Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:08, реферат
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
Определить конкретную последовательность постановки голоса в дошкольном возрасте.
Объектом исследования работы являются методики и программа по пению в детском саду, их характеристика и сравнение.
Введение ...................................................................................................... 3
Глава I . Теоретические основы развития детского
певческого голоса детей дошкольного возраста……………...6
§1. Взгляды ученых на проблему развития постановки детского певческого голоса с конца 19 - начала 20 вв........................................................6
§2. Методика вокальной работы в детском саду.....................................13
Глава II. Постановка детского певческого голоса
дошкольников ….............................................………………….17
§1. Основные методические направления в постановке голоса детей на современном этапе...................................................................17
Методика Огороднова Д.Е.…………………………………18
Фонопедический метод развития голоса
Емельянова В.В...…..………………………………………. 20
1.3. Методика постановки голоса Тарасовой К.В.…………….. 23
Заключение................ …......................................………………........................26
Список литературы............…………………………………………………....29
Пытаясь решить проблему детского репертуара, крупные музыканты – А.К. Лядов, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, В.С. Калинников – создают сборники детских песен.
В 1914 году появляется перевод методического пособия Д. Бетса. Основными принципами воспитания детского голоса автор считает: отказ от крикливости в пении, ограничение использования крайних звуков диапазона, формирование звонкого головного звучания. Особое внимание в работе Бетса занимает вопрос о выполнении режима и правилах гигиены голоса. [1]
Развитие методической мысли в области детской вокальной педагогики в дореволюционный период началось с решения вопроса о выборе регистра, используемого детьми в процессе пения. В первые годы Советской власти музыкальное воспитание приобретает массовый характер. В связи с этим резко понижается общий уровень вокального воспитания детей. Сам репертуар тех лет, а именно революционные песни маршевого характера провоцировал детей на форсированное пение, что создавало неблагоприятные условия для формирования детского голоса, работавшего в режиме перегрузки.
Уже в первые десятилетия стала ясно вырисовываться «картина массовой порчи детских голосов, фонастения, не смыкание голосовых связок, сип при пении по причине узелкового процесса на связках и других патологических явлений, связанных с неправильным функционированием гортани во время фонации».2
Вопросам
создания единого метода обучения пению
занимается Государственный институт
музыкальной науки, созданный в 1912 году.
Под председательством профессора В.А.
Багадурова в ГИМНе была создана детская
комиссия, которой разрабатывались вопросы
об охране и воспитании детского голоса.
С 30-х годов начинает развиваться систематическое изучение детского голоса в плане лабораторных исследований. Научную разработку проблемы развития детского голоса начали фониаторы.
В 1938 году в Москве состоялась первое методическое совещание, в котором приняли участие медики, отоларингологи, фониатры, вокальные педагоги и музыкальные работники. Главный вопрос – охрана детского голоса. В результате совещания были приняты рекомендации, в которых предлагалось использовать фальцетную манеру звукообразования у всех детей до периода наступления мутации.
Вопрос о развитии детского голоса также нашел отражение в материалах совещания. Однако многие специалисты считали, что работать над развитием детского голоса не следует, так как детский организм находится в бурном развитии и голос требует не развития, а охраны и должен тренироваться по мере роста организма. К такому же выводу позже, в послевоенный период пришли и исследователи детского голоса Н.Д. Орлова, Т.Н. Овчинникова.
В 50-е и 60-е годы сотрудники лаборатории музыки и танца ИХВ опубликовали ряд научно-методических работ. Среди них:
А.А. Сергеев «Воспитание детского голоса» (1950);
В.А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса» (1953), «Начальные приемы развития детского голоса» (1954);
Е.М. Малинина «Вокальное воспитание детей» (1967).
Все эти работы были основаны на научно-педагогических наблюдениях и подкреплены практическими разработками.
О необходимости раннего
Вскоре И.И. Левидов в своих наблюдениях стал применять метод стробоскопии, используя стробоскоп собственной конструкции.
Научную
работу врач-фониатор И.И. Левидов проводил
совместно с практиками-
В
своих исследованиях Е.М.
гортань в высоком положении».3
Такой же точки зрения
Противоположной точки зрения придерживался В.А.Багадуров, утверждая, что грудной регистр всегда нужно искоренять и вводить голос в естественное русло. Правда, все время говорится о «перегрузке грудного звучания», «надсаженности», напряженности его и форсировке, как будто нормального грудного звучания в детском голосе не существует совсем. Ведь грудное звучание, как и фальцетное, есть самое натуральное и естественное звучание голоса, если уж говорить о естественности». 4
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики: Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубчинская, Р. Краснобродская и др., предлагая очень интересные приёмы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
В 1961 году ИХВ АПН РСФСР организовал первую научную конференцию по вопросам развития музыкального слуха и голоса детей. Она была отмечена присутствием представителей смежных наук: психологов, физиологов, морфологов, фониатров, акустиков, педагогов не только из России, но и из других стран. Доклады конференции были опубликованы под редакцией В.Н. Шацкой в 1963 году.
