Социальная политика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Европейские государства являются одними из самых первых стран с развитой социальной политикой, они первыми встали на путь рыночной экономики, которая в России начала развиваться сравнительно недавно, на примере Франции, я хочу рассмотреть социальную политику, как итог развития европейских стран, показать плюсы и минусы данной политики.
Также следует отметить, что именно с Францией Россия связана давними и прочными отношениями, на протяжении веков формировались длительные политические, экономические и культурные отношения, которые показывают взаимосвязь с именно этой европейской страной, что напрямую связано с проведение социальной политики, проявляются общие черты в развитии общества. 2010 год является годом сотрудничества Франции в России, России во Франции, который продолжит трёхвековую историю сотрудничества с данной страной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Особенности французской социальной политики……………………………6
1.2 Пенсионное страхование…………………………………………………………….8
1.3 Медицинское страхование………………………………………………………….16
2. Система защиты детства……………………………………………………………………19
2.1 Медицинская и социальная защита детства……………………………….20
2.2 Административная защита детства…………………………………………….21
2.3 Правовая охрана детства…………………………………………………………….24
3.Политика занятости и проблемы безработицы………………………………..32
3.1 Страхование по безработице………………………………………………………35
Заключение ……………………………………………………………………………………………39
Литература…………………………………………………………………………………………….41
Приложения……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая соц политика Франции.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

чаще  всего она равняется 80% средней  заработной платы за 10 последних  лет, но при этом не существует никаких  дополнительных режимов. Большинство  специальных режимов пенсионного  обеспечения, особенно в государственном  секторе, предоставляют бoльшую по размерам пенсию. Отчасти это объясняется  более высокими отчислениями работодателей. В последние годы многие специальные  режимы начинают испытывать серьезные  финансовые трудности. В результате государству приходится дотировать часть выплат.6

       Базовые обязательные режимы для ненаемных работников.

Функционируют под эгидой отраслевых касс: Национальной автономной кассы по выплате пособий  по старости ремесленникам; Национальной кассы страхования по старости лиц  свободных профессий; Национальной кассы французских адвокатов. Взносы и способы расчета пенсий определяются в каждом случае специальными соглашениями между соответствующими кассами  и ассоциациями ненаемных работников. В результате такой многоярусной системы один работник получает в  среднем 2,8 различных пенсий. Особенностью пенсионной системы Франции остается высокая норма замещения, т. е. большой  размер пенсии в сравнении с прежней  зарплатой. В среднем норма замещения  всех видов пенсий составляет 78% для  мужчин и 72% для женщин. При размере  зарплаты ниже определенного уровня размер пенсии устанавливается по льготному  коэффициенту. Эта черта пенсионной системы получила название "социал-демократического шедевра". Существующий метод расчета  пенсий (при наличии установленного страхового стажа и возраста выхода на пенсию) позволяет пенси пенсия по старости составила 3 301 фр. в месяц, а максимальная 7 350 фр. в месяц онерам сохранить прежний уровень жизни. В 1999 г. минимальная.

                            Другие виды пенсионных пособий

В связи  с постарением населения в  Западной Европе в ближайшей перспективе  прогнозируется существенное увеличение нагрузки на работающую его часть. Предпринимаются  меры, чтобы уменьшить число людей, рано покидающих рынок труда и  имеющих право на получение соответствующей  пенсии.  Во Франции так называемые "предпенсионные пособия" впервые  были введены по межпрофессиональному договору в 1972 г. Это право предоставлялось  пожилым рабочим от 60 до 64 лет, которые  получали пособие в размере 70% своего последнего заработка до наступления  пенсионного возраста. В 80-х годах  условия получения предпенсионного  пособия менялись почти ежегодно в соответствии с содержанием ордонансов (контрактов солидарности) или межпрофессиональных соглашений. Характерно, что их большая стоимость для предпринимателей постоянно заставляла ужесточать условия раннего выхода на пенсию. В настоящее время право на получение ранней пенсии (помимо особых льготных профессиональных категорий) получили лица в возрасте 59 лет и старше, имеющие не менее 40 лет страхового стажа, или лица более раннего возраста, но выплачивающие страховые взносы не менее 43 лет. В сентябре 1995 г. был подписан межпрофессиональный договор, который позволяет трудящимся ряда отраслей частного сектора получать пенсию с 55 лет, если они имеют 40-летний страховой стаж и проработали не менее года на последнем месте работы. Предприниматель со своей стороны обязан нанять на освободившееся место другого работника, как правило безработного или без трудового опыта, или выплачивать повышенные страховые взносы (150% от нормального уровня). Во Франции лица пожилого возраста (57–64 года), ко причинам с разрешения Министерства труда, также имеют право на специальные пособия для ранних пенсионеров. Преждевременный выход на пенсию может быть связан с инвалидностью. В стране насчитывается около 30 различных режимов пенсионного страхования по инвалидности, которые распределяются по трем основным группам: трудоспособные инвалиды (величина пенсий составляет 30% заработка за лучшие 10 лет, но не более 4 тыс. фр. в месяц); нетрудоспособные инвалиды – 50% заработка, но не более 6 тыс. фр. в месяц; нетрудоспособные, нуждающиеся в посторонней помощи по уходу, – 50% заработка и дополнительно 5,5 тыс. фр. в месяц.7

