Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди основных причин проводимых в РФ административной реформы, реформы государственной и муниципальной службы — наличие негативных тенденций в организации и деятельности органов государственной власти таких, как неэффективность работы государственного аппарата, ухудшение его кадрового состава, падение по сравнению с советским периодом государственного строительства престижа государственной службы в обществе по сравнению с работой в бизнес-структурах, снижение профессионализма государственных служащих из-за оттока наиболее квалифицированных кадров из государственного аппарата в негосударственный сектор экономики, где уровень материального вознаграждения за труд существенно выше.
Введение……………………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование службы в органах
прокуратуры и его содержание………….……………………..….………..……..........5
§1. Общие положения о службе в органах прокуратуры……………....………........5
§2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым
на должность прокурора…… ………………………………………………………….8
§3. Ограничения и обязанности, связанные со службой
в органах прокуратуры……………………..……… ………………………………...12
Глава 2. Основания и порядок привлечения к ответственности прокурорских работников…….14
§1. Порядок привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности……………………….14
§2. Порядок привлечения работников прокуратуры к уголовной и административной ответственности…………………………………………………18
Глава 3. Полномочия и правовые гарантии деятельности работников прокуратуры……………………………….24
§1. Общая характеристика административно-правовых полномочий прокурора……………………………….24
§2. Материальные и социальные гарантии сотрудников прокуратуры…….…...26
Заключение……………………….…………………………………………………….30
Список использованной литературы…………….…………………………………...32
Об обособлении органов прокуратуры свидетельствует тот факт, что в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2007 год»143 отдельной строкой предусмотрены расходы на содержание этих органов.
Ввиду обособления органов прокуратуры они имеют собственную систему научных и учебных учреждений, в которых служащие могут повысить свою квалификацию (Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ), издают собственное научное издание - журнал «Законность».
Определяя место службы в органах прокуратуры в системе правоохранительной службы, следует отметить наличие общих черт со службой в МВД России:
1) Полифункциональный характер, который проявляется во множественности функций в сфере обеспечения законности и охраны правопорядка, во- первых, и во множественности категорий служащих: в МВД Российской Федерации и прокуратуре есть государственные гражданские служащие, военнослужащие (в военной прокуратуре) и правоохранительные служащие144.
2) Милитаризованный характер службы: служащие вправе использовать специальные средства, включая табельное оружие. Вместе с тем, существуют различия у правоохранительной и военной службы, которые выявил А.В.Кудашкин: а) предназначенности военной службы, т.е. возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения). Такая возможность не предоставляется любым другим видам государственной службы; б) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву как форме воинской обязанности, являющейся юридической
143 Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (2 ч.).- Ст. 5504.
144 О полифункциональном характере службы в МВД России см. подробней Коновалов A.C. Становление системы государственной службы в МВД Российской Федерации: Дисс. На соиск. уч. степени к.ю.н. - М.: РАГСпри Президенте РФ, 2006. - С. 17-51. обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы; в) содержащееся в Законе определение позволяет сделать вывод о том, что государственные организации и органы, в которых учреждается военная служба, осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства145, т.е. речь идет о внешних функциях государства. Правоохранительная же служба предназначена для целей обеспечения безопасности (речь идет о внутренней безопасности), законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан.
3) Повышенная степень риска для личной безопасности, здоровья и, в известной степени, для жизни служащих.
Особенности службы в органах прокуратуры состоят в следующем:
1. Это исключительно федеральная служба, в МВД Российской Федерации есть милиция общественной безопасности, чей статус и подчинение окончательно не определены.
2. Особый по сравнению с другими правоохранительными ор
3. Службу в органах прокуратуры отличает преимущественно властный характер полномочий прокуроров и следователей, выражающийся в обязательности исполнения основанных на них требований субъектамиправоприменения, не подчиненными и не подведомственными им.
Правовое обеспечение службы в органах прокуратуры не исчерпывается только лишь правовым регулированием, а включает целый комплекс мер, которые связаны с научно-правовым, кадрово-правовым, информационно-правовым обеспечением и социально-правовым мониторингом. Однако центральное место в этом механизме занимает правовое регулирование.
Применительно к совершенствованию правовых основ правоохранительной службы, в том числе в органах прокуратуры
145 Кудашкин A.B. К вопросу о сущности военной службы и ее месте в системе государственной службы // Право в Вооруженных Силах. - 2003. - № 8. необходимо завершить работу над проектом Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации по следующим направлениям:
1) формирование перечня особых видов государственной службы, прохождение которых подлежит урегулированию в рамках нового разрабатываемого законодательства Российской Федерации о правоохранительной службе;
2) тщательную проработку всей законодательной и иной нормативной правовой базы Российской Федерации, с учетом ратифицированных междун
3) создание высоко профессиональной системы органов правоохранительной службы, в том числе с применением принципов учета и оценки результатов служебной деятельн
4) законодательное закрепление принципов открытости и подконтрольности деятельности аппаратов правоохранительных органов и сотрудников правоохранительной службы гражданскому обществу;
5) повышение эффективности кадровой политики, профессионального уровня сотрудников в целях улучшения кадрового состава правоохранительной службы;
6) создание материально-технических условий для эффективного исполнения служебных обязаннос
В целом реформирование и повышение эффективности российской государственной службы (как единой системы, объединяющей 3 основные разновидности службы: гражданскую, правоохранительну
- более активное внедрение в работу государственного аппарата новых информационных технологий; укрепление научно-исследовательской инфраструктуры государственной службы; коренное улучшение системы подготовки и переподготовки управленческих кадров;
- развитие принципов оценки и продвижения служащих на основе их заслуг и профессиональных качеств;
- разработка и внедрение новых нормативов, стандартов, процедур и алгоритмов управленческой деятельности; совершенствование, разработка и внедрение новых кадровых технологий и некоторые другие.
