Социальная политика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Европейские государства являются одними из самых первых стран с развитой социальной политикой, они первыми встали на путь рыночной экономики, которая в России начала развиваться сравнительно недавно, на примере Франции, я хочу рассмотреть социальную политику, как итог развития европейских стран, показать плюсы и минусы данной политики.
Также следует отметить, что именно с Францией Россия связана давними и прочными отношениями, на протяжении веков формировались длительные политические, экономические и культурные отношения, которые показывают взаимосвязь с именно этой европейской страной, что напрямую связано с проведение социальной политики, проявляются общие черты в развитии общества. 2010 год является годом сотрудничества Франции в России, России во Франции, который продолжит трёхвековую историю сотрудничества с данной страной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Особенности французской социальной политики……………………………6
1.2 Пенсионное страхование…………………………………………………………….8
1.3 Медицинское страхование………………………………………………………….16
2. Система защиты детства……………………………………………………………………19
2.1 Медицинская и социальная защита детства……………………………….20
2.2 Административная защита детства…………………………………………….21
2.3 Правовая охрана детства…………………………………………………………….24
3.Политика занятости и проблемы безработицы………………………………..32
3.1 Страхование по безработице………………………………………………………35
Заключение ……………………………………………………………………………………………39
Литература…………………………………………………………………………………………….41
Приложения……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая соц политика Франции.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

                                                 Содержание

        Введение………………………………………………………………………………………………….3

       1. Особенности французской социальной политики……………………………6

              1.2  Пенсионное страхование…………………………………………………………….8

              1.3 Медицинское страхование………………………………………………………….16

       2. Система защиты детства……………………………………………………………………19

             2.1 Медицинская и социальная защита детства……………………………….20

           2.2 Административная защита детства…………………………………………….21

             2.3 Правовая охрана детства…………………………………………………………….24

         3.Политика занятости и проблемы безработицы………………………………..32

             3.1 Страхование по безработице………………………………………………………35

        Заключение ……………………………………………………………………………………………39

        Литература…………………………………………………………………………………………….41

        Приложения…………………………………………………………………………………………….42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы

Европейские государства являются одними из самых  первых стран с развитой социальной политикой, они первыми встали на путь  рыночной  экономики, которая  в России начала развиваться сравнительно недавно, на примере Франции, я хочу рассмотреть социальную политику, как  итог развития европейских стран, показать плюсы и минусы данной политики.

Также следует отметить, что именно с  Францией Россия связана давними  и прочными отношениями, на протяжении веков формировались длительные политические, экономические и культурные отношения, которые показывают взаимосвязь с именно этой европейской страной, что напрямую связано с проведение социальной политики, проявляются общие черты в развитии общества. 2010  год является годом сотрудничества Франции в России, России во Франции, который продолжит трёхвековую историю сотрудничества с данной страной.

Франция внесла основной вклад в становление  социальной политики и создание единого  пространства Евросоюза. Особенностью социальной политики  Франции от других европейских стран, включённых в Евросоюз является система социальной защиты, характерная своей сложной организационной структурой, где высока доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по странам ЕС.

Основная  цель данной курсовой работы, заключается  в рассмотрении социальной политики Франции, в оценке реформирования социальной политики французского государства, в определении дальнейшей перспективы развития страны. Для реализации этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи, к ним относятся:

1.Изучение  пенсионного и медицинского страхования

2. Систему  защиты детства, которая включает  в себя следующие аспекты: медицинская, социальная и правовая защита детства.

3.выявление основных тенденций в политике занятости и в проблемах безработицы.

Объектом  изучения данной работы является социальная политика Франции, но не весь комплекс социальной политики, а лишь та её часть, которая касается социальной защиты в широком смысле этого понятия, т. е социальное обеспечение в пенсионном и медицинском страховании, политика занятости населения; такое направление  в социальной политике, как семейная программа, в которой затронуты ключевые вопросы социальной защиты детства, эти направления являются предметом данной работы.

В работе я использовала различные информационные источники, это книги и интернет ресурсы.

Основополагающие  значение  для меня имели следующие  источники:

  1. Рощина И.Н. «Вектор развития моделей социальной политики»//Человек и труд.-2005-№9
  2. Общественно политических журнал «Современная Европа» №4 2001г.
  3. Богатыренко З.С. Труд за рубежом. М,1999
  4. Лукьянова Г.И. Система социальной защиты во Франции (пути реформирования)//Современная Европа.2001№4

В этих книгах полностью затронуты ключевые вопросы социальной политики, которые  складывались на протяжении времени, особенно хочу отметить книгу Лукьяновой Г.И. Система социальной защиты во Франции (пути реформирования)//Современная  Европа.2001№4, которая мне очень  помогла в написании работы, она раскрыла основные направления политики, основную базу данной работы.

Также очень помогли в написании  работы интернет источники, с помощью  них я выявила основные направления  социальной политики на сегодняшний  день, какие реформы проходят сейчас и что планируется в дальнейшем. 
 

  1. Особенности французской социальной политики

Система социальной защиты  Франции была сформирована в первые послевоенные десятилетия при непосредственном участии государства и различных профсоюзов, она является одним из вариантов модели социального страхования Бисмарка1, которая является  доминирующей  на Европейском континенте.

Последние два десятилетия во Франции были связаны с процессом пересмотра масштабов, форм организации и финансирования социальных программ. Причины были обусловлены изменениями макроэкономических, демографических и социальных условий: низкими темпами экономического развития, старением населения, увеличением  нагрузки на трудоспособное население, а также значительной долей государственных  расходов в ВВП на социальные программы.

