Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа
Проблема: каким образом урок музыки оказывает воспитательное воздействие?
Цель: изучить воспитательную направленность урока музыки.
Объект: урок музыки.
Предмет: воспитательная направленность урока музыки.
Гипотеза: наблюдения и имеющиеся литературные данные указывают на то, что урок музыки имеет воспитывающую направленность.
Введение
Характеристика урока музыки
Задачи урока музыки
Принципы построения и специфика урока музыки
Виды деятельности на уроке музыки
Воспитательные компоненты урока музыки
Эстетическая составляющая музыкального воспитания
Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности.
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Заключение
Литература
Введение
"Будущее
человечества сидит сейчас за
партой, оно еще очень наивно,
доверчиво, чистосердечно. Оно
целиком в наших взрослых
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность. Я считаю, что роль музыкального воспитания детей младшего школьного возраста очень важна, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. « Выдающийся советский педагог
В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка … Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».[19]
Проблема: каким образом урок музыки оказывает воспитательное воздействие?
Цель: изучить воспитательную направленность урока музыки.
Объект: урок музыки.
Предмет: воспитательная направленность урока музыки.
Гипотеза:
наблюдения и имеющиеся литературные
данные указывают на то, что урок музыки
имеет воспитывающую направленность.
Музыкальное образование в школе нацелено на гармоничное развитие личности в духовно-нравственном плане, на создание условий для раскрытия всех его дарований и на формирование системы дальнейшего за пределами школы духовного самораскрытия, что невозможно без творческого потенциала. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей школьников – одна из важнейших задач музыкально-эстетического воспитания.
Урок музыки – это одна из форма знакомства детей с музыкой, с искусством. Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель (как детоводитель в первичном значении этого слова) должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, частое повторение которых должно восприниматься как истина, указывающая путь через чувства прекрасного в искусстве к любви, состраданию, милосердию, чувству долга в жизни. … Научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. В общении с искусством музыки понять себя и свое место в Мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Учить учащихся применять знания в конкретной жизненной ситуации, погружая их в трудности реальной жизни. Учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев. Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечества.
Задачи урока музыки:
1.
Гармоничное развитие
2. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы, формирование жизненной позиции.
3.
Овладение языком музыкального
искусства на основе
4. Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музицирования: сольного и ансамблевого (вокального, хорового, инструментально).
Музыка
как интегративный предмет
Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» [12].
Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки» [2; 154].
Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку» [11; 11].
Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» [8; 114]. Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.
Таким
образом, на уроке музыки выдвигаются
единые эстетические задачи музыкального
образования и воспитания школьников.
Все преподавание нацелено на такое
музыкальное воспитание, которое обеспечивает
развитие духовного богатства личности
учащихся, нравственно-эстетический характер
их деятельности, побуждений, взглядов,
убеждений, а также накапливанию знаний,
умений и навыков во всех
видах музыкальной деятельности.
Д.Б. Кабалевский, автор "Программы по музыке в общеобразовательной школе" трактовал урок музыки как урок искусства, объединяющий в себе обучение. Развитие и воспитание, а так же стимулирование творческой активности учащихся. "Урок музыки, – подчеркивал он, – ни в коей мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции. Ровно, как и важности изучения музыкальной грамоты, ставит перед собой гораздо более широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры" [12;4].
Основным видом деятельности на уроке музыки Д.Б. Кабалевский считал, восприятие музыкальных произведений. Он отмечал, что дети должны получить эстетическое удовольствие от слушания музыки. А произведения, с которым дети знакомятся, должны быть подобраны с учетом их художественной ценности, яркости образов, эмоциональной привлекательности, поскольку дают представление о музыке как средстве познания действительности, отражающей жизнь и чувства человека.
В
отечественной музыкальной
Принципы построения уроков музыки:
1.
Урок строится на основе
2.
Принцип минимакса: давать
3.
Ведущий принцип – целостность
теоретической и практической
деятельности с целью
4. Принцип «все познается в сравнении» - сопоставление и противопоставление, поиск идентичных состояний в разных произведениях для облегчает восприятия искусства.
5.
Претворение принципа
6.
Проблемное развивающее
7.
Мотивирующее отношение к
8. Ведущее значение двух видов деятельности: игровой и импровизированной.
Игра используется с целью побуждения к творчеству. Нельзя превращать игру в развлечение в ущерб творческим познавательным установкам, а также превращать их в технические упражнении, ибо без радости нет музицирования!
1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям – исповедью души, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.
2. В отличие от других видов искусства, музыка боле непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого школьника, тотчас же вызывая ее резонанс. Следует использовать эту особенность искусства в воспитательных целях.
3.
Постижение музыкального
4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.
Информация о работе Художественное, литературное, актёрское, музыкальное на факультативах в школе