Референдум: правовое регулирование и вопросы реализации законодательства о нём

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

Оглавление

Содержание с.
Введение 3
1 Референдум: понятие, виды, принципы и признаки 7
2 Правовое регулирование института референдума в России 16
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума 16
2.2 Федеральное законодательство о референдуме 18
3 Вопросы реализации законодательства о референдуме 27
3.1 Законодательство субъектов РФ о референдуме 27
3.2 Референдум как способ волеизъявления населения субъектов Российской Федерации 31
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по конституционному праву.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      Однако все эти рассуждения основаны на предположении, что законодатели хотят “как лучше”, а получается “как всегда”.

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

      Референдум  – это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в «чистом виде», не опосредованном представительством депутатов.

      Референдум  – это всегда голосование, то есть способ выявления воли большинства  населения.

      Место референдума в правовой и политической системах Российской Федерации продолжает оставаться неясным. Проблемы организации и проведения референдумов находятся в центре ряда российских исследований по конституционному праву. Тем не менее в научной литературе не дано ответов на многие вопросы, связанные с референдумом.

      Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования  человека, нормального духовного  и нравственного развития каждой личности. Для политически активных граждан референдум – это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции. Референдум – это исторически сложившаяся самостоятельная форма непосредственной демократии, сущность которой составляет обязательное для исполнения волеизъявление граждан по вопросам государственного или местного значения.

      Политическое  значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части. Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии согласованного законодательства. Тем не менее, зачастую законодательство субъектов федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы и коллизии в праве. Кроме того, от органов власти на местах во многом зависит психологический фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.  Юридическая природа правовых актов, принимаемых с помощью референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа – верховного обладателя власти. Однако механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.

      Существенным  недостатком действующего Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» является отсутствие детальной регламентации действий федеральных органов государственной власти по реализации решения, принятого гражданами на референдуме Российской Федерации.

      Современная политика Российской Федерации в сфере развития законодательства о референдуме я думаю должна быть направлена на расширение политических, организационно-технических и идеологических гарантий непосредственного участия граждан в решении государственных и местных вопросов на референдуме. А основные усилия в данной сфере необходимо сосредоточить не на обосновании ограничений проведения референдумов или возможности отказа от данного института, а на преодолении негативных проявлений этой формы непосредственной демократии.

 

       Список использованных источников и литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. газ. – 1993. - № 237. – 25 дек.
  2. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // СЗ РФ. - 2004. -  № 27.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 24.
  4. Закон Республики Башкортостан «О референдуме Республики Башкортостан» от 26.11.2007 № 487-з //  Республика Башкортостан. – 2007. - № 236 (26469). – 04 дек.
  5. Закон Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» от 04.07.2007 № 452-з //  Республика Башкортостан. – 2007. - № 133 (26366). – 12 июля.
  6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. / М.В. Баглай // – М.: Издательство НОРМА, 2002. -684с.
  7. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай // – М.: Норма, 2007. -784с.
  8. Борисов, А.Н. Комментарий к федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / А.Н. Борисов // – М.: Юстиинформ, 2007. - 356с.
  9. Вестник Центральной избирательной комиссии, 2000, № 21.
  10. Козлов, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин // – М.: Юристь, 1999. – 442с.
  11. Маликов, М.Ф. Современные проблемы конституционного право Российской Федерации / М.Ф. Маликов // – Уфа.: ДизайнПолиграфСервис, 2007. – 321с. 
  12. Сергеев, С.Г. Конституционное право России / С.Г. Сергеев // – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. -576с.
  13. Сергеев, А.А. Референдум как институт непосредственной демократии / А.А. Сергеев //Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 6. 
  14. Федотова, Т.М., Афонина, А.В., Ушакова, А.В. Комментарий к федеральному конституционному закону от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» - М.: Юстиинформ, 2006. -256с.

Информация о работе Референдум: правовое регулирование и вопросы реализации законодательства о нём