Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:53, курсовая работа
Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
Содержание с.
Введение 3
1 Референдум: понятие, виды, принципы и признаки 7
2 Правовое регулирование института референдума в России 16
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума 16
2.2 Федеральное законодательство о референдуме 18
3 Вопросы реализации законодательства о референдуме 27
3.1 Законодательство субъектов РФ о референдуме 27
3.2 Референдум как способ волеизъявления населения субъектов Российской Федерации 31
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НЕФТЕКАМСКИЙ
ФИЛИАЛ
Гуманитарный факультет
Кафедра
государственного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»
на тему:
«Референдум: правовое регулирование
и вопросы реализации законодательства
о нём»
Выполнил: студент 2 курса
гуманитарного факультета
заочного отделения
группа № Ю-21з
№ зачетной книжки 09197
Габидуллин
Рустам Радикович
Научный руководитель:
ассистент
Хазиева
Л.Ф.
Нефтекамск-2011
Содержание | с. | |
Введение | 3 | |
1 | Референдум: понятие, виды, принципы и признаки | 7 |
2 | Правовое регулирование института референдума в России | 16 |
2.1 | Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума | 16 |
2.2 | Федеральное законодательство о референдуме | 18 |
3 | Вопросы реализации законодательства о референдуме | 27 |
3.1 | Законодательство субъектов РФ о референдуме | 27 |
3.2 | Референдум как способ волеизъявления населения субъектов Российской Федерации | 31 |
Заключение | 35 | |
Список использованных источников и литературы | 37 |
ВВЕДЕНИЕ
Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.
Актуальность
рассматриваемой темы очевидна. Конституция
РФ 1993 г. объявила референдум и выборы
высшим выражением власти народа, непосредственным
ее проявлением. Для того чтобы референдум
точнее выражал волеизъявление народа,
ему должно предшествовать свободное
и
всестороннее обсуждение выносимого на
голосование вопроса.
Конституция Российской Федерации провозгласила носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (часть 2 статьи 3 Конституции РФ). Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.
Усовершенствование механизма проведения референдума путем обновления законодательства, абсорбирования «порочных» норм, замены их качественными «кирпичиками» в правовой системе Российской Федерации стоит в числе важных задач российской государственности. Граждане должны активно непосредственно участвовать в решении государственных дел, так как очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности, политической зрелости, а это приходит вместе с опытом участия в референдумах и выборах различных уровней. Практика проведения референдумов различных уровней с каждым годом становится шире, постепенно накапливается значительный опыт нормативного регулирования вопросов организации и проведения референдумов. Однако необходимость исследования данного вопроса настоятельно диктуется современным противоречивым характером демократического развития России. Механизм регулирования правовых отношений в сфере референдума должен точнее отвечать потребностям практики. Совершенствование правовой регламентации референдума в Российской Федерации необходимо для установления прочной и недеформированной двусторонней связи «народ - власть». Такое улучшение находится в объективной зависимости от глубины разработанности теоретической базы. Системный подход при анализе достигнутых результатов и направленный поиск дальнейших перспектив развития референдума как одной из форм высшего непосредственного выражения власти многонационального народа Российской Федерации позволит создать оптимальную схему использования референдума в России. С учетом определенных условий такая юридическая процедура как референдум может стать одним из самых эффективных средств социального регулирования. Содержанием научных изысканий в этой области является осмысление и научное выражение оснований, возможностей и пределов при использовании референдума, что может способствовать совершенствованию конституционно-правового регулирования в данной сфере. Именно с помощью института референдума можно своевременно предупредить, а при наличии отточенных правовых средств минимизировать имеющуюся деформацию связи государства с гражданами, совершенствовать формирование демократических институтов власти, повышать правовую культуру и правосознание граждан, закреплять устойчивые навыки их политического поведения. Все это вызывает необходимость более углубленного изучения референдума как явления социальной действительности и как конституционно-правового института (а, по мнению некоторых авторов, целой подотрасли) конституционного права. От степени правовой урегулированности данного вопроса во многом зависит легитимность решений, принятых в результате всенародных голосований. Государство сегодня коренным образом приступило к решению названной весьма актуальной проблемы, чтобы в будущем перспектива проведения подлинно демократических референдумов стала реальностью. Поэтому сейчас возникла необходимость изучить складывающуюся практику организации и проведения референдумов различных уровней, разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию, как правового регулирования вопроса, так и практического применения процедуры народного голосования по принятию решений, касающихся важных вопросов жизни общества и государства.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении понятий референдума, его правового регулирования и вопросов реализации законодательства о нем.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Объект исследования –
Предметом исследования
1 Референдум: понятие,
виды, принципы и признаки
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения по этим вопросам; при этом волеизъявление осуществляется посредством голосования граждан, имеющих право участвовать в референдуме.1
Латинское слово «referendum» значит «то, что обязано быть сообщено». Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум – это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения.
