляды ученых на проблему развития постановки детского певческого голоса с конца 19 - начала 20 вв........................................................6
§2. Методика вокальной работы в детском саду.....................................13

Глава II. Постановка детского певческого голоса
дошкольников ….............................................………………….17

§1. Основные методические направления в постановке голоса детей на современном этапе...................................................................17
Методика Огороднова Д.Е.…………………………………18
Фонопедический метод развития голоса
Емельянова В.В...…..………………………………………. 20
1.3. Методика постановки голоса Тарасовой К.В.…………….. 23
Заключение................ …......................................………………........................26

Список литературы............…………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

реферат по постановке голоса 2.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Пытаясь решить проблему детского репертуара, крупные музыканты – А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, В.С. Калинников – создают сборники детских песен.

      В 1914 году появляется перевод методического пособия Д. Бетса. Основными принципами воспитания детского голоса автор считает: отказ от крикливости в пении, ограничение использования крайних звуков диапазона, формирование звонкого головного звучания. Особое внимание в работе Бетса занимает вопрос о выполнении режима и правилах гигиены голоса. [1]

      Развитие  методической мысли в области  детской вокальной педагогики в  дореволюционный период началось с  решения вопроса о выборе регистра, используемого детьми в процессе пения. В первые годы Советской власти музыкальное воспитание приобретает массовый характер. В связи с этим резко понижается общий уровень вокального воспитания детей. Сам репертуар тех лет, а именно революционные песни маршевого характера провоцировал детей на форсированное пение, что создавало неблагоприятные условия для формирования детского голоса, работавшего в режиме перегрузки.

      Уже в первые десятилетия стала ясно вырисовываться «картина массовой порчи  детских голосов, фонастения, не смыкание голосовых связок, сип при пении по причине узелкового процесса на связках и других патологических явлений, связанных с неправильным функционированием гортани во время фонации».2

      Вопросам  создания единого метода обучения пению  занимается Государственный институт музыкальной науки, созданный в 1912 году. Под председательством профессора В.А. Багадурова в ГИМНе была создана детская комиссия, которой разрабатывались вопросы об охране и воспитании детского голоса. 

С 30-х  годов начинает развиваться систематическое  изучение детского голоса в плане лабораторных исследований. Научную разработку проблемы развития детского голоса начали фониаторы.

      В 1938 году в Москве состоялась первое методическое совещание, в котором  приняли участие медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники. Главный вопрос – охрана детского голоса. В результате совещания были приняты рекомендации, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации.

      Вопрос  о развитии детского голоса также нашел отражение в материалах совещания. Однако многие специалисты считали, что работать над развитием детского голоса не следует, так как детский организм находится в бурном развитии и голос требует не развития, а охраны и должен тренироваться по мере роста организма. К такому же выводу позже, в послевоенный период пришли и исследователи детского голоса Н.Д. Орлова, Т.Н. Овчинникова.

     В 50-е и 60-е годы сотрудники лаборатории  музыки и танца ИХВ опубликовали ряд научно-методических работ. Среди них:

А.А. Сергеев  «Воспитание детского голоса» (1950);

В.А. Багадуров  «Воспитание и охрана детского голоса» (1953), «Начальные приемы развития детского голоса» (1954);

Е.М. Малинина «Вокальное воспитание детей» (1967).

     Все эти работы были основаны на научно-педагогических наблюдениях и подкреплены практическими разработками.

        О необходимости  раннего обучения  правильной вокализации неоднократно  подчеркивалось и в работах  исследователей И.И. Левидова, В.А.  Багадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова и др.   Ученые считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребёнка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровыми. Однако в результате по вопросу о подходе к звучанию детского голоса, а именно регистровому звучанию  сложились две противоположных точки зрения. [12] Многочисленные случаи заболевания голосового аппарата детей, которых наблюдал И.И. Левидов, побудили его начать систематическое изучение причин заболеваемости, а затем и особенностей развития детского голоса. Он установил, что причины массовых заболеваний голосового аппарата  кроются в неправильном вокальном режиме, в использовании непосильного репертуара. И.И. Левидов утверждал, что целесообразно обучать детей и сольному пению.

