Взаимодействие государственной и муниципальной власти в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

Характерной чертой современного этапа развития РФ является поиск оптимальных путей централизации и децентрализации системы управления. В этой связи необходимость построения эффективных отношений между государственной и местной властью приобретает дополнительное звучание. Таким образом, требуется серьезный системный анализ отношений государства и местного самоуправления в переходный период, который еще можно назвать периодом неопределенности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Анализ местного самоуправления в современной России…………….4
Правовые основы и проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления…………………..6
Проблемы формирования современной модели муниципального образования……………………………………………………………….8
Классификация моделей взаимодействия государственной и муниципальной власти в современной России…………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .. . . . . . 18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ1.docx

— 41.41 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Анализ местного самоуправления в современной России…………….4
  2. Правовые основы и проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления…………………..6
  3. Проблемы формирования современной модели муниципального образования……………………………………………………………….8
  4. Классификация моделей взаимодействия государственной и муниципальной власти в современной России………………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .. . . . . .  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

власть полномочия

Реформа местного самоуправления идет в России более десяти лет. Каждый ее этап внес свой вклад в развитие взаимоотношений  между государством и местным  самоуправлением. Поворотным шагом  в проведении реформы местного самоуправления и построении его отношений с  государством, стало принятие новой  редакции Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

На сегодняшний  день выявлен целый ряд проблем, связанных с реализацией реформы  местного самоуправления. Решение данных проблем требует формирования эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, создания единого механизма реагирования на деструктивные ситуации в системе муниципального управления.

Государственная власть и местное самоуправление являются полноценными элементами публичной  власти, главная цель которой –  служение обществу, реализация общественных интересов, предоставление качественных услуг государственного и местного уровней. Как представляется, сегодня произошли некоторые смещения в отношениях государства и местного самоуправления, которые мешают реализации выше обозначенных целей и задач.

Характерной чертой современного этапа развития РФ является поиск оптимальных путей  централизации и децентрализации  системы управления. В этой связи  необходимость построения эффективных  отношений между государственной  и местной властью приобретает  дополнительное звучание.

Таким образом, требуется серьезный системный  анализ отношений государства и  местного самоуправления в переходный период, который еще можно назвать  периодом неопределенности.

 

    1. Анализ местного самоуправления в современной России

 

Одни  исследователи ставят во главу угла самостоятельную деятельность населения  по решению вопросов местного значения, рассматривая его как форму народовластия1. Другие - рассматривают местное самоуправление, в первую очередь, как форму публичной власти, определяя субъектом данной системы не столько само население, сколько создаваемые им органы управления, которые подчас становятся в приоритетное положение по отношению к своему создателю - местному сообществу2.

В российской науке и практике не сложилось  единого понимания природы и  сущности местного самоуправления, что  мешает становлению эффективной  модели взаимодействия государственной  и местной власти. В работе отмечается, что местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло отражение в теориях современных ученых. Некоторые из них отмечают, что, разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций3.

Государственные и самоуправленческие начала лежат  в плоскости единого поля публичной  власти, изменения происходят в интересах  децентрализации управления и повышения  его эффективности. Различия, главным  образом, состоят в выборе средств  реализации этих целей.

Основными этапами становления системы  местного самоуправления - Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», принятие Конституции РФ на всенародном референдуме 12 января 1993 г. и первой части нового Гражданского кодекса Российской Федерации в январе 1995 г.

Развитие  местного самоуправления в период с 1995 по 2003 гг. в рамках законодательных  норм, установленных законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в России»  от 28 августа 1995 г., особенности данного  закона - впервые созданы основы для функционирования автономных институтов местного самоуправления и наделения  местных органов власти широкими полномочиями.

Сущность  местного самоуправления зачастую выводилась не из его научной и правовой природы, а как конъюнктурный ответ  в соответствующих политических условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовые основы и проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

 

Взаимодействие  государства и местного самоуправления начинается еще с определения  основных направлений взаимодействия, которые в юридической науке  принято называть «вопросами местного значения». Предпринимается обобщение  зарубежной практики наделения органов  местного самоуправления определенной компетенцией, в результате чего делается вывод о том, что большинство  вопросов местного уровня, если отойти от их чисто юридического понимания, носят государственный характер.

На основании  исследования практики взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, что муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти:

четко выраженный институализированный характер;

наличие специфического обособленного аппарата осуществляющего эту власть;

непрерывность во времени, универсальность, всеобщность;

основанность на законах и иных нормативных актах;

осуществление на определенной территории по отношению ко всем находящимся на ней лицам;

возможность использования средств легитимного насилия;

установление и сбор налогов; самостоятельное формирование бюджета.

Вместе  с тем органы местного самоуправления не могут определять самостоятельно круг своих полномочий. В отличие от государства, местное сообщество не обладает суверенитетом, так как его территория есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства.

Правовое  положение и функции органов  местного самоуправления в общегосударственной  системе управления обусловлены  рядом факторов, как политических, так и социально - экономических. Роль и правовой статус этих органов  в решении государственных и  общественных задач всегда отражают изменения в организации и  сущности государства, как результата демократических преобразований, а  организация деятельности органов  местного самоуправления - важнейший  фактор реализации принципа демократизации государства.