Путем тайного голосования на
референдуме утверждается
Для того чтобы провести референдум, в первую очередь необходимо сформулировать вопрос или вопросы, который (которые) будут вынесены на голосование. Под формулой референдума понимается сформулированный вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) для голосования на референдуме.
На референдум может быть вынесен один или сразу несколько важных вопросов. При этом каждый вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность расширительного или неоднозначного толкования. Формулировка вопроса должна быть ясной, по возможности короткой и не содержащей каких-либо дополнительных условий. Отвечая на вопрос референдума, гражданин должен дать однозначный ответ «да» или «нет», высказывая свое мнение по сформулированной проблеме.
В конституционном праве выделяют несколько основных классификаций референдумов.
В зависимости от территориального охвата референдум, проводимый в Российской Федерации, может быть:
— всероссийским (федеральным, общенациональным, общегосударственным) — проводится на всей территории Российской Федерации одновременно по единой формуле (вопросу, вопросам, вынесенным на референдум); в нем принимают участие все граждане страны, обладающие активным избирательным правом (совершеннолетние, дееспособные, не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда); организатором такого референдума выступает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (в качестве комиссии, организующей всероссийский референдум);
— региональным (субъекта РФ) — проводится на территории отдельного субъекта РФ, на него выносится вопрос (вопросы), имеющий (имеющие) значение именно для данного субъекта; соответственно, в таком референдуме принимают участие только граждане, постоянно или преимущественно проживающие в этом субъекте Федерации; организатором регионального референдума выступает избирательная комиссия соответствующего субъекта РФ;
— местным (муниципальным) — проводится на территории муниципального образования, на нем решаются вопросы местного значения; в таком референдуме могут принимать участие не только российские граждане, проживающие в данной местности, но также иностранные граждане и лица без гражданства (при условии их проживания на территории муниципального образования не менее пяти лет) при наличии соответствующего международного договора Российской Федерации; организатором местного референдума выступает избирательная комиссия муниципального образования (при ее отсутствии – соответствующая территориальная избирательная комиссия).2
Исходя из содержания законопроекта, выносимого на голосование, референдум может быть:
— конституционным — для принятия путем всенародного голосования выносится проект конституции или внесения поправки в нее; в Российской Федерации путем референдума возможно только голосование по проекту нового Основного Закона, конституционные поправки принимаются Федеральным Собранием — парламентом России; ныне действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием — на референдуме;
— законодательным — путем референдума принимаем новый закон или вносятся поправки в уже действующий законодательный акт; на сегодняшний день у Российской Федерации нет опыта принятия какого-либо закона путем референдума.
По времени проведения законодательный референдум может быть:
— превентивным (дозаконодательным) — проводится до принятия закона и фактически обязывает уполномоченный орган принять закон;
— утверждающим — проводится после принятия закона и придает ему особую легитимность в форме утверждения путем всенародного голосования.
По
долженствованию/возможности
— императивным (обязательным) — на него выносятся вопросы, прямо указанные в Основном Законе (Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, уставах муниципальных образований), решение которых невозможно иным путем;
— факультативным — выносятся вопросы, не требующие обязательного, исключительного решения на референдуме, а которые могли быть решены, например, в пределах компетенции определенного органа власти или должностного лица.
Помимо указанных выше, референдумы могут быть:
— консультативные (проводятся в форме всенародного опроса лишь с целью выяснить общественное мнение по какому-либо вопросу, решение по которому будет принимать властный орган или должностное лицо) и решающие (путем голосования решается вынесенный на референдум вопрос);
— законодательные (путем референдума принимается закон или вносятся поправки в нормативно-правовой акт) и обыкновенные (выносится вопрос, непосредственно не связанный с принятием или изменением действующего законодательства).
Хотя в целом решение на референдуме принимает совокупность граждан, голосовавших на нем, право принимать на участие в референдуме принадлежит каждому гражданину в отдельности. К участию в голосовании на референдуме в Российской Федерации допускаются совершеннолетние дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы граждане России.
Гражданин России, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие российским гражданам в реализации права на участие в референдуме. Участие граждан в региональных и местных референдумах в качестве условия предполагает их проживание на соответствующей территории субъекта РФ или муниципального образования; факт постоянного или преимущественного проживания устанавливается уполномоченными на то органами.
Информация о работе Референдум: правовое регулирование и вопросы реализации законодательства о нём