Принцип самостоятельности решения населением всех вопросов местного значения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Конституцией России (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции России: " Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью".

Оглавление

Введение.

I. Понятие общественного самоуправления жителей.

II. Формы прямого волеизъявления граждан.
Муниципальные выборы.
Референдумы.
Опросы.
Собрания, сходы, конференции жителей.
Общественные объединения.
Территориальное общественное самоуправление.
Религиозные объединения.
Средства массовой информации.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты.
Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

муниципальн. право №1.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

      В-третьих, организуется сбор подписей. Он проводится с момента получения свидетельства о регистрации. Регистрационное свидетельство действительно в течение одного месяца. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. Сбор подписей проводится на подписных листах, содержащих формулировку вопроса, который предлагается вынести на референдум.

      Гражданин, поддержавший инициативу проведения референдума, собственноручно проставляет в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывая при этом свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее число подписей, а также число подписей по каждому населенному пункту и составляет протокол.

      Подписные листы, пронумерованные  и сброшюрованные по населенным пунктам  муниципального образования, и подлинный экземпляр итогового протокола передаются представителями инициативной группы в представительный орган местного самоуправления. Последний в течение 5 дней проверяет представленные документы на их соответствие законодательству и направляет в избирательную комиссию области. Та осуществляет собственную аналогичную поверку в течение 10 дней со дня получения необходимых материалов. Итоги этой проверки избирательная комиссия области оформляет своим заключением, которое направляется в трехдневный срок представительному органу местного самоуправления. В случае обнаружения нарушений действующего законодательства избирательная комиссия области выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе.

      2)представительному  органу местного  самоуправления.

      3) главе муниципального  образования.

      Вопрос  о проведении местного референдума вправе поставить перед представительным органом местного самоуправления глава муниципального образования либо группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов данного представительного органа. Глава муниципального образования или группа депутатов вносят мотивированное представление, в котором обосновывают необходимость проведения местного референдума по предложенному вопросу. Представительный орган местного самоуправления в течение 5 дней со дня получения представления назначает из числа депутатов комиссию, проверяющую соответствие инициативы уставу муниципального образования и действующему законодательству.

      Не  позднее чем в трехдневный срок  депутатская комиссия направляет свое заключение в представительный орган местного самоуправления.

      Представительный  орган местного самоуправления, получив материалы с инициативой о проведении референдума, с заключением избирательной комиссии области или депутатской комиссии, не позднее 6 дней со дня получения указанных материалов большинством голосов от общего числа депутатов назначает местный референдум на второе воскресенье апреля или декабря месяца соответствующего года.

      Решение о назначении местного референдума должно быть опубликовано не позднее 70 дней до даты голосования и  направлено для сведения высшим органам государственной власти и избирательной комиссии области. Если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован или по каким-либо объективным причинам не может осуществлять свои полномочия, местный референдум может назначаться главой муниципального образования. В случае если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования не назначат в установленные законом сроки местный референдум, решение о его назначении принимает избирательная комиссия области.

      Для подготовки и проведения акта голосования  образуются территориальные и участковые комиссии референдума. Территориальная комиссия (действует на всей территории проведения референдума) создается представительным органом местного самоуправления одновременно с принятием решения о назначении референдума, а участковые комиссии – им же за 42 дня до дня голосования на референдуме.

      Комиссии  референдума, каждая на своем участке  работы, решают все  практические вопросы  организации и  проведения референдума. Так, территориальная комиссия утверждает форму и текст бюллетеня для голосования, организует изготовление бюллетеней не позднее, чем за 20 дней до дня голосования на референдуме и обеспечивает ими участковые комиссии не позднее, чем за 4 дня до голосования. Участковые комиссии на основании данных, представляемых главой муниципального образования, готовят к голосованию списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляют их для всеобщего ознакомления в помещениях участковых комиссий не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Территориальные, участковые  комиссии организуют и проводят досрочное голосование. Досрочное голосование проводится в помещении территориальной комиссии (за 15- 4 дня до дня голосования) и в помещении участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования).

      Референдум  признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие (получили бюллетени) не менее ¼ граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, но не менее ¼ граждан, имеющих право на участие в референдуме.

      Результаты  референдума могут  быть признаны недействительными  из-за допущенных в  ходе референдума  нарушений законодательства, существенно повлиявших на результаты голосования.

      Принятое  на местном референдуме  решение публикуется  в течение 7 дней со дня его установления.

      Решения, принятые на местном  референдуме в  пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после  их официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопросов, принятых на референдуме. Решения местного референдума имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан. Эти решения не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами и органами местного самоуправления; лишь те из них, что являются нормативными правовыми актами, регистрируются в органах государственной власти субъекта Федерации в порядке, установленном для нормативных правовых актов соответствующего уровня.