Особую  группу ранних пенсий составляют частичные  пенсии для лиц, работающих по сокращенному графику. Условиями получения этих пенсий являются: необходимый страховой стаж, соответствующий возраст и сокращение до определенных пределов рабочего времени. Пенсионер этой группы обычно имеет возраст от 55 до 57 лет, а его рабочее время сокращено на 50%. В этом случае пенсия составляет 30% от прежней заработной платы. В результате постоянное расширение круга лиц, получающих право на досрочную или частичную пенсию, требовало увеличения финансовых средств, что приводило к увеличению дефицита бюджета. Кроме трудовых пенсий во Франции существует система социальных пенсий. Выплата последних гарантируется государством всем пожилым людям независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В последнее десятилетие динамика роста социальных пенсий опережала темпы повышения остальных доходов трудящихся. В 2000 г. гарантированный минимум дохода для одиноких лиц старше 65 лет составлял 3 600 фр. в месяц, а для семейной пары – 4 945 фр. Эта категория пенсионеров имеет ряд социальных льгот: бесплатное телефонное обслуживание, бесплатную юридическую помощь, освобождение от налога на жилье, поземельного налога и некоторые другие льготы. Финансовое обеспечение системы социальных пенсий для людей старше 65 лет осуществляется через фонд солидарности по Государственного совета, а прямое управление осуществляется административным советом и наблюдательным комитетом, в состав которого входят депутаты парламента. Доходы фонда формируются из средств, полученных от взимания всеобщего социального взноса (с 1 января 1994 г. он составляет 2,4% любых доходов) и части акцизов и пошлин на алкогольные и безалкогольные напитки. Дефицит фонда может устраняться по соответствующему решению парламента из средств госбюджета. В последние годы во Франции начали появляться дополнительные факультативные режимы, основанные на принципах "капитализации". Но широкого распространения они не получили, ими охвачено лишь 3% пенсионеров. Подобные фонды могут действовать в рамках отдельных предприятий, отраслевых пенсионных касс, страховых компаний. В трудовых соглашениях, заключаемых наемными работниками и предпринимателями, содержатся специальные положения о пенсионном обеспечении, о способах и размерах внесения соответствующих социальных взносов. В целях поощрения развития подобных режимов государство освобождает от налога часть социальных взносов. Льготное налогообложение распространяется также на специальные частные фонды, Дискуссия о выборе между системой взносов на основе удержания из заработной платы, когда выплаты определяются, исходя из фиксированных коэффициентов замещения доходов, и частной системой капитализации с определенными взносами началась на сессии Европейского совета в Масгрейве в 1981 г. Тогда большинство присутствующих высказалось за создание полностью частной пенсионной системы. По их мнению, только она учитывает интересы всех возрастных групп. Ее постепенное внедрение позволит отдельным лицам скорректировать свои жизненные планы и избежать негативных последствий реорганизации существующей системы.

В последующие годы было высказано много аргументов за и против создания частной пенсионной системы. Однако сейчас эта доктрина приобретает более эклектичный характер. Трудно не согласиться с мнением профессора Мадридского университета Альваро Эспино, что "реформа государственных, четко определенных пенсий, основанных на вычетах из зарплаты, представляет вполне возможный путь контроля за дисбалансами, выявленными современными расчетами". Действительно, существующая система с ее последующим реформированием может стать наиболее оптимальной с точки зрения сохранения совокупных национальных сбережений. Именно этот путь выбрало большинство европейских стран. Более того, в последних исследованиях, проведенных по заказу МВФ, признано ненужным для стран со сложившимися системами пенсионного обеспечения переходить от одной модели к другой. 
 

1.3. Медицинское страхование

Во Франции  функционирует сложная система, объединяющая частный и государственные  секторы, которые обеспечивают предоставление медицинских услуг и финансирование здравоохранения. Современная система  здравоохранения во Франции является централизованной. Существует единая страховая организация — Национальная больничная касса с многочисленными филиалами, разветвленными по всей стране. Филиалы не являются конкурентами, а находятся в подчинении Национальной кассы. Министерство труда и социального обеспечения контролирует деятельность системы здравоохранения.

Обязательным  медицинским страхованием во Франции  охвачены 80% граждан.

Французы  определенную часть своей заработной платы отчисляют на медицинское  страхование (вернее, только третья часть  взноса покрывается за счет граждан, две трети — за счет работодателей). Медицинское страхование во Франции  существует не само по себе, а является частью социального страхования. Все, кто работает, получают социальную страховку с обязательным ее атрибутом — страховой карточкой, которая обеспечивает застрахованному и членам его семьи доступ к медицинскому сервису без дополнительной оплаты.8 Если в семье работают два человека, то у каждого есть своя страховая карточка, на одну из которых записываются дети.

