Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди основных причин проводимых в РФ административной реформы, реформы государственной и муниципальной службы — наличие негативных тенденций в организации и деятельности органов государственной власти таких, как неэффективность работы государственного аппарата, ухудшение его кадрового состава, падение по сравнению с советским периодом государственного строительства престижа государственной службы в обществе по сравнению с работой в бизнес-структурах, снижение профессионализма государственных служащих из-за оттока наиболее квалифицированных кадров из государственного аппарата в негосударственный сектор экономики, где уровень материального вознаграждения за труд существенно выше.
Введение……………………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование службы в органах
прокуратуры и его содержание………….……………………..….………..……..........5
§1. Общие положения о службе в органах прокуратуры……………....………........5
§2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым
на должность прокурора…… ………………………………………………………….8
§3. Ограничения и обязанности, связанные со службой
в органах прокуратуры……………………..……… ………………………………...12
Глава 2. Основания и порядок привлечения к ответственности прокурорских работников…….14
§1. Порядок привлечения работников прокуратуры к дисциплинарной ответственности……………………….14
§2. Порядок привлечения работников прокуратуры к уголовной и административной ответственности…………………………………………………18
Глава 3. Полномочия и правовые гарантии деятельности работников прокуратуры……………………………….24
§1. Общая характеристика административно-правовых полномочий прокурора……………………………….24
§2. Материальные и социальные гарантии сотрудников прокуратуры…….…...26
Заключение……………………….…………………………………………………….30
Список использованной литературы…………….…………………………………...32
§ 2. Порядок привлечения работников прокуратуры к уголовной и административной ответственности
Настоящий ФЗ (ст.17), гл.52 УПК РФ, Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 29 июля 2002 г. № 46 «О порядке проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей» с учетом особого правового статуса прокурорских работников устанавливают особый порядок проверки сообщений о правонарушениях, возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, направления в суд и судебного рассмотрения в отношении прокуроров и следователей органов прокуратуры. Законодательством предусмотрен и особый порядок привлечения их к административной и уголовной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Прокурорской проверке подлежат заявления (сообщения) граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, сообщения средств массовой информации и иных источников о совершенном или готовящемся преступлении, административном правонарушении со стороны прокуроров и следователей. Обстоятельствам, содержащимся в сообщениях и заявлениях о правонарушениях, обеспечивают тщательную проверку, при этом руководствуются принципом законности, не допуская как необоснованного наказания прокуроров и следователей, так и попыток увода их от предусмотренной законом ответственности. В ходе данной работы пресекаются попытки сбора сведений о частной жизни прокуроров и следователей, не имеющих отношения к проводимой проверке.
Проверке также подлежат данные о нарушении Присяги прокурора (следователя) либо совершении ими проступков, порочащих честь прокурорского работника, которые влекут за собой применение мер дисциплинарного взыскания.
К проведению проверки (служебного расследования) необходимо приступать незамедлительно. Решение о проведении проверки (служебного расследования) обстоятельств административного правонарушения (дисциплинарного проступка) в субъектах РФ принимает руководитель прокуратуры, к компетенции которого относится назначение на занимаемую должность прокурора, следователя, а в отношении прокуроров городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров гарнизонов и иных специализированных прокуроров - прокурору субъекта Федерации и приравненному к нему военному прокурору.
В отношении прокуроров и следователей аппарата Генеральной прокуратуры, а также прокуроров субъектов РФ и их заместителей проверки и служебные расследования проводятся по указанию Генерального прокурора или его заместителей управлением кадров.
Проверки и служебные расследования в отношении военных прокуроров округов, флотов, приравненных к ним прокуроров, а также прокуроров и следователей Главной военной прокуратуры проводятся по указанию Главного военного прокурора.
При наличии установленных УПК РФ оснований решение о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора или следователя (в том числе когда они задержаны на месте совершения преступления) в отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя – принимается вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ.[10]
В соответствии с ч.1 ст.450 УПК РФ избрание прокурору или следователю, задержанному на месте преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. ст.97, 99 - 101, 108 УПК РФ. В ст.448 УПК РФ отмечены особенности порядка возбуждения уголовного дела в отношении прокурора и следователя, привлечения их в качестве обвиняемых. Оно может быть возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления; принятия в ходе предварительного расследования решения об изменении квалификации деяния, влекущей ухудшение положения лиц. При этом полномочия прокурора по принятию процессуальных решений носят персонифицированный характер, т.е. эти решения в предусмотренном порядке принимает исключительно руководитель прокуратуры того уровня, который указан применительно к конкретной норме. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя прокуратуры либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимает прокурор соответствующего уровня, а в отношении прокурора - вышестоящий прокурор в следующем порядке.