В результате проведенного анализа нормативных правовых актов о прокуратуре, регулирующих должности федеральной государственной службы в органах прокуратуры сделан вывод о том, что следует использовать несколько иную терминологию: не «прокурорские работники», «должности прокурорских работников», а «должностные лица» органов прокуратуры, «служащие правоохранительной службы органов прокуратуры». С позиций административно-правового регулирования, необходимо, на взгляд автора, произвести корректировку ряда понятий и категорий, исключить использование терминов, присущих науке трудового права и трудовому законодательству, привести в соответствие с законодательством о государственной службе нормативные правовые акты, регулирующие статус органов прокуратуры и лиц, проходящих службу в этих органах.
В качестве дефекта в правовом регулировании должностей государственной службы в органах прокуратуры автор отмечает, что нормативно классификация установлена только по должностям гражданской службы в органах прокуратуры. В отношении правоохранительных должностей соответствующий реестр и как следствие классификация на сегодняшний день отсутствует.
В современных условиях в связи с возрастанием требований к профессиональным знаниям и компетенции работников прокуратуры особо актуальной является задача совершенствования системы подготовки и повышения квалификации прокурорско - следственных кадров как одного из важнейших направлений повышения результативности работы органов прокуратуры. Среди недостатков отмечены такие, как медленное обновление стиля, форм и методов работы по повышению квалификации в ряде прокуратур. Слабое изучение и распространение положительного опыта. Несмотря на выработанные критерии отбора абитуриентов в институты прокуратуры на базе юридических академий, некоторые работники кадровых служб их не применяют, формализм при отборе слушателей в региональные учебные центры и институты повышения квалификации.
Нормативно-правовых акты
Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г., с дополнительным Протоколом 1978 г., ратифицированная Россией в 2000 г.)//Собрание законодательства РФ. 2000. № 23. Ст. 2349.
2. Федеральный конституционный за
3. Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. (ред. от 6 июля 2006 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
4. Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2004. №31. Ст. 3215.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 9 мая 2005 г.)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1), Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. Уголовный процессуальный кодек
8. Закон Российской Федерации № 2202-1 от 17 января 1992 г. (ред. от 4 ноября 2005 г.) «О прокуратуреРоссийской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
9. Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711.
10. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (ред. от 9 мая 2005 г.) «О милиции»//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
11. Федеральный закон № 114-ФЗ (ред. от 1 апреля 2005 г.) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
12. Федеральный закон № 118-ФЗ от 21 июля 1997 г. (ред. от 22 августа 2004 г.) «О судебных приставах»// Собрание законодательства РФ. 1997. №30. Ст. 3590.
13. Федеральный закон № 5-ФЗ от 10 января 1996 г. (ред. от 22 августа 2004 г.) «О внешней разведке»// Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
14. Федеральный закон № 45-ФЗ от 20 апреля 1995 г. (ред. от 22 августа 2004 г.) «О государственной защитесудей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»// Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
15. Федеральный закон № 144-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
16. Закон Российской Федерации № 5473-1 от 21 июля 1993 г. (ред. от 22 августа 2004 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы»//
17. Указ Президента РФ № 310 от 09.04.1997 (ред. от 12.12.2005) «О денежном содержании федеральных государственных служащих» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1164.
18. Указ Президента РФ № 877 от 26.07.2005 "Об оплате труда Генерального прокурора Российс
19. Указ Президента РФ от 26.07.2005 № 878 "О совершенствовании оплаты труда заместителей Генерального прокурора Российской Федерации'У/Собрание законодательства РФ. 2005. № 31. Ст. 3206.
20. Указ Президента РФ от 30.06.1997 № 659 "Об утверждении Положения о классных чинах прокурорскихработников Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. № 27. Ст. 3185.
21. Указ Президента Российской Федерации № 1336 от 19 ноября 2002 г. "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//Российская газета. 2002. 23 ноября.
22. Постановление Правительств
23. Постановление Правительства РФ от 27 января 2005 г. № 42 "Об увеличении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 5. Ст. 392.
24. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.01.2003 № 3 (ред. от 05.07.2006) "О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации"// Законность. 2003. № 4.
25. Отраслевое соглашение по системе органов прокуратуры Российской Федерации на 2005 2007 годы от 30.12.2004.3арегистрировано Ро
26. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.10.2004 № 29 "ОБ обеспечении исполнения требова
27. Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.04.2004 № 9 "О систематизации законодательства в органах прокуратуры"// Документ опубликован не был.
28. Приказ Генпрокуратуры РФ от 29.08.2003 № 34 "Об утверждении положения о нагрудном знаке "почетный работник прокуратуры Российской Федерации"// Сборник основных организационно-
29. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15.01.2003 № 2 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации"// Сборник основных организационно-