Анализ  положений законодательства в области  местного самоуправления позволяет говорить о закреплении жесткой четырехуровневой системы органов местного самоуправления с обязательным наличием представительного, исполнительно-распорядительного органа - местной администрации, главы муниципального образования и контрольного органа. Помимо названных уставом муниципального образования может быть предусмотрено создание и иных органов местного самоуправления, наделенных собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы формирования современной модели муниципального образования

 

Всего в  Российской Федерации к 1 мая 2006 г. были учреждены границы 24 210 муниципальных  образований (без учета муниципальных  образований Республики Ингушетия  и Чеченской Республики), в том  числе 19 904 сельских поселения из которых  к вновь образованным относятся 12,5 тысяч муниципальных образований, то есть 51,6% от общего числа муниципалитетов  РФ.

Представленные  данные и размышления на примере  реализации реформы местного самоуправления в Центральном федеральном округе можно утверждать, что сегодня  формируется единая проблемная база местного самоуправления, которая может  быть нейтрализована только в результате эффективного взаимодействия органов  государственной власти и местного самоуправления.

Данные  проблемы являются стабильно устойчивыми, однако требуют решения со стороны  местной, а в большинстве случаев  государственной власти.

Отмечается, что вопрос финансирования местного самоуправления связан в первую очередь  с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. С одной стороны, такое право  органов местного самоуправления можно  рассматривать как прогрессивный  шаг. Но с другой стороны, это приведет к появлению трудностей для регионов при определении реальной финансовой обеспеченности муниципальных образований.

Тем самым  появится вероятность усложнения вопроса  межбюджетных отношений и не совсем четкого определения ответственность  при разграничении полномочий всех уровней публичной власти, что  на сегодняшний день является уже  одним из самых сложных вопросов реализации реформы местного самоуправления.

Чтобы обеспечить органы местного самоуправления возможность  применения ряда положений федерального закона, требуется совершенствование  и корректировка федерального законодательства в других областях.

Проблему  правового обеспечения реформы  необходимо решать в первую очередь  на уровне государственной власти. Здесь основная нагрузка ляжет на регионы, которым предстоит большая  работа по созданию пакета законов, регулирующих бюджетный процесс и межбюджетные отношения с учетом появления  новых муниципальных образований.

Проблема  подготовки муниципальных кадров является одной из основных в условиях реформы  местного самоуправления. В качестве опорной идеи при решении данной проблемы предлагаем комплексную программу  подготовки муниципальных кадров. Кроме  того, целесообразным на наш взгляд является реализация проекта единого  информационного пространства ЦФО  по учету и ведению реестра  муниципальных правовых актов, принимаемых  в муниципальных образованиях ЦФО.

При рассмотрении территориальных основ местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона в городе Рязани, выделим ряд объектов, переданных из муниципальной собственности в государственную собственность Рязанской области, из федеральной и государственной – в муниципальную, а также ряд объектов муниципальной собственности, находящихся в реестре по состоянию на 1 января 2007 г.

Экономическое состояние жилищно-коммунального  комплекса и основных фондов коммунальной инфраструктуры города по состоянию  на 01.01.2007 г. показывает большое количество домов, нуждающихся в проведении ремонта, необходимость проведения работ по содержанию и ремонту  объектов внешнего благоустройства  города, ремонта городских дорог. Расход на благоустройство городской  территории в 2006 г. составил 205327,7 тыс. руб., из них на содержание и ремонт дорог - 27600 тыс. руб.

Основные  проблемы, которые следует диагностировать  в реформирование местного самоуправления и как следствие в отношениях государства и местного самоуправления:

  • недостаточность бюджетных средств в большинстве муниципальных образований и их дотационный характер;
  • недостаточное финансирование переданных муниципальным образованиям полномочий;
  • отсутствие бюджетных средств на развитие муниципалитетов;
  • излишняя централизации региональными центрами бюджетных потоков муниципалитетов;
  • проблемы в межбюджетных отношениях муниципальных образований различного уровня, а именно излишняя централизация муниципальными районами бюджетных потоков муниципалитетов;
  • неудовлетворенность муниципалитетов региональной политикой налогового администрирования; недостаточность налогооблагаемой базы для наполнения местных бюджетов;
  • проблема квалифицированных муниципальных кадров, особенно в сфере финансов и налогообложения;
  • повышение эффективности использования муниципальной собственности;
  • недостаточность финансовых средств муниципалитетов на содержание объектов социальной инфраструктуры.
  • Среди основных задач административной реформы в России названа организация эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления. Решение этой задачи основывается на конституционном принципе невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стал кардинальным шагом вперед в развитии местного самоуправления и его соотношения с органами государственной власти. Он внес значительные изменения, которые выразились в территориальном устройстве местного самоуправления, сфере муниципальной деятельности и определении пределов самостоятельности местного самоуправления на современном этапе.
  • Сложившаяся в современной России и вновь реформируемая модель местного самоуправления сохраняет традиционную противоречивость:
  • - реформы местного самоуправления, инициируемые государственной властью, нередко ограничиваются этой же властью и затем сводятся на нет, а начинающиеся новые реформы нередко отрицают старые;
  • - смысл проводимых властью реформ порой непонятен населению и поэтому не порождает должной инициативы снизу, и, следовательно, не способствуют формированию реального местного самоуправления и гражданского общества.
  • Регионы Центрального федерального округа являются классическими в развитии политической системы, в том числе и системы местного самоуправления, поэтому являются наиболее репрезентативными и показательными в решении проблемы формирования эффективной модели взаимодействия государства и местного самоуправления.
  •  

Информация о работе Взаимодействие государственной и муниципальной власти в современной России