Сообщение о преступлении, совершенном прокурорским работником, принятое в соответствии со ст. ст.140 - 143 УПК РФ, немедленно передается в отношении следователя руководителю следственного органа района (города), а в отношении прокурора – вышестоящему руководителю следственного органа, который поручает проведение проверки должностному лицу прокуратуры или проводит ее лично. О принятом решении руководитель СО СУ СК при прокуратуре РФ выносит мотивированное постановление. О поступлении сообщения незамедлительно информируется прокурор субъекта РФ (приравненный к нему прокурор). [11]
Статья 450 УПК РФ устанавливает особенности:
1) исполнения судебного решения о заключении под стражу;
2) исполнения судебного решения о производстве обыска;
3) производства следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч.1 ст.447, если уголовное дело в отношении такого лица не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого.
Судебное решение о производстве следственных действий и иных процессуальных действий в отношении следователя, прокурора принимается судьей районного суда. При этом в отношении следователя и прокурора ходатайство в суд направляет руководитель следственного органа соответствующего уровня. Порядок возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ либо привлечения его в качестве обвиняемого закреплен п.2 ч.1 ст.448 УПК РФ. Проверка сообщения о преступлении, совершенном Генеральным прокурором РФ, является исключительной компетенцией органов прокуратуры и осуществляется Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;
При установлении достаточных данных, указывающих на признаки преступления в действиях Генерального прокурора РФ, материалы проверки представляются Президенту РФ для принятия решения. Конституционный суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1999 г. № 17-П указал, что, исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования, акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности обязан издать Президент РФ.
При рассмотрении представления Президента РФ в судебном заседании Верховного Суда РФ вправе участвовать отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ, а также его защитник.
Вопрос о привлечении Генерального прокурора РФ в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, решается так же, как и при возбуждении УД в отношении самого Генерального прокурора РФ.
На период расследования уголовного дела, возбужденного в отношении прокурора или следователя, либо служебного расследования обстоятельств совершения проступка, порочащего честь прокурорского работника, в каждом случае необходимо рассматривать вопрос о необходимости отстранения их от занимаемой должности. [12]
При этом нужно учитывать, что сотрудник, совершивший проступок, порочащий честь прокурорского работника, может быть отстранен от должности не более чем на один месяц до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания. Отстранение от должности оформляется приказом вышестоящего прокурора. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
Согласно ст.449 УПК РФ следователь вправе задержать прокурорских работников в соответствии со ст.91 УПК. Происходит это только тогда, когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, если потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо или на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Задержание на месте преступления (фактическое лишение свободы передвижения) означает, что лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после окончания преступных действий на месте их совершения либо при попытке скрыться с места преступления. Установление личности предполагает в данном случае подтверждение сведений о том, что задержанный является должностным лицом, упомянутым в комментируемой статье.
Проведение таких действий обусловлено необходимостью бесспорного установления личности, обнаружения и закрепления следов преступления. Статья 449 УПК РФ содержит изъятие из правил, установленных ст.94 и предусматривающих основания и порядок освобождения лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Решение о немедленном освобождении такого лица обязано принять должностное лицо, которое произвело задержание.
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.
Должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, правомочные проводить действия, указанные в п.2 ст.42 настоящего ФЗ, после фиксации их результатов непосредственно на месте и установления личности прокурора или следователя прокуратуры обязаны все материалы немедленно передать соответствующему или вышестоящему прокурору в установленном порядке.[13] При применении ст.91 УПК РФ в отношении прокурора, следователя прокуратуры необходимо иметь в виду п.2 ст.42 указанного федерального закона, в соответствии с которым названные лица не могут быть задержаны, подвергнуты приводу, личному досмотру, их вещи и используемый ими транспорт не подлежат досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления). Для урегулирования данного вопроса МВД РФ подготовило письмо № 13/ц-72 от 18 июня 2003 г. «О направлении Методических рекомендаций». В том случае, если указанные требования будут нарушены, возможно привлечение должностного лица к административной и уголовной ответственности.
§1. Общая характеристика административно-правовых полномочий прокурора
Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей.
Генеральный прокурор РФ несёт ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом. Также, Генеральный прокурор вносит в Правительство РФ представление об установлении размера заработной платы работников прокуратуры, в процентном соотношении от заработной платы первого заместителя Генерального прокурора РФ.[14]
Прокуроры субъектов РФ, приравнённые к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории РФ, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях. [15]
§ 2. Материальные и социальные гарантии сотрудников прокуратуры