Исполнительская интерпретация 8-ой сонаты С.Прокофьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить особенности исполнительской интерпретации 8-ой сонаты С. Прокофьева.
Эта цель обуславливает следующие задачи: определить особенности
исполнительской интерпретации музыкального сочинения, проанализировать
стилистические особенности 8-ой сонаты, а именно:
Ø способы развития мелодических линий;
Ø особенности ритмической организации;
Ø особенности гармонических созвучий;
Ø соотношение тембров;
Ø взаимодействие всех смысловых пластов сочинения.

Оглавление

Введение 3
1. Характерные черты сонатного мышления С. Прокофьева 5
2. Эволюция жанра сонаты в творчестве Прокофьева 9
3. Исполнительская интерпретация 8-ой сонаты Прокофьева 17
3.1. Некоторые теоретические аспекты исполнительской интерпретации
музыкального сочинения 17
3.2. Стилистические особенности 8-ой сонаты Прокофьева
(исполнительский аспект) 18
Заключение 31
Литература 33
Нотное приложение 35

Файлы: 1 файл

1часть сонаты.doc

— 1.74 Мб (Скачать)

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

8-ОЙ  СОНАТЫ С.ПРОКОФЬЕВА

 

Содержание

 

Введение 3

1. Характерные черты сонатного мышления С. Прокофьева 5

2. Эволюция жанра  сонаты в творчестве Прокофьева 9

3. Исполнительская  интерпретация 8-ой сонаты Прокофьева 17

3.1. Некоторые  теоретические аспекты  исполнительской интерпретации

       музыкального сочинения 17

3.2. Стилистические особенности 8-ой сонаты Прокофьева

       (исполнительский аспект) 18

Заключение 31

Литература 33

Нотное приложение 35

 
Введение

    Фортепианное творчество С. Прокофьева является одной из вершин мировой музыкальной культуры. Произведения композитора широко исполняются на всех концертных эстрадах мира. В его сочинениях глубоко отразился сложный, противоречивый, полный катаклизмов и трагизма ХХ век. В то же время в музыке  композитора широко  представлен весь  спектр  человеческого  духовного  мира  с  его  стремлением  к  возвышенному  и  красоте.

    Каждое  поколение  музыкантов  по-новому  открывает  для  себя эмоциональный  мир  музыки  С. Прокофьева.  Исполнитель  8-ой  сонаты  должен  пережить  и  понять  глубокое  образное  содержание  музыки,  передать  масштабность  и  многогранность  образной  сферы  от  эпически-величественных  сторон до  лирических,  нежных  и  хрупких.

    Фортепианному  творчеству  Прокофьева  посвящена  обширная  исследовательская  литература.

    В  работах  Гаккеля Л.  “Фортепианное  творчество  С. Прокофьева”,  М.,  1960,  Дельсона В.  “Фортепианное творчество  и пианизм  С. Прокофьева”,  М., 1970,  Орджоникидзе Т.  “Фортепианные  сонаты  С. Прокофьева”, М., 1962,  Холопова  и  Холоповой  “Фортепианные  сонаты  С. Прокофьева”, М., 1961 всесторонне  исследуется  фортепианная  музыка  композитора,  рассматриваются  многочисленные  музыкальные  образы  его  сочинений,  своеобразие  стилистики.

    Однако,  детального  анализа  стилистики  и  взаимодействия  различных  музыкальных  образов  сонаты  в  них  нет.

    Исполнение  8-ой  сонаты  на  концертной  эстраде  привело к необходимости  как  можно  глубже  изучить  все  различные  грани  этого  сочинения.  В  этом  видится  актуальность  избранной  темы.

    Цель  работы – определить  особенности  исполнительской  интерпретации  8-ой  сонаты С. Прокофьева.

    Эта цель обуславливает следующие задачи: определить  особенности 

исполнительской  интерпретации  музыкального  сочинения,  проанализировать 

стилистические  особенности  8-ой  сонаты,  а  именно:

    Ø способы  развития  мелодических  линий;

    Ø особенности  ритмической организации;

    Ø особенности  гармонических  созвучий;

    Ø соотношение  тембров;

    Ø взаимодействие  всех  смысловых  пластов  сочинения.

    Методологической  основой  работы  является  научный  метод  исследования  музыкальных  сочинений  для  создания  исполнительской  интерпретации,  разработанной  в  трудах  Асафьева  “Музыкальная  форма  как  процесс”,  Маленковской  “Фортепианно-исполнительское  интонирование”, а  также  в  работах     выдающих     отечественных    исполнителей,   таких    как    Нейгауз, 

Мильштейн,  Фейнберг  и  др.

    Практическая  значимость  работы

    Работа  может  быть  использована  при  исполнении  8-ой  сонаты С. Прокофьева  и  ее  изучении  в  лекционном  курсе  «История  фортепианного  искусства».

    Предмет – фортепианное творчество С. Прокофьева.

    Объект – 8-ая соната С. Прокофьева. 

