- Модели взаимодействия государственной и муниципальной власти в современной России
Отдельно хотелось бы выделить
следующую классификацию. Предлагается
авторская типология моделей взаимодействия
государственной и муниципальной власти
в России, которая основана на анализе
форм взаимодействия как совокупности
качественно однородных явлений взаимодействия
государственной и муниципальной власти.
Предлагается выделение нескольких моделей
взаимодействия государственной и муниципальной
власти: партнёрство, доминирование, субсидиарность,
игнорирование, конкуренция и конфронтация.
Применение данных моделей к исследованию
взаимоотношений государства и местного
самоуправления позволяет оценить эффективность
взаимодействия, что в контексте данного
исследования представляется особенно
важным. Кроме того, данная типология предусматривает
рассмотрение наличия-отсутствия и степени
развития условий эффективного взаимодействия,
рассмотренных в параграфе 4 главы 1 настоящей
работы, что позволяется дать качественную
характеристику существующей модели взаимодействия
органов власти, а также выявить проблемные
аспекты исследуемой модели.
Модель «партнёрство» характеризуется пониманием со стороны
государственной власти важности и роли
местного самоуправления в развитии социально-экономических
отношений. Соответственно их деятельность
направлена на развитие местного самоуправления
и выстраивании конструктивного диалога
с муниципальной властью, а также на принятие
соответствующих решений с учетом интересов
муниципальных образований. Отношения
партнерства обеспечивают достижение синергетического эффекта от
согласованной деятельности всех субъектов
взаимодействия. Важным критерием для
существования подобной модели является
понимания ответственными представителями
органов власти важности самого феномена
местного самоуправления и его сущности
как формы самоорганизации граждан для
решения вопросов местного значения. Необходимым
условиям существования данной модели
является паритетность в отношениях государственной
и муниципальной власти, что предполагает
равенство их перед законом, наличие собственных
предметов ведения, а также справедливую
систему распределения доходов территорий,
обеспечивающую финансово-экономическую
основу муниципалитетов.
Модель «доминирование» характеризуется тем, что отношения между
сторонами построены надоминировании,
в отдельных случаях, даже на подчинении
одной из сторон. При этом необходимо осознавать,
что в реальных современных условиях такой
доминирующей стороной может быть только
государство. Данная модель основана на
патернализме в отношениях, что выражается
в обеспечении определённой поддержке
(финансовой, административной и т.п.) деятельности
муниципальных органов власти, выдаче
преференций и предпочтений в обмен на
лояльность и послушание по отношению
к государственной власти. Сунгуров проводит
аналогию данной модели с Моделью «Приводных
ремней», которая была наиболее ярко представлена
в Советском Союзе в 1930-1970-е годы, когда
партийно-государственный аппарат рассматривал
все общественные организации исключительно
как передаточные механизмы от партийного
руководства к рядовым жителям страны,
при этом ни о какой самостоятельности
в этом случае и говорить не приходилось;
а лояльные институты занимали положенное
им место винтиков, точнее, приводных ремней
в находящейся под полным контролем руководства
политической системы.
Модель «игнорирование» предполагает отсутствие взаимодействия
как такового, что может быть обусловлено
различными причинами, однако предполагается,
что данная модель является переходной
моделью. Она может формироваться в условиях
перехода от доминирования к конфронтации,
от конфронтации к доминированию, а также
от доминирования или конфронтации к более
эффективным моделям взаимодействия.Модель
игнорирования проявляется тогда, когда
государство не замечает большинства
муниципальных образований, не мешает,
но и не помогает их деятельности. Такая
модель может быть реализована в условиях
концентрации власти на разнообразных
политических и экономических проблемах,
в частности в условиях экономического
кризиса.
Модель «субсидиарности» (от лат. subsidiarius — вспомогательный) осуществляется
на принципе, согласно которому задачи должны решаться на самом низком, малом
или удалённом от центра уровне, на котором их решение
возможно и эффективно . К областям применения данного
принципа относятся коммунальное хозяйство,
социальная защита, охрана правопорядка,
организация вывоза мусора и мест захоронения
и т.п. Идея субсидиарности родственна децентрализации . Этот принцип стал частью европейского права к В 1985Европейская хартия местного самоуправления закрепила за местными администрациями
решение всех задач, кроме тех, которые
им не под силу. Данная модель предполагает
максимальную передачу полномочий, а соответственно
ответственности за их исполнение от федерации
и регионов местной власти. Подобным образом
государственная власть устраняется от
решения проблем, перекладывая их на муниципалитеты.
Данная ситуация в некоторой степени характерна
в настоящее время, в период экономического
кризиса. Субсидарность, которая основана
на стремлении муниципалитетов к самостоятельности
и ответственности, можно рассматривать
как противоположность патернализму.