      Вскоре  И.И. Левидов в своих наблюдениях  стал применять метод стробоскопии, используя стробоскоп собственной  конструкции.

     Научную работу врач-фониатор И.И. Левидов проводил совместно с практиками-педагогами – вокалистами Е.М. Малининой и С.И. Гиммельфарб.

     В своих исследованиях Е.М.Малинина выделяет четыре основных момента,  характеризующих голос ребенка  дошкольного возраста: «голос легкий, светлый, «свирельный», серебристый, сила небольшая; колебательная манера голосовых связок лишь их краями;атака звука«мягкая»

гортань в высоком положении».3  

     Такой же точки зрения придерживался  в своих разработках, проделанных  в 1933-1941 гг. И.И. Левидов. Он считал, что естественно звучащий голос ребенка обуславливается именно лишь краевой колебательной манерой  голосовых связок. Последователи этой точки зрения рекомендовали «фальцетную» манеру звукообразования, объясняя ее необходимость неразвитостью мышц голосового аппарата ребенка.

      Противоположной точки зрения придерживался В.А.Багадуров, утверждая, что грудной регистр всегда нужно искоренять и вводить голос в естественное русло. Правда, все время говорится о «перегрузке грудного звучания», «надсаженности», напряженности его и форсировке, как будто нормального грудного звучания в детском голосе не существует совсем. Ведь грудное звучание, как и фальцетное, есть самое натуральное и естественное звучание голоса, если уж говорить о естественности». 4 

      О необходимости проведения специальной  работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н.А. Метлов,  Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубчинская, Р. Краснобродская и др., предлагая очень интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

      В 1961 году ИХВ АПН РСФСР организовал  первую научную конференцию по вопросам развития музыкального слуха и голоса детей. Она была отмечена присутствием представителей смежных наук: психологов, физиологов, морфологов, фониатров, акустиков, педагогов не только из России, но и из других стран. Доклады конференции были опубликованы под редакцией В.Н. Шацкой в 1963 году.

     В процессе работы конференции стали  ясны существенные различия во взглядах на воспитание детского голоса, стали  очевидны проблемы, требующие как теоретического, так и практического решения.

      Дошкольные  педагоги провели ряд исследований развития слуха и голоса (Н.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, Р.Т. Зинич-Слепова, А.И. Катинене), в которых раскрывалась их взаимосвязь  и подчёркивалась существенная роль слухо-вокальной координации в развитии музыкальности.

      Таким образом,  с конца 19 - начала 20 вв. стиль пения определил качественные основные характеристики звучания детских голосов: легкость и звонкость тембра, умеренность по силе в удобной, в основном средней, тесситуре. Внимание учёных привлекали вопросы развития детского голоса. Принципы, заложенные в этих подходах, легли в основу обучения пению и детей. Все это настраивало детский голос на фальцетное или близкое к фальцетному звучание, что было социально обусловлено.

                      

    §2. Методика вокальной  работы  в детском саду. 

      Современный подход к вокальному развитию ребёнка, на мой взгляд, это понимание и  принятие его индивидуальных особенностей в качестве важнейшего компонента процесса обучения пению.

   Пение в детских садах не всегда, однако, оказывает положительное воздействие. Дети зачастую неправильно передают мелодию песни, поют крикливо, напряженно, что вредит их слабым голосовым связкам. При подборе песен не всегда учитываются вокальные и музыкальные данные детей. Недостаточно ведется индивидуальная работа с детьми, поющими фальшиво, имеющими голос небольшого диапазона.

      В чем же причины неудовлетворительной вокально-хоровой работы с детьми во многих детских садах?