 

1.  Характерные черты сонатного мышления  Прокофьева

    В  фортепианных  сонатах  Прокофьева  отразился  весь  богатейший  путь  творческих  исканий  и  достижений  композитора  от  начальных  опусов  до  последних сочинений.  Девять  его сонат наряду  с десятью сонатами  Скрябина  составляют  основной  «сонатный  фонд»  в  русской  музыке,  где  жанр  фортепианной  сонаты  развился  более  столетия  спустя  после  появления  зрелых  сонат  венских  классиков.

    В  музыке  Прокофьева,  в  композиции  его  сонатных  форм  много  черт,  непосредственно  идущих  от  традиций  русской  музыки.  Русское начало  проявляется в колорите  мелоса,  гармонии,  ритмики и там,  где оно не  обнаруживает  себя  в  конкретных  традиционно  русских  мелодических  и  гармонических  оборотах.   «Я – русский  и  в  моих  сочинениях  я  разговариваю  на  органически  присущем  мне  русском  языке».1  Русская натура  автора  многообразно  проявляется в сочинениях,  очень  далеких  от  непосредственных  источников  народного  мелоса,  в  частности  в  фортепианных  сонатах.

    Характерная  черта  прокофьевского  сонатного  мышления – соединение  раннеклассических  и  позднеромантических  традиций.  «Классический  композитор – это  безумец,  который  сочиняет  вещи,  непонятные  для  своего  поколения.  Ему  удалось  открыть  некую  логику,  еще  неведомую  другим,  и  поэтому  эти  другие  не  могут  следовать  за  ним.  Лишь  через  какой-то  отрезок    времени  пути,  намеченные  им,  если  они верные,  становятся  понятными  окружающим.  Писать  только  по  правилам,  установленным  предыдущей  классикой,  значит  быть  не  мастером,  а  учеником.  Такой  композитор  легко  воспринимается  современниками,  но  не  имеет  шансов  пережить  свое  поколение».2  Классическая  тенденция проявляется  у  него  разнообразно:  в  откровенных  реминисценциях  образов  и  форм  старой  музыки,  в  особенности  танцевальной  стихии  (начиная  от  ранних  гавотов  и  кончая  соответствующими  эпизодами  в  6-ой,  8-ой  и  9-ой  сонатах),  токкатности;  а  также  в  ощущении  композиционного  цикла.  Классичность  прослушивается  и  в  фактурном  облике  сонат.  Прокофьев  отказывается  от  пышного  пианистического  стиля,  связанного  с  традициями  листовского  пианизма.  В  его  сонатах  часто  возникает  скромная  двухголосная  фактура,  не  отягченная  шаблонными  построениями   аккордов.  Композитор  словно  возвращается  к эпохе  Скарлатти  с  его  прозрачной  фактурой.  Однако  для  него  характерна  необыкновенная  индивидуализация  каждой  детали,  и  именно  в  этом    проявляется  романтический  принцип  синтеза  изобразительного  с  выразительным.  Самостоятельная  образность  любой  детали – характерная  черта  прокофьевского  пианизма. 

    Классичность  проявляется  и  в  лаконичности  сонатной  формы.  В  ней  запечатлена,  прежде  всего,  сущность  явлений,  в отличие от  романтической концепции,  где возникает необходимость показа  многих  промежуточных ситуаций,  детализации.  Но,  несмотря  на  классичность  формы  сонат  композитора,  в  динамическом  характере  его  музыки  ощущается  горячее  дыхание  современности.  В  сонатном  цикле  Прокофьев  объединяет  явления  совершенно  разного  порядка,  раздвигает  рамки  охвата  действительности,  устанавливает  взаимосвязь  между  возвышенным  и  уродливым,  страстным  и  ироническим,  реальным  и  фантастическим.  Чувства  и  стремления  героя  прокофьевских  сонат  поражают  новизной,  свежестью.

    Активное  начало  в  сонатах  Прокофьева  претворяется  разнообразно.  Оно воплощается в образах стремительного  шествия или страстной декламации,  в  энергетическом  порыве.  Чаще  всего оно связано с движением (танцевальным,  маршеобразным,  токкатным).  Порою музыкальные образы  принимают    символический характер  (колокольный звон  в начале  6-ой  сонаты – образ могучей  Родины),  порой  пронизываются  романтической  взволнованностью  (главная  партия  3-ей  сонаты).  Если  в  ранних  сонатах  преобладает  молодой  задор,  непосредственность  порыва  и  восторженность  (1-ая  и  3-я  сонаты),  то  в  поздних  сонатах  герой  сталкивается  со  сложными  жизненными  препятствиями.  Активные  темы  насыщаются  большей  внутренней  силой,  юношеская беспечность уступает  место  драматическим  образам  (в  7-ой  сонате  конфликт  выражен  противопоставлением  двух  элементов  темы).  Тонус  тем – тревожный,  экспрессивный.  Драматическому  конфликту  придан  эпический  размах.  Большая  национальная характерность отличает  активное  начало  в финалах,  в которых могучая воля  воплощается в образах богатырского  пляса,  шествия,  народного празднества (6,  7  и 8-ая  сонаты).

