Художественное, литературное, актёрское, музыкальное на факультативах в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблема: каким образом урок музыки оказывает воспитательное воздействие?
Цель: изучить воспитательную направленность урока музыки.
Объект: урок музыки.
Предмет: воспитательная направленность урока музыки.
Гипотеза: наблюдения и имеющиеся литературные данные указывают на то, что урок музыки имеет воспитывающую направленность.

Оглавление

Введение

Характеристика урока музыки
Задачи урока музыки
Принципы построения и специфика урока музыки
Виды деятельности на уроке музыки


Воспитательные компоненты урока музыки
Эстетическая составляющая музыкального воспитания
Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности.

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по ММВ.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    Искусство для детей — это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам.

    Отбирая произведения для детей, мы опираемся  на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение. 
 

    
    1. Процесс слушания музыки как  средство развития эстетических и нравственных качеств  личности
 

    В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

    В более узком смысле музыкальное  воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека. [18]

    Музыка  сочетанием своих выразительных  средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

    Музыка  обладает могучим эмоциональным  воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека [18; 10].

    Специфика действия музыки на нравственность человека связана прежде всего с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а также «сорадованием», радостью за другого.

    Решающую  роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Здесь решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

    Музыкальное произведение — это “живое художественное событие”, обязательные участники  которого — “герои” и “автор-созерцатель” — обеспечивают воспринимающему  возможность вхождения в содержательный мир музыки.

    Музыкальное восприятие обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе “завершения”, когда слушатель сознательно занимает позицию «вне» интонационно-музыкальному высказыванию “героя” и в то же время пребывает с ним в звучащем единстве как с предметом своего отношения-оценки. [17]

    Проблема  живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

    Если  говорить об эстетическом воспитании, то необходимо отметить, что развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

    Эстетическое  воспитание направлено на решение следующих задач:

    - формирование у детей способности  воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

    - развитие глубокого понимания  красоты природы, способности  беречь эту красоту;

    - вооружение учащихся знаниями, а  также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

    - развитие творческих способностей  детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

    - развитие у детей понимания  красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту  в быт.

    Эстетика  рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.[26]

    Особенности этого отражения носят конкретно-чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.

    Эстетическое  восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

    Эстетическое  чувство – более сложный вид  осознания прекрасного в жизни.

    Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным) [4; 35].

    Оценку  прекрасных (или безобразных) явлений  в искусстве, природе, обществе можно  назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.

    Всесторонне развитие личности может быть реализовано  только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

    Также необходимым является проследить влияние  процесса слушания музыки на развитие нравственного воспитания.

    Человек живёт в обществе и не может  быть свободным от требований этого  общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

    Требования  не выдуманы отдельными людьми, не возникают  стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

    Задачи  нравственного воспитания можно сформулировать так:

    - осознание требований и норм  общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;

    - развитие у детей чувства патриотизма;

    - развитие чувства уважения к  старшим, товарищества и дружбы  со сверстниками, заботы и внимания  к окружающим людям;

    - выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

    - формирование ответственного отношения  к своим трудовым делам, тщательности  в работе, дисциплинированности, ответственности  в труде, трудолюбия;

    - формирования умений и навыков  трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

    - формирование таких черт характера,  как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

    - формирование навыков культуры  поведения и др.

    Для правильной организации нравственного  воспитания средствами музыки надо с  самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка прежде всего воспитывает  дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.

    Таким образом, из всех учебных дисциплин  единственно по-настоящему воспитывающей  является музыка, так как она развивает  не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

    Если  в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В результате проанализированной литературы, а также на основе накопленного педагогического опыта, можно прийти к следующим выводам:

    В процессе музыкального обучения создаются  оптимальные условия для всестороннего  развития детей и происходит это  только через деятельность.

    Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

    Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной  педагогике как неотъемлемая часть  нравственного воспитания подрастающего  поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

    Слушание  музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Информация о работе Художественное, литературное, актёрское, музыкальное на факультативах в школе