Художественное, литературное, актёрское, музыкальное на факультативах в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Проблема: каким образом урок музыки оказывает воспитательное воздействие?
Цель: изучить воспитательную направленность урока музыки.
Объект: урок музыки.
Предмет: воспитательная направленность урока музыки.
Гипотеза: наблюдения и имеющиеся литературные данные указывают на то, что урок музыки имеет воспитывающую направленность.

Оглавление

Введение

Характеристика урока музыки
Задачи урока музыки
Принципы построения и специфика урока музыки
Виды деятельности на уроке музыки


Воспитательные компоненты урока музыки
Эстетическая составляющая музыкального воспитания
Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности.

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая по ММВ.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение 

    
  1. Характеристика  урока музыки
    1. Задачи урока музыки
    2. Принципы построения и специфика урока музыки
    3. Виды деятельности на уроке музыки
 
    
  1. Воспитательные  компоненты урока  музыки
    1. Эстетическая составляющая музыкального воспитания
    2. Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности.
 

    Заключение 

    Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    "Будущее  человечества сидит сейчас за  партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно  целиком в наших взрослых руках.  Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"[16, 14].

    Эти слова Б.М. Неменского говорят о  том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность. Я считаю, что роль музыкального воспитания детей   младшего школьного возраста очень важна, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке.

    Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. « Выдающийся советский педагог

    В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка … Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».[19]

    Проблема: каким образом урок музыки оказывает воспитательное воздействие?

    Цель:  изучить воспитательную направленность урока музыки.

    Объект: урок музыки.

    Предмет: воспитательная направленность урока музыки.

    Гипотеза: наблюдения и имеющиеся литературные данные указывают на то, что урок музыки имеет воспитывающую направленность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Характеристика  урока музыки
 
    
    1. Задачи урока музыки
 

    Музыкальное образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в  духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания.

    Урок  музыки – это  одна из форма знакомства детей с музыкой, с искусством. Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина,  указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувству долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.

    Задачи  урока музыки:

    1. Гармоничное развитие средствами  музыки творческого потенциала  каждого школьника, его эвристического  мышления, познавательной деятельности.

    2. Раскрытие преобразующей силы  музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы, формирование жизненной позиции.

    3. Овладение языком музыкального  искусства на основе музыкально-теоретических  знаний и навыков, постижение  сути музыки во взаимосвязи  со смежными видами искусства.

    4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музицирования: сольного и ансамблевого (вокального, хорового, инструментально).

    Музыка  как интегративный предмет органически  вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

    Известный детский композитор и автор программы  по музыке Д.Б. Кабалевский особо  отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» [12].

    Другой  известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости  музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки» [2; 154].

    Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку» [11; 11].

    Другие  авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» [8; 114]. Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.

    Таким образом, на уроке музыки выдвигаются  единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности. 
 
 
 
 
 
 

    
    1.   Принципы построения и специфика урока музыки
 

    Д.Б. Кабалевский, автор "Программы по музыке в общеобразовательной школе" трактовал урок музыки как урок искусства, объединяющий в себе обучение. Развитие и воспитание, а так же стимулирование творческой активности учащихся. "Урок музыки, – подчеркивал он, – ни в коей мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции. Ровно,  как и важности изучения музыкальной грамоты, ставит перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры" [12;4].

    Основным  видом деятельности на уроке музыки Д.Б. Кабалевский считал, восприятие музыкальных произведений. Он отмечал, что дети должны получить эстетическое удовольствие от слушания музыки. А произведения, с которым дети знакомятся, должны быть подобраны с учетом их художественной ценности, яркости образов, эмоциональной привлекательности, поскольку дают представление о музыке как средстве познания действительности, отражающей жизнь и чувства человека.

    В отечественной музыкальной педагогике общепринятым является мнение о том, что восприятие музыкальных произведений необходимо сочетать с художественно-педагогическим анализом, целью которого является осознание взаимосвязи содержания сочинения и отдельных средств музыкальной выразительности. Такой анализ должен помочь учителю сделать каждое воспринимаемое произведение средством эстетического воздействия на учащихся, обеспечить их усвоение содержания произведения и тем самым осуществить познавательную и воспитательную функции музыкального искусства в их единстве. На основе художественно-педагогического анализа происходит последовательное и систематическое приобщение младших школьников к музыкальному искусству, пониманию ими основных музыкальных закономерностей. 

    Принципы  построения уроков музыки:

    1. Урок строится на основе принципа целостного представления об искусстве с привлечением его различных видов (темы соотнесены по другим предметам - природоведение, литература, живопись, окружающий мир, математика и др.)

    2. Принцип минимакса: давать знания  по максимуму, а требовать по  минимум.

    3. Ведущий принцип – целостность  теоретической и практической  деятельности с целью приблизить  школьника к созиданию в разных  формах музыкального творчества.

    4. Принцип «все познается в сравнении» - сопоставление и противопоставление, поиск идентичных состояний в разных произведениях для облегчает восприятия искусства.

    5. Претворение принципа межпредметных связей.

    6. Проблемное развивающее обучение.

    7. Мотивирующее отношение к обучению.

    8. Ведущее значение двух видов деятельности: игровой и импровизированной.

    Игра используется с целью побуждения к творчеству. Нельзя превращать игру в развлечение в ущерб творческим познавательным установкам, а также превращать их в технические упражнении, ибо без радости нет музицирования!

    Специфика уроков музыки:

    1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.

    2. В отличие от других видов  искусства, музыка боле непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность искусства в воспитательных целях.

    3. Постижение музыкального содержания  школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер.

    4. Специфика уроков музыки у  младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.

Информация о работе Художественное, литературное, актёрское, музыкальное на факультативах в школе