В процессе работы конференции стали ясны существенные различия во взглядах на воспитание детского голоса, стали очевидны проблемы, требующие как теоретического, так и практического решения.
Дошкольные педагоги провели ряд исследований развития слуха и голоса (Н.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, Р.Т. Зинич-Слепова, А.И. Катинене), в которых раскрывалась их взаимосвязь и подчёркивалась существенная роль слухо-вокальной координации в развитии музыкальности.
Таким образом, с конца 19 - начала 20 вв. стиль пения определил качественные основные характеристики звучания детских голосов: легкость и звонкость тембра, умеренность по силе в удобной, в основном средней, тесситуре. Внимание учёных привлекали вопросы развития детского голоса. Принципы, заложенные в этих подходах, легли в основу обучения пению и детей. Все это настраивало детский голос на фальцетное или близкое к фальцетному звучание, что было социально обусловлено.
§2.
Методика вокальной
работы в детском
саду.
Современный подход к вокальному развитию ребёнка, на мой взгляд, это понимание и принятие его индивидуальных особенностей в качестве важнейшего компонента процесса обучения пению.
Пение в детских садах не всегда, однако, оказывает положительное воздействие. Дети зачастую неправильно передают мелодию песни, поют крикливо, напряженно, что вредит их слабым голосовым связкам. При подборе песен не всегда учитываются вокальные и музыкальные данные детей. Недостаточно ведется индивидуальная работа с детьми, поющими фальшиво, имеющими голос небольшого диапазона.
В чем же причины неудовлетворительной вокально-хоровой работы с детьми во многих детских садах?
Корень проблемы — в одной из основных методических установок для вокальной работы в детском саду, рекомендующей использовать в певческой работе с детьми диапазон только первой октавы — (до¹) ре¹- си¹(до²)- и лишь в подготовительной группе разрешающий объём до¹ — ре².5
Вот ряд высказываний
«Певческие возможности дошкольников невелики».6
«Не следует забывать, что....детям.....всего только 3 — 6 лет и для их голосовых связок подходящая высота звуков — между до первой и до второй октавы».7
«Диапазон детей этого возраста (7 лет) небольшой, он локализуется между ре1 — ре². Звучащая зона голосов ещё меньше и расположена приблизительно между ми1 — си1 и си1 — до2».8
«Распределение регистров по возрастным группам выглядит следующим образом: дети трехлетнего возраста — от ре до ля первой октавы; дети пятилетнего возраста — от ре первой октавы до до второй октавы; дети шестилетнего возраста — от до первой октавы до до второй октавы».9
В приведённых выше высказываниях видна установка и на ограниченный диапазон голосов, и на развитие грудной манеры пения (от примарных тонов), а также неверное применение термина «регистра голоса». Такой подход к певческим голосам дошкольников утвердился и в теории и практике работы детских садов.
В работе Н.А. Ветлугиной есть
интересное замечание, что при
ларингологическом
Однако
публикация этих положений не повлекла
за собой соответствующих
По мнению З. Кодая «начинать нужно уже в детском саду, ибо там ребёнок играючи осваивает то, чем заниматься в начальной школе поздно».10
Между тем новейшие данные научных исследований позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов, в том числе и у дошкольников. Суть этого подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.
«При
правильной настройке голоса на соответствующее
тесситуре регистровое
Мнение Г.П.Стуловой разделяет и В.В. Емельянов, утверждая, что постепенное расширение звуковысотного диапазона детского голоса нельзя считать возрастным признаком. С возрастом его объём скорее суживается, нежели расширяется. Автор выдвигает положение, в котором целесообразно говориться о постепенном расширении диапазона не сточки зрения возрастных возможностей, а с точки зрения методической последовательности его использования в процессе обучения пению, с какого бы возраста ни начинали учить петь. По мнению В.В. Емельянова, в учебный репертуар по пению в детском саду, особенно в начале, следует включать песни с относительно узким диапазоном (из 2 -3 звуков), в пределах звукоряда ре¹ — до², и лишь постепенно расширять его на последующих этапах работы ( индивидуально ). Также автор утверждает, что с детьми дошкольного возраста можно и нужно заниматься развитием грудного регистра от ре¹ — до соль м. Полнозвучный грудной регистр — фундамент яркого фальцета и хорошего микста. Кроме того, резкое разграничение в учебной работе грудного и фальцетного регистра — основной приём для осознания и воспитания певческого голоса и развитие вокального слуха.[12]
Информация о работе Постановка детского певческого голоса дошкольников