      Корень  проблемы — в одной из основных методических установок для вокальной  работы в детском саду, рекомендующей  использовать в певческой работе с детьми диапазон только первой октавы — (до¹) ре¹- си¹(до²)- и лишь в подготовительной группе разрешающий объём до¹ — ре².5

        Вот ряд высказываний авторитетных  методистов.

«Певческие  возможности дошкольников невелики».6

«Не следует  забывать, что....детям.....всего только 3 — 6 лет и для их голосовых  связок подходящая высота звуков —  между до первой и до второй октавы».7

      «Диапазон детей этого возраста (7 лет) небольшой, он локализуется между ре1 — ре². Звучащая зона голосов ещё меньше и расположена приблизительно между ми1 — си1 и си1 — до2».8

      «Распределение  регистров по возрастным группам  выглядит следующим образом: дети трехлетнего возраста — от ре до ля первой октавы; дети пятилетнего возраста — от ре первой октавы до до второй октавы; дети шестилетнего возраста — от до первой октавы до до второй октавы».9

      В приведённых выше высказываниях  видна установка и на ограниченный диапазон голосов, и на развитие грудной манеры пения (от примарных тонов), а также неверное применение термина  «регистра голоса». Такой подход к певческим голосам дошкольников  утвердился и в теории и практике работы детских садов.

        В работе Н.А. Ветлугиной есть  интересное замечание, что при  ларингологическом обследовании  детей врач констатировал перспективы  формирования в дальнейшем низкого  или высокого голоса, судя по  общему комплексу голосового  аппарата, а в исследовании А.И. Катинене содержится констатация «качественного своеобразия певческого звучания и певческих диапазонов детей 5-7 лет» и вывод о необходимости учёта этого своеобразия.[10]

      Однако  публикация этих положений не повлекла за собой соответствующих методических выводов. Все дети в детских садах по-прежнему поют ту или иную песню все вместе, в одной тесситуре, в одном диапазоне, как будто не существует никаких природных различий в их голосах. В результате тональность, тесситура и диапазон песни оказываются подходящими, удобными для одних детей и неудобными, не соответствующими природе голоса, а значит, вредными — для других.

      По  мнению З. Кодая «начинать нужно  уже в детском саду, ибо там  ребёнок играючи осваивает то, чем заниматься в начальной школе  поздно».10

      Между тем новейшие данные научных исследований позволяют по-иному взглянуть  на постановку и развитие певческих  голосов, в том числе и у  дошкольников. Суть этого подхода  во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование  в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.

      «При  правильной настройке голоса на соответствующее  тесситуре регистровое звучание  общий диапазон его будет значительно шире, тем более при систематической тренировке, независимо от возраста. При правильном выборе регистрового режима в соответствии с тесситурой дети даже в 4 — 5 лет способны петь в диапазоне фа м, соль м — си-бемоль² ( до³)».11

        Мнение Г.П.Стуловой разделяет и В.В. Емельянов, утверждая, что постепенное расширение звуковысотного диапазона детского голоса нельзя считать возрастным признаком. С возрастом его объём скорее суживается, нежели расширяется. Автор выдвигает положение, в котором целесообразно говориться о постепенном расширении диапазона не сточки зрения возрастных возможностей, а с точки зрения методической последовательности его использования в процессе обучения пению, с какого бы возраста ни начинали учить петь. По мнению В.В. Емельянова, в учебный репертуар по пению в детском саду, особенно в начале,  следует включать песни с относительно узким диапазоном (из 2 -3 звуков), в пределах звукоряда ре¹ — до², и лишь постепенно  расширять его на последующих этапах работы ( индивидуально ). Также автор утверждает, что с детьми дошкольного возраста можно и нужно заниматься развитием грудного регистра от ре¹ — до соль м. Полнозвучный грудной регистр — фундамент яркого фальцета и хорошего микста. Кроме того, резкое разграничение в учебной работе грудного и фальцетного регистра — основной приём для осознания и воспитания певческого голоса и развитие вокального слуха.[12]

Информация о работе Постановка детского певческого голоса дошкольников