Принцип самостоятельности решения населением всех вопросов местного значения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Конституцией России (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции России: " Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью".

Оглавление

Введение.

I. Понятие общественного самоуправления жителей.

II. Формы прямого волеизъявления граждан.
Муниципальные выборы.
Референдумы.
Опросы.
Собрания, сходы, конференции жителей.
Общественные объединения.
Территориальное общественное самоуправление.
Религиозные объединения.
Средства массовой информации.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты.
Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

муниципальн. право №1.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

      Как и вся совокупность общественных объединений, местные общественные объединения много могут сделать для активизации личности, социализации ее интересов.

      Местные объединения – один из каналов контроля со стороны населения за деятельностью государственных и местных органов, политических структур.

      Необходимо  отметить присущее всем местным объединениям качество представительства. Они представляют перед органами власти интересы своих членов (участников) и тех групп населения, взгляды которых пытаются формулировать и выражать. И в этом своем качестве они могут принимать посильное участие в представительном управлении, в том числе в процессах местного правотворчества и местных выборов. 

      6.Территориальное общественное самоуправление. 

      Органы  территориального общественного  самоуправления – это советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, улиц кварталов, домов и т. п. – являются формой самоорганизации граждан по месту жительства. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      7. Религиозные объединения граждан. 

      Одна  из важных сфер жизнедеятельности местных территориальных сообществ жителей – сфера духовной культуры, которая включает в себя и институты, позволяющие удовлетворять религиозные запросы людей. Религиозная деятельность в местных сообществах строится на основе конституционных предписаний об отделении религиозных объединений от государства, их равенстве перед законом, о светском характере государства, что распространяется и на органы местного самоуправления, о свободе совести и вероисповедания, включающей право людей исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

      Деятельность  религиозных объединений  граждан в настоящее  время регулируется Федеральным законом  от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Правилами рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 февраля 1998 г.

      Под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религий и религиозное воспитание своих последователей.
  • совместное исповедание и распространение веры подразумевает, кроме прочих направлений религиозной самодеятельности людей, совместное отправление ими религиозных культов.

      Этот  признак и позволяет  отделять религиозные  объединения от тех  религиозных отношений с той или иной степенью активности. Все религиозные объединения делятся законодателем на религиозные группы и религиозные организации. Религиозные группы – это религиозные объединения, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Они являются организационно-правовыми формами малых религиозных общин. Религиозные группы вправе совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Отличие от них религиозные  организации – религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридического лица.

      Буквальное  толкование законодательства о свободе вероисповедания  дает возможность  выделения двух типов  юридического учреждения религиозных объединений:

      1) нормативно-явочного. Суть его заключается в том, что религиозные объединения (религиозные группы) учреждаются и действуют без государственной регистрации со стороны органов государственной власти. Такой способ учреждения, если религиозное объединение не претендует на статус юридического лица. При этом религиозные группы в любом случае обязаны соблюдать положения конституционного и обычного законодательства. Среди специальных нормативных требований, которые необходимо выполнить в рамках данного способа:

      - постоянное проживание участников религиозной группы на территории Российской Федерации;

      - наличие признаков религиозного объединения;

      - совершеннолетие участников группы.

      2) Заявительно-регистрационный порядок – единственный способ учреждения религиозных организаций. При этом если религиозная организация создается гражданами снизу, не в структуре централизованной религиозной организации, то она в обязательном порядке должна пройти через предварительный этап существования в форме религиозной группы. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. Для местных религиозных организаций, создаваемых централизованными религиозными организациями, необходимо подтверждение об их вхождении в стуктуру последних. Здесь имеются в виду письменные подтверждения, выдаваемые местным организациям централизованными организациями того же вероисповедания. Индивидуальными учредителями местных религиозных организаций могут выступать только совершеннолетние граждане Российской Федерации.

      Централизованные  религиозные организации  образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций (не групп) одного вероисповедания в соответствии с общественными установлениями религиозных организаций.