Модель «конкуренции» основывается на желании субъекта предвосхитить
усилия взаимодействующего субъекта по
предметам взаимодействия и решении общих
задач. Данное желание представляется
конструктивным, однако отсутствие диалога
и решение задач усилиями одного субъекта,
который пусть даже и руководствуется
самыми благими намерениями, представляется
фактором, ограничивающим эффективность
взаимодействия. Однако в отдельных случаях
рационально организованная конкуренция
также может способствовать достижению
синергетического эффекта.
Модель «конфронтация» или модель «Борьбы с противником»
предполагает взаимодействие, которое
характеризуется высокой степенью активности
отношений и высокой их динамикой. В рамках
этой модели представители государства
видят в лице муниципалитетов, не желающих
«встраиваться» в патерналистскую модель,
опасность для собственной власти, и стараются
осложнить их деятельность. Данная модель
часто формируется во взаимодействии
региональных центров с региональной
властью и обуславливается политическими
или личностными факторами. Например,
мэр города является членом партии «Справедливая
Россия», а губернатор – «единорос».
Необходимо отметить, что
в реальной практике всегда существует
сочетание нескольких видов подобных
моделей, поэтому следует говорить
не о безусловном наличии, а о
преобладании той или иной модели
взаимодействия государственной и
муниципальной власти.
Примеряя данную типологию
моделей взаимодействия государственной
и муниципальной власти на современную
российскую практику, следует сказать
о том, что в настоящее время
в России взаимодействие федеральной
государственной и муниципальной
власти осуществляется, по преимуществу,
в форме доминирования. Эта же
ситуация прослеживается и во взаимоотношении
государственной власти субъектов
и местной власти. Однако в последнем
случае в ряде регионов модель доминирования
сочетается с моделью конфронтации,
что обусловлено наличием противостояния
крупных городов – административных
центров и руководства регионов
или же противостоянием политических
партий. Кроме того, необходимо отметить,
что в отдельных регионах модель
доминирования постепенно трансформируется
в партнёрскую модель взаимодействия,
что, однако, сдерживается, отсутствием
паритетности в отношениях региона и местного
самоуправления, обусловленное неэффективной
системой распределения налогов и сборов
и отсутствием финансовой независимости
муниципалитетов.
Заключение
В настоящее
время в России самостоятельность
местного самоуправления означает лишь
относительную автономию муниципальной
власти от системы государственной власти.
Эта самостоятельность основывается на
законодательном закреплении предметов
ведения муниципальных образований и
полномочий органов местного самоуправления,
предоставлении органам местного самоуправления
прав по установлению местных налогов
и определению иных источников доходов
местных бюджетов, наличии у органов местного
самоуправления правотворческих правомочий
и т.д. На сегодняшний день все проблемы,
возникающие на муниципальном уровне
в организации системы местного самоуправления,
являются проблемами государственного
характера и требуют внимания со стороны
государства.
Центральный
федеральный округ на сегодняшний
день является классическим полем исследования
местного самоуправления с определяющими
показателями развития отношений местного
самоуправления и государства, которые
могут использоваться при формировании
эффективной системы местной
и государственной власти.
Список литературы
- Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. Местное самоуправление в России. М., 2007.
- Холопов В.А. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении как поле для взаимодействия органов государственной и местной власти // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 7.
- Болтенкова Л.Ф. Местное самоуправление в системе федеративных отношений. М., 2009.
- Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления. М., 2008.
- Столяров М.В. Компетенция власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. М., 2006.
- Холопов В.А. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности: актуальные проблемы, механизмы решения // Человек: преступление и наказание. Научн. журн./ Академия ВСИН России. 2007. №. 1.
- Столяров М.В. Конституционно-правовые основы местного самоуправления // В кн.: Муниципальные и региональные процессы в условиях глобализации и европеизации / Под ред. Г.В. Витткэмпера, Г.Я. Козлова, В.С. Авдонина. М., 2006.
- Таболин В.В. Муниципальное городское право: Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления в городах.- М., 2009.
- http://pushkin34.livejournal.com/8843.html
Размещено на http://www.allbest.ru/
1
Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление.
Ростов- н /Д., 2006. С. 12.; Выдрин И.В., Кокотов
А.Н. Муниципальное право России. М., 2008.
С.ЗЗ; Замотаев. А.А. Местное самоуправление:
основные понятия и термины. Комментарий
к отдельным нормам федерального законодательства.
М., 2009. С. 13 и др.
2
Парадиз Л.А. Местное самоуправление в
политической системе общества. Дис…канд.
полит. наук. Саратов, 2004. С. 106; Незнамова
Е.А. Местное самоуправление. Органы власти.
М., 2009. С. 10 и др.
3
Краснов М.А. Введение в муниципальное
право. М., 2008. С. 10