Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:27, лекция
На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев, средних и бедных, в том числе и по критериям ООН: в нищете живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения. А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляет 15–20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30% всех бедных, а 61% бедных семей – семьи с детьми. Основная причина бедности – коррупция и экономическая политика властного класса.
Статья демонстрирует интерес и критическое отношение к действиям правительства в отношении социальных проблем. И вызывает вопрос: оправданы ли такие затраты, когда, как замечено выше, среди основных причин распространения наркотиков эксперты называют недофинансирование?
КАК ОСТАНОВИТЬ ВЫМИРАНИЕ
Из предшествующего обзора статей можно сделать вывод, что все перечисленные социальные проблемы, так или иначе, ухудшают демографическое положение в России. Решение этих проблем, безусловно, может улучшить демографическую ситуацию, но не решит ее полностью, к тому же, это довольно длительный процесс.
В. Третьяков в статье «Демография
и революция» предлагает для реализации
новую революционную
- Законодательное объявление
- Рождение детей – в браке
или вне брака, –
- Полный запрет на
- Всё медицинское обеспечение,
связанное с беременностью и
родами, становится полностью
- Резкое повышение уголовной
ответственности за
- Введение налога на
- Признание за любой родившей
женщиной права свободного (без
объяснения причин) отказа от
родившегося ребенка и
- Моментальное начало
- Сохранение системы начисления,
так называемого материнского
капитала (и других форм поддержки
рождаемости в сложившихся
- После достижения
Действенность предложенной программы автор подтверждает простым расчетом: В 2008 году в России родилось 1,7 миллиона детей и зарегистрировано 1,2 миллиона абортов. Если путем запрета уменьшить число абортов до 200 тысяч (медицинские показания), то уже на следующий год Россия перестанет вымирать.
Данную статью отличают новизна и доказательность идей, в ней предложены оригинальные пути решения демографической проблемы. Предложенная программа поможет решить и проблему беспризорных детей. Однако, учитывая взаимозависимость социальных проблем, без улучшения в других социальных сферах, и, главное, без заинтересованности властных структур возможность практического применения программы на сегодняшний день вызывает сомнение.
Иной менталитет, иные ценности
Столкнувшись вплотную с западным обществом после окончания «холодной войны», русский взгляд первым делом увидел там «свободу», которой так долго не хватало на родине, а также малознакомое стремление не «кучковаться» в коллективах, к чему так долго и небезуспешно приучала советская власть, а строить свой, индивидуальный мир, в котором главное — удовлетворение личных потребностей, протестантские добродетели и семейственность. Общественный долг не относится к общечеловеческим добродетелям. Служение интересам государства должно оплачиваться как всякая другая работа.
Чуждые российскому
Работы, раскрывающие обязанность
гражданина активно участвовать
в решении социально-
Морали и нравственности нанесен удар
Между тем разрушение планового
хозяйства и острая критика коллективистских
начал в решении сложных
Попытки правительства
Уже не один год правительство пытается определиться с оптимизацией бюджетных расходов, в том числе и на высшее образование, не подвергая при этом опасности разрушения его основных базовых ценностей: вседоступности и всесословности, которые при низком уровне платежеспособности подавляющего числа граждан позволяют поддерживать оптимальный объем подготовки квалифицированных специалистов в государственных вузах, необходимых для современной промышленности, других отраслей народного хозяйства.
Но равный доступ и равные
возможности получения
Официальные расчеты
По официальным расчетам Министерства образования РФ, которые делались для аккредитации экономической программы, обучение в год одного человека обходится российскому государственному вузу в среднем в 250 тыс. рублей [1]. Имеет ли государство достаточно средств теперь, а главное — будет ли оно их иметь в обозримом будущем, учитывая прогнозируемую конъюнктуру мирового нефтяного рынка после известных событий в Ираке, для того, чтобы не только способствовать повышению качества образовательных услуг, но и вообще поддерживать государственные вузы хотя бы на теперешнем их уровне за счёт бюджетных средств? Или будет открыта широкая дорога частному капиталу в эту сферу? В каких масштабах возможно изменить соотношение между частным и государственным образованием, не причиняя при этом ущерба интеллектуальному потенциалу страны?
Мнения Президента России и академика В.А. Садовничего
Ответ на этот вопрос дал В.В. Путин в своем выступлении на съезде ректоров России 6 декабря 2002 г.: «То, что растет платное образование, это само по себе неплохо. Плохо только, что качество плохое… Просто обман населения и государства. Бумажки выдают» [2].
В этих условиях сокращать
государственную систему
В своем выступлении на
съезде ректоров В.В. Путин указал, что
руководство страны не выступает
против развития частного сектора высшего
образования, от которого можно ожидать
крупных налоговых средств, столь
необходимых для поддержки
«Либеральная альтернатива»
«Либеральная альтернатива»
профессора Е. Ясина заключается
в уменьшении бюджетных расходов
на образование, в том числе и
высшего, путем сокращения контингента
студентов государственных
С «либеральными инициативами»
профессор Е. Ясин выступает не впервые:
его идеи легли в основу радикальной
экономической реформы, начатой
в 1990-е годы Е. Гайдаром и другими
приверженцами монетаризма —
теории, исключающей всякое государственное
регулирование хозяйственной
Выступая на съезде ректоров
российских вузов, вице-премьер В. Матвиенко,
обращаясь к руководителям
Понятно, что «либеральные альтернативы» Е. Ясина, направленные на радикальное сокращение государственных расходов на образование, родились не на пустом месте. В том, что предлагается группой Е. Ясина, по словам В.В. Путина, «есть, с чем можно согласиться…» [5].
Предложения, которые вызывают недоумения
Непонятно другое: с предложениями о сокращении финансирования вузов выступают некоторые работники системы образования. Группа авторов во главе с ректором Уфимского государственного университета В.С. Жиранковым опубликовала в Бюллетени Ассоциации российских вузов (декабрь 2002 г.) статью «Университет как инновационный сектор экономики страны». Предполагается «постепенно отказаться от политики безвозвратного финансирования научной деятельности государственных университетов». Авторам словно невдомек, что в науке отрицательный результат — тоже результат, порой более весомый, чем положительный. Получение отрицательного результата, который, естественно, не может принести материальных благ, требует затрат средств, на возмещение которых научные коллективы вузов должны рассчитывать.
Захватив регион, обладающий мировыми запасами нефти, без которой современная экономика не может существовать, и контролируя добычу энергоносителей, США получили возможность в обход ОПЕК регулировать цены на нефть. При определенных условиях судьба российского бюджета может решиться автоматически. Если цена на нефть упадет ниже 15 долларов за баррель, приоритеты в финансировании федерального бюджета придется пересматривать. Кому будет отдано предпочтение: национальной обороне, правоохранительной деятельности, науке, образованию, здравоохранению или культуре? Совершенно ясно, что расходы на оборону и правоохранительные органы с учетом внешних и внутренних угроз не могут быть значительно сокращены. Культура уже давно находится на голодном пайке, там нечего сокращать. Остаются здравоохранение, наука и образование. Именно на эти сферы бюджетные расходы могут быть секвестированы.
Итоги работы комиссии
В апреле 2003 г. правительство
рассмотрело итоги работы Комиссии
по оптимизации бюджетных
По мнению экспертов комиссии,
оптимизация расходной части
бюджета позволит снизить налоги
на добавленную стоимость (НДС) с 20 до
18%, единый социальный налог с 35,6 до
30,6%, упростить схему возврата НДС
при капстроительстве и экспортерам.
Все это, как предполагается, создаст
благоприятные условия для