Медицинское страхование покрывает 100% расходов на лечение, если произошел несчастный случай на работе, а если причиной недомогания  стала болезнь, то пациенту будет  компенсировано 75% расходов. При необходимости стационарного лечения больничная касса оплатит 33 дня пребывания в больнице, остальные дни пациент оплачивает самостоятельно.

Продолжительность лечения более двух месяцев является поводом для госпитализации в бесплатную больницу. Если состояние здоровья пациента не улучшается на протяжении трех лет, устанавливают инвалидность. Во Франции предусмотрены две группы инвалидности: первая, когда пациент не может сам себя обслужить, вторая — остальные состояния в связи с болезнью. Следует отметить, что больничная касса оплачивает 75% стоимости пребывания в стационаре, оставшуюся сумму вносит пациент. По такому принципу оплачиваются визит врача, медикаменты, диагностическое обследование. Система компенсации выплат действует следующим образом. Например, при покупке лекарственного препарата в одних аптеках пациент оплачивает его полную стоимость. В течение пяти дней на счет застрахованного будет переведена сумма в размере 75% стоимости препарата. В других аптеках застрахованный оплачивает не полную стоимость с дальнейшей компенсацией, а только «свои» 25%. Затем больничная касса перечисляет аптеке недостающую сумму.9

Дни отсутствия на работе, подтвержденные больничным листком, оплачиваются. В данном случае не бухгалтерией по месту работы, а  больничной кассой. Именно больничная касса, а не работодатель выплачивает  заработную плату за весь период действия больничного листка. Во Франции в  системе медицинского страхования  учтены некоторые психологические аспекты. Участие самого застрахованного в процессе возмещения денежных средств ограждает от чрезмерного желания полечиться.

В настоящее  время все больше французских  работодателей включают добровольное медицинское страхование в социальный пакет. Если работодатель заботится  о здоровье своих подчиненных, то статус компании считается очень  высоким. Добровольное медицинское  страхование — это не только обслуживание в хороших клиниках, но и решение  проблемы денежных выплат за медицинские  услуги. При наличии частной страховки пациент уже ничего не платит. Часть стоимости лечения или лекарств оплачивается за счет обязательного медицинского страхования (75%), остальное (25%) — за счет добровольного.

Система в полной мере отвечает потребностям населения Франции. В сравнении с остальными странами ЕС показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении и смертности отличаются в лучшую сторону. Практически 74% всех расходов в здравоохранении оплачивается в настоящее время за счет средств национальной системы медицинского страхования. Организации взаимного страхования и частные страховые компании покрывают соответственно 6,8% и 5% расходов на медицинскую помощь. Менее 3% возмещается за счет средств общего налогообложения, и оставшиеся 13% приходятся на долю пациентов. Эти последние соцплатежи, уровень которых оставался стабильным на протяжении последних 25 лет, стали важным инструментом сдерживания расходов на медицинскую помощь во Франции.10 
 
 

2. Система защиты детства

Французская система защиты детства является частью семейной политики. Она состоит  из трех больших секторов:

1) Медицинская  и социальная защита детства.

2) Административная  защита детства.

3) Правовая  охрана детства.

Государственная политика социальной помощи постепенно выросла из действий отдельных частных  лиц. И сейчас в этом направлении  работают многочисленные ассоциации и  частные учреждения. Чаще всего они  финансируются из государственных  фондов. О чисто наказательной  стадии (уголовное преследование, помещение  ребенка в воспитательное учреждение, лишение родительских прав) система  защиты детства перешла к социальной ориентации с опорой на гуманитарные дисциплины (психологию, социологию, педагогику). При этом основные усилия направлены на помощь семье (воспитательная и финансовая поддержка). Постепенно стало ясно, что невозможно помочь ребенку, оставляя без внимания его семью, лишая  его социальной среды, в которую  он включен: двора, школы, культуры. Социальная политика должна быть направлена на реализацию социальной помощи на местном уровне, чтобы ребенок в трудной ситуации имел доступ к профессиональным службам, оставаясь в знакомой ему обстановке.11

Согласно  указу от 23 декабря 1958 года воспитательная помощь находится в компетенции  судьи по делам несовершеннолетних. Этот принцип был сохранен в законе о родительских правах от 4 июня 1970 года и включен в статьи 375 и следующие  за ней гражданского кодекса: «Если  здоровье, безопасность или нравственность не обладающего юридической дееспособностью подростка находится в опасности или он не может получать необходимого образования, то по инициативе отца, матери или службы или лица, которым доверен ребенок, или опекуна, или самого несовершеннолетнего, или министерства судья может вынести решение о мерах воспитательной помощи. В качестве исключения судья может принять такое решение по собственной инициативе». Речь не идет о том, чтобы заменить или устранить родителей, которые не в состоянии полностью осуществлять свои родительские права. Речь идет о том, чтобы помочь семье восстановить свою способность к осуществлению этих прав. Вмешательство суда по делам несовершеннолетних должно быть чрезвычайным событием. Закон требует, чтобы судья попытался получить согласие семьи на предлагаемые им методы помощи и помочь ребенку найти свое место в семье.

Информация о работе Социальная политика Франции