Формирование начальной музыкальной культуры – одна из задач музыкального воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Понятие культура прошло сложный путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот определений.

Файлы: 1 файл

Глава I. 1.1..docx

— 60.06 Кб (Скачать)

       Глава I.  Формирование начальной музыкальной культуры – одна из задач музыкального воспитания детей.

    1. Понятие культура, культура личности, художественная культура, музыкальная культура ребёнка.

Понятие культура прошло сложный  путь исторического развития. Философы и культуроведы насчитывают до двухсот  определений.

В теории культуры выделяются духовный и материальный ее пласты, вводятся понятия культура личности и культура общества. А. Швейцер: «Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

 Художественная культура  рассматривается в современной  эстетике как самостоятельный,  специфический пласт общей культуры. Она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной культуры, или художественными ценностями, являются произведения искусства. Им присущи такие особенности, как уникальность, долговечность, коммуникативность и т.д.

Непосредственное участие  в художественной деятельности, восприятие произведений искусства развивает  человека духовно, обогащает его  чувства, интеллект.

К деятельности людей в  области культуры можно отнести  создание художественных ценностей, их хранение и распространение, критическое  осмысление и научное изучение, художественное образование и воспитание.

Могут быть выделены определенные области художественной культуры, соответствующие  видам искусства, и среди них  музыкальная культура. В это понятие входят различные виды музыкальной деятельности и их результат — музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, в структуру музыкальной культуры входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей  дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей  можно рассматривать как специфическую  субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная  культура ребенка, включающая  его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и  навыки, сложившиеся в результате  практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура  дошкольников, которая включает  в себя произведения народного  и профессионального музыкального  искусства, применяемые в работе  с детьми, музыкально-эстетическое  сознание детей и разные институты,  регулирующие музыкальную деятельность  детей и удовлетворяющие потребности  их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка  определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сада проявляется  через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень  воспитателей и всего педагогического  коллектива, через созданные ими  условия.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т.д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в  развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре  музыкальной культуры ребенка.

 

Элементы музыкально-эстетического  сознания, проявляющиеся в дошкольном возрасте, носят пока еще ориентировочный  характер и по содержанию не соответствуют полностью аналогичным элементам, которые характерны для музыкально-эстетического сознания взрослого человека. Кроме того, такие элементы сознания, как идеалы, взгляды, теории, недоступны детям дошкольного возраста.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется  и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой  внешними и внутренними связями  и составляют единую систему.

Основой индивидуальной музыкальной  культуры ребенка можно считать  его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование начальной музыкальной культуры – одна из задач музыкального воспитания детей