      Существует  несколько оснований  для ликвидации религиозных  организаций, запрета  их деятельности и  запрета на деятельность религиозных групп. Это:

      - нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

      - действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

      - создание вооруженных формирований;

      - пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

      - принуждение к разрушению семьи;

      - посягательство на личность, права и свободы граждан;

      - нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

      - склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

      - воспрепятствование получению обязательного образования;

      принуждение членов и последователей, иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозных объединений;

      - воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

      - побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. 

      8.Средства массовой информации. 

      Средства  массовой информации местного масштаба – не только орудие общественного самоуправления жителей, но и самостоятельные субъекты местного самоуправления, поэтому наряду с распространением социально значимой информации, поступающей к ним от жителей. Других лиц, органов, они активно формируют общественное мнение местных сообществ жителей, отстаивают собственное видение самоуправленческого процесса. На местные средства массовой информации (далее -  СМИ) распространяет свое действие Закон РФ от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» с последующими изменениями и дополнениями.

      Средства  массовой информации – это периодическое печатное, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Данное определение уточняют ряд других, раскрывающих содержание его отдельных терминов. Так, под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под периодическим печатным изданием – газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

      Базовыми  принципами функционирования СМИ выступают  свобода массовой информации, недопустимость цензуры и злоупотребления  свободой массовой информации. Законодатель специально оговаривает, что создание, финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо в функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается.

      В качестве учредителей СМИ могут выступать совершеннолетние граждане Российской Федерации, их объединения, предприятия, учреждения, организации, государственные органы. Подразумевается, что учредителями СМИ могут выступать и органы местного самоуправления.

      Для СМИ предусмотрен заявительно-регистрационный порядок их учреждения: редакции СМИ вправе осуществлять свою деятельность только после регистрации последних. Отказы в регистрации возможны только в случаях, исчерпывающим образом перечисленных в законе. 

      9.Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты. 

      Собрания, митинги, уличные  шествия, демонстрации, пикеты – массовые формы выражения  настроения общественности. Они пригодны для  различных способов проявления непосредственной  гражданской активности: самозаявления запросов, оценки положения дел в разных сферах публичной жизни, обсуждения проектов нормативных, индивидуальных актов и др. причем органы местного самоуправления сталкиваются со всеми подобными мероприятиями, в том числе теми, что касаются общегосударственной и региональной проблематики.

      Статья 31 Конституции РФ закрепляет участие  в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании в  качестве конституционного права граждан, но развернутого определения  этих норм ни Основной закон, ни иные нормативные акты не содержат. Шествия и демонстрации можно определить как формы выражения общественного настроения, связанные с передвижением по какому-либо маршруту. Особенность демонстрации по сравнению с уличным шествием выражается в использовании ее участниками средств наглядной агитации (знамена, стяги, лозунги, транспаранты, портреты и др.).

      Очень сходны между собой  собрания и митинги. Это гласные обсуждения социально значимых вопросов. Отличаются они процедурой проведения. Митинг – форма гласного обсуждения каких-либо вопросов любым кругом участников, даже тогда, когда организаторы этот круг заранее определили. Если по ходу митинга принимаются решения (резолюции, воззвания, обращения и др.), то право решающего голоса должно принадлежать всем присутствующим. Процедура проведения собрания более строгая. В нем могут принимать участие любые лица, но кворум определяется с учетом заранее определенному кругу участников (ветераны, военнослужащие, учителя и др.).

      Пикеты представляют собой массовое (групповое) организованное действие, выражающиеся в охране или блокировании каких-либо объектов (зданий, сооружений, колонн демонстрантов и т. п.). Пикеты могут быть как самостоятельными формами, так и составными частями других форм волеизъявления граждан. Иногда выделяют и иные формы массового (группового) выражения общественного мнения. Среди них марши и цепи. Марш – акт добровольного, специально организованного в определенном направлении движения людей по дорогам между населенными пунктами с использованием средств наглядной агитации в пути следования и проведением собраний, митингов в местах остановок с целью пропаганды, обсуждения каких-то вопросов участниками марша с местными жителями. Цепь – акт добровольного публичного выражения политических настроений, требований или выражения поддержки людьми, расположенными на одной линии, через плакаты, лозунги и другие средства агитации и пропаганды.

Информация о работе Принцип самостоятельности решения населением всех вопросов местного значения