    Основной  контраст  с  активными  образами  создают  лирические  темы  побочных  партий.  Главное  в  лирике  Прокофьева – необыкновенная  сдержанность  чувства.  В  драматических  сонатах  (6-ой  и  7-ой)  побочные  партии – голос  одинокого  странника,  теряющийся  среди  громоподобных  раскатов  жизненной  битвы.  Нередко  лирическое  начало  приобретает  фантастический,  сказочный  колорит  (побочные  темы  в  4-ой  и  5-ой  сонатах).  Нечувственная,  объективная  лирика  Прокофьева  пленит  внутренним  спокойствием,  безыскусственностью,  мечтательным  характером,  национальным  колоритом.

    Лирические  образы  не  оставались  неизменными  на  протяжении  всего  творческого  пути  Прокофьева.  В  поздних  сонатах  внутренний  мир  героя  раскрывается  более  углубленно.  В  драматической  триаде  лирическое  начало  приобретает  оттенок  философских  рассуждений.

    Гармоническое  мышление  Прокофьева  опирается  на  богатые  достижения  современной  ему  музыки:  обильное  использование  аккордов  нетерцового  строения,  целотонные  последовательности,  сцепления  секунд,  диатонические  ряды  в  сочетании  с  усложненными  аккордовыми  комплексами.  Прокофьев  мыслит  категориями  мажорно-минорной  системы,  однако  обильно  оснащает  лад  хроматизмами,  превращая  его  в  своеобразный  12-тиступенный  звукоряд,  котором функциональные  связи не  слабеют,  а обостряются.  Тем не  менее,  гармоничный язык   в сонатах умереннее,  чем в фортепианных  концертах,  ранних  операх  и балетах Прокофьева.  В отличие  от  последних,  в  сонатах  композитор  не  преследовал  цель  достигнуть  ошеломляющих  колористических  эффектов.  Это  и  определило  строгость  в  отборе  средств,  оправданность  каждого  приема  с  точки  зрения  логики  тонального  развития.

    Стиль  Прокофьева  чрезвычайно  самобытен.  По  его  собственному  признанию,  в  нем  «рано  развивалась  самостоятельность  суждений»,  он  не  увлекся  модными  теориями  и  всегда  стремился  быть  «учеником  своих  собственных  идей».  Использование  чужих  приемов,  подражательность  он  называл  «залезанием в гробы умерших композиторов  за  вчерашним материалом».3  Новизна приема – один  из  творческих  принципов  художника.  Его  новаторские  устремления,  принимавшие  порой  дерзкие  формы,  вызывали  резкое  возмущение  среди  сторонников  академических  традиций,  но  непоколебимая  уверенность  в  правильности  избранного  им  пути  вела  его  вперед  с  самоуверенностью  гения.

 

2. Эволюция  жанра  сонаты  в  творчестве  Прокофьева

    Первая  соната  фа  минор  op.1,  написанная  в 1909  году,  еще не  самостоятельна  по  стилю.  В  ней  ощутимы  влияния  романтической  музыки – Рахманинова. Автор  писал:  «Обыкновенно  композиторы,  выпуская  первый  опус,  открывают  как  бы  новую  страницу  в  своем  творчестве  по  сравнению  с  предыдущими  недозрелыми  сочинениями.  У  меня  вышло  иначе:  соната  №1,  наивная  и  простенькая,  как  бы  завершала  предыдущий  период…»4. Порывистая  патетика  первой  сонаты – не  столько голос индивидуальности  автора,  сколько  результат  академической  школы.  Черты прокофьевского  стиля  лишь  робко  проявляются  в  отдельных  мелодических  и  гармонических  оборотах.  В  некоторых  эпизодах  сонаты  можно  расслышать  предвестники  произведений  «зрелого»  Прокофьева.  Тем  не  менее,  соната  написана  искренне,  с  большим  эмоциональным  подъемом.

    Вторая  соната  ре  минор  ор.14  написана  в  1912 году.  Это  выдающееся  сочинение  раннего  периода, – в нем содержатся  многие  характерные черты прокофьевского  стиля.  Это уже соната  в ее  классическом  виде.  Объективность,  ясность – отличительная  сторона  таланта  композитора,  и  она  чувствуется  в  этом  сочинении.

    Волевой  напор,  «железная  токкатность»,  злая  ирония,  искренняя  лирика,  причудливая  фантастика – все  эти  образы  обнаруживаются  во  второй  сонате.  Во  всем  произведении  ощущается  характерный  прокофьевский  почерк:  броские,  яркие  вступления  тем,  их  внезапная  смена,  резкие  грани  разделов,  ясная,  кристаллическая  форма  целого.

    Вторая  соната  выявляет  многие  важные  принципы  построения  формы  произведений  Прокофьева.  Прежде  всего,  это  ясная  разграниченность  соседних  разделов  внутри  формы  и  излюбленный  принцип  соединения  тем – их  контрастное  сопоставление.  Начинается  такая  тема  сразу,  без  подходов  и  вступлений  и  сменяется  внезапно.  «Во  всем,  что  я  пишу,  я  придерживаюсь двух главных принципов  –    ясность в выявлении моих  идей и

Информация о работе Исполнительская интерпретация 8-ой сонаты С.Прокофьева