Художественное, литературное, актёрское, музыкальное на факультативах в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблема: каким образом урок музыки оказывает воспитательное воздействие?
Цель: изучить воспитательную направленность урока музыки.
Объект: урок музыки.
Предмет: воспитательная направленность урока музыки.
Гипотеза: наблюдения и имеющиеся литературные данные указывают на то, что урок музыки имеет воспитывающую направленность.

Оглавление

Введение

Характеристика урока музыки
Задачи урока музыки
Принципы построения и специфика урока музыки
Виды деятельности на уроке музыки


Воспитательные компоненты урока музыки
Эстетическая составляющая музыкального воспитания
Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности.

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по ММВ.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    Музыка  пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная  сфера и воображении тесно  взаимосвязаны с творческими  способностями. Музыкально-творческая деятельность – это деятельность школьника в области искусства, направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в художественных произведениях. Творческий потенциал – это чувство нового художественного ценного, связанное с высокой степенью развития мышления и способностью быстро действовать в новой ситуации.

    На  уроках музыки дополнительными заданиями  могут быть изображения в рисунках литературных и музыкальных образов. Также могут даваться творческие задания по подбору музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова или визуального образа.

    В итоге школьный урок музыки может  стать искусством постижения жизни  во всем ее многообразии. 
 

    
    1. Виды  деятельности на уроке  музыки
 

    Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества. Методы и приемы работы, с помощью которых учитель приобщает детей к музыке, должны быть направлены на пробуждение и развитие творческой активности детей, воспитание в них способности эмоционально отзываться на музыку и эстетически переживать её содержание. Педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке.

    Только  тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

    Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной  отзывчивости, привитию интереса и  любви к ней.

    Каковы  же приемы и методы, которыми располагает музыкант - педагог для того, чтобы воплотить в жизнь эту важнейшую задачу?

    Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы.

    В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

    Каждый  вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности школьники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Обучаясь на игре на элементарных музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

    В процессе слушания и анализа музыки у детей в большей мере, чем в других видах музыкальной деятельности, формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память.

    Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

    Очевидно  воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

    Движения  под музыку занимают также очень большое место, поскольку отражение разнообразных жизненных образов и впечатлений в доступной и интересной форме музыкального движения – один из наиболее адекватных школьному возрасту видов музыкальной деятельности. В нем развивается весь комплекс музыкальных способностей, но главным образом эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, музыкальное мышление.

    Музыкальная игра представлена на занятиях очень разнообразно: как игра с пением, движением, подвижная игра, игра-этюд, игра-упражнение, дидактическая и развернутая игра-драматизация. Она существует не только как самостоятельный раздел занятий, но и как важная часть других видов музыкальной деятельности детей.

    Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. [14]

    Важно привлекать внимание детей к выразительности  тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные  возможности инструментов, научиться  использовать разнообразие тембровых  красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

    Повышенное  внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые  служат как бы сценарием для самостоятельных  действий детей.

    Программная музыка занимает ведущее место в  творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

    Инструментальное  творчество детей, как правило, проявляется  в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

    Одно  из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Воспитательные компоненты урока музыки 

    2.1 Эстетическая составляющая  музыкального воспитания 

    Эстетическое  воспитание – важная часть становления  личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.

    Маленький человек пришел в большой и  сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь— быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.

    Яркое, приметное, наглядное, привлекательное  прежде всего воспринимается детьми как прекрасное, Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

    Искусство — особенно сильное и незаменимое  средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.

    Развитие  музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных  инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

    Каждый  вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее спокойное лиричное ее настроение, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок способен уже вычленить и неторопливый темп, и негромкое звучание, и выразительные интонации. Так целостное восприятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности.

    Итак, встреча с прекрасным в жизни  и искусстве вызывает у детей  эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов.

    Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок приучается улавливать некоторые зависимости средств художественной выразительности от содержания произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задорный ритм. Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Дети отмечают и средства выразительности в музыкальных, в поэтических произведениях, и средства изобразительности в картинах, в скульптуре, в художественной игрушке. Они склонны интересоваться содержанием песни, картины и могут кратко его изложить. Они могут оценить качество исполнения песни, рисунка, выразительного чтения своих сверстников. Но по преимуществу прежде всего ими схватываются наиболее яркие, приметные признаки.

    Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

    Все понимают, что в своей зрелой и  развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему..

Информация о работе Художественное, литературное, актёрское, музыкальное на факультативах в школе