Следует отметить, что в отличие от других экономически развитых стран Евросоюза, где в этот период  доминировали идеи сокращения регулирующей роли государства  в экономике, реформирование социальных структур во Франции сопровождалось усилением влияния государственной  власти в управлении системой социальной защиты.

Особенностью  французской системы социальной защиты является  очень сложная  организационная структура, а также  высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний  уровень по ЕС. Для нее характерны некоторые особенности:

 Большая  роль дополнительных систем социального  обеспечения, особенно в области  пенсионного и медицинского страхования.  Наряду с общими (базовыми) схемами  социального страхования в стране  функционирует множество дополнительных  профессионально-отраслевых систем.

Наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в  ходе которой вводились  и совершенствовались различные  инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий. Существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования.

Существование различных страховых фондов, реализующих  отдельные социальные программы, которые  дополняют обязательные социальные услуги в рамках общих обязательных схем социального обеспечения.

Отличием  французской системы социальной защиты (например, от шведской или английской)2 является ее финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Пенсионное страхование

Во Франции  государственная пенсионная система  по старости, охватывающая основную массу  пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование.3

Пенсионная  система состоит из пяти подсистем:

1) базовые  режимы для наемных работников;

2) дополнительные  режимы;

3) специальные  режимы для отдельных категорий  занятых; 

4) базовые  режимы для ненаемных работников;

5) дополнительные (факультативные) режимы.

Каждая  из них имеет свою специфику, что  проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности  страхового стажа для получения  полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.

                                                Базовые режимы

Являются  основными в национальной системе  социального страхования. Они действуют  по единой методике пенсионного обеспечения  лиц, занятых в промышленности и  торговле. По одной схеме функционируют  как Национальная касса страхования  по старости, так и Центральная  касса взаимного страхования  в сельском хозяйстве – для  сельских наемных работников.

При отсутствии необходимого стажа размер пенсии снижается  на 1,25% за каждый недостающий квартал. Причем при подсчете стажа теперь учитываются только периоды, в течение  которых страховые взносы выплачивались  с зарплаты, соответствующей определенной статье закона о

пенсиях. Прежде пенсии полного размера рассчитывались по заработной плате за 10 лет с наиболее высокой зарплатой. С 1 января 1994 г. этот период начал ежегодно увеличиваться на 1 год, и в 2008 г. он был равен 25 годам. При этом учитывается не вся сумма заработка, а его величина в пределах установленного "потолка зарплаты", который постоянно пересматривается.4

Финансирование  базового режима осуществляется в основном за счет социальных взносов предпринимателей (8,2% от фонда заработной платы) и  наемных работников (7,6% от зарплаты). Кроме этих взносов средства на обеспечение  базового режима включают специальные  социальные взносы, установленные для  некоторых категорий – врачей, журналистов, артистов и др., а также  трансферты, поступающие из специального фонда страхования по старости. Часть  средств составляют проценты от размещения свободных финансовых ресурсов, которое  осуществляется Центральным агентством учреждений социального страхования.

В базовом  режиме действует система надбавок, наследования пенсионных прав, возможность  трудоустройства после выхода на пенсию. Так, надбавки положены супругам, воспитавшим трех и более детей; одному из супругов, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной  пенсии; пенсионерам, которые не могут  обходиться без посторонней помощи и др. По принятым во Франции правилам один из супругов может наследовать  часть пенсии умершего супруга. С 1982 г. оформление пенсии по старости означает конец трудовой деятельности. На практике разные режимы предусматривают различные  правила: одни полное прекращение трудовой деятельности, другие – только наемной  работы. Помимо основных базовых режимов во Франции действуют обязательные дополнительные режимы страхования, объединяющие различные профессиональные категории трудящихся. Значительная часть дополнительных режимов пенсионного обеспечения сосредоточена в рамках Ассоциации режимов дополнительных пенсий (АРРКО) и Всеобщей ассоциации пенсионных учреждений (АЖИРК). Первая финансируется за счет обязательных взносов предпринимателей – 4% от массы заработной платы (с 1996 г. они повышаются на 0,3% в год) и наемных работников – 2%. В АЖИРК общий размер взносов составляет 12%, из которых 8% платят работодатели и 4% работники. Выплата из дополнительных пенсионных режимов (в среднем 20% заработка) существенно повышает общий доход пенсионеров (в базовых режимах в среднем 50% зарплаты).5

В 1996 г. обе эти ассоциации объединились и создали единый фонд солидарности. В дальнейшем, до 31 декабря 2005 г., предполагается трансформировать пенсионные системы  АРРКО в единую, обеспечить функционирование единой схемы финансирования за счет повышения уровня взносов и удлинение  срока их выплат, снизить темпы  роста размера пенсий, упростить  управление.

Разница в материальном обеспечении пенсионеров  усиливается благодаря выплатам из специальных режимов пенсионного  обеспечения, установленных для  работников некоторых отраслей: для  гражданских и военных государственных  служащих, железнодорожников, моряков, горняков, артистов балета, вокалистов, работников энергетической и газовой промышленности. В некоторых случаях лица, получающие пенсии по специальным режимам, уходят на пенсию раньше установленного законом возраста, например, артисты балета – в 40 лет, вокалисты, моряки, шахтеры, некоторые категории железнодорожников – в 50 лет, работники (кроме управленческого персонала) таких компаний,  как "Электрисите де Франс", Французский банк и некоторые другие – в  55 лет. По специальным режимам пенсия подсчитывается от уровня зарплаты в конце трудовой деятельности,

Информация о работе Социальная политика Франции