      Если  для реализации решения  референдума требуется  издание нормативного правового акта, орган  местного самоуправления, в компетенцию которого входит этот вопрос, обязан принять такой акт. Причем названный орган обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки указанного акта. Изменение либо отмена решения  референдума производится на следующем референдуме или в судебном порядке.

      На  местный референдум могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения муниципального образования. Среди них:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
  • формы осуществления местного самоуправления;
  • структура местного самоуправления;
  • изменение границ административно-территориальных и муниципальных образований;
  • строительство социально-культурных и промышленных объектов;
  • запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;
  • иные вопросы, относящиеся к компетенции местного самоуправления в пределах конкретных муниципальных образований.

      На  референдумы субъекта Федерации и на местные референдумы не могут быть внесены вопросы:

      1) о досрочном прекращении  или продлении  срока полномочий, приостановлении  осуществления полномочий  органов местного  самоуправления, а  также о проведении  досрочных выборов  органов местного  самоуправления либо  отсрочке указанных выборов;

      2) о формировании  состава органов  местного самоуправления, персональном составе  последних;

      3) об избрании, утверждении,  назначении либо  о даче согласия  на назначение  на должность или  на освобождение  от должности депутатов  и должностных лиц;

      4) о принятии и  изменении местного  бюджета, исполнении или изменении внутренних финансовых обязательств соответствующего муниципального образования;

      5) о введении, изменении   и отмене местных  налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

      6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

      Вносимые  вопросы на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы на них  можно было дать лишь однозначный ответ.

      Приведенные положения означаю, что хотя местные  референдумы являются формой народовластия, их компетенция все же ограничена в пользу представительного самоуправления. Вряд ли разумно, например, выносить на референдум такие сложные вопросы, как утверждение местных бюджетов, установление местных налогов, сборов и т. п. тем более что в силу ч.3 ст.15 Федерального закона от 28 августа 1995 года они отнесены к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления. Однако особо стоит оговорить следующее: перечень законодательно установленных изъятий из компетенции местных референдумов является исчерпывающим и не может толковаться расширительно. Это правило справедливо и для референдумов всех иных уровней.

      К исключительному  ведению представительных органов местного самоуправления федеральным  законодателем отнесено принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако эту норму можно толковать только ограничительно – как право муниципального образования определять в своем уставе на основании федерального законодательства и законодательства субъекта Федерации исчерпывающий перечень вопросов, нормативные акты по которым не могут принимать ни население на референдуме, ни исполнительные органы местного самоуправления. Понимание данной нормы как правила, вменяющего принятие нормативных решений по всем вопросам местного самоуправления исключительно представительным органам местного самоуправления противоречило бы конституционным установлениям о праве населения осуществлять самоуправление, как через представителей, так и непосредственно.

      Местные референдумы не могут проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, веденного в Российской Федерации в целом или на той территории, на которой расположены соответствующие муниципальные образования, а также в течение трех месяцев после его отмены.

      Повторные  местные референдумы не проводятся в течение двух лет после опубликования результатов прошедшего референдума с аналогичной по содержанию или смыслу формулировкой вопроса, выносимого на голосование. 
 
 
 

      3.Опрос. 

      Близок  к референдуму  опрос по вопросам местного значения, проводимый в ходе опроса мнение жителей не имеет силы обязательного решения – органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей.

      Опрос граждан производится по инициативе органов  местного самоуправления, по инициативе территориального общественного самоуправления (ТОС) или любого дееспособного  гражданина по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории. Опрос граждан производится инициатором самостоятельно. В опросе вправе участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие 16-летнего возраста.

      Мнение  граждан, участвующий  в опросе, оформляется через опросный лист. Каждый опросный лист должен содержать: вопрос, на который гражданин должен ответить, и варианты ответа; фамилию, имя и отчество опрашиваемого и адрес его проживания.

      Каждый  опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос (фамилия, имя, отчество, адрес места проживания, телефон, если есть), или зарегистрирован органом местного самоуправления либо органом территориального общественного самоуправления. Опрос граждан по вынесенному вопросу не должен продолжаться более 10 дней со дня его начала. 

      4. Общие собрания, сходы, конференции жителей. 

      В муниципальном образовании  для решения вопросов местного значения могут  созываться собрания, сходы, конференции  жителей – формы совместного публичного обсуждения и решения жителями определенной территории общественно значимых вопросов. Собрание – это форма организованного кем-то сбора людей, а сход – это во многом спонтанный сбор жителей, подталкиваемый общей проблемой. Конференции – это собрания представителей от жителей. Они поводятся тогда, когда проведение обычных собраний, сходов затруднено.

Информация о работе Принцип самостоятельности решения населением всех вопросов местного значения