Принцип самостоятельности решения населением всех вопросов местного значения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Конституцией России (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции России: " Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью".

Оглавление

Введение.

I. Понятие общественного самоуправления жителей.

II. Формы прямого волеизъявления граждан.
Муниципальные выборы.
Референдумы.
Опросы.
Собрания, сходы, конференции жителей.
Общественные объединения.
Территориальное общественное самоуправление.
Религиозные объединения.
Средства массовой информации.
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты.
Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

муниципальн. право №1.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

  РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ИНСТИТУТ  ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 

Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

На  тему: «Принцип самостоятельности  решения населением всех вопросов местного значения». 
 
 
 
 
 
 
 
 

СТУДЕНТ: Баранова  Ольга Владимировна (3 курс)

                     № студенческого  билета 996767

                     личный шифр ЮЮ 06 33с  002 
 

   
 
 
 
 
 
 

БЕРЕЗНИКИ

2003 год 
 
 
 
 

ПЛАН. 

Введение. 

I. Понятие общественного самоуправления жителей. 

II. Формы прямого волеизъявления граждан.

  1. Муниципальные выборы.
  2. Референдумы.
  3. Опросы.
  4. Собрания, сходы, конференции жителей.
  5. Общественные объединения.
  6. Территориальное общественное самоуправление.
  7. Религиозные объединения.
  8. Средства массовой информации.
  9. Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты.
  10. Обращения граждан в органы местного самоуправления.
 

Заключение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

      В соответствии с Конституцией России (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции России: " Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью". Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 
 

I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ. 

      Непосредственное  волеизъявление граждан  на местах, связанное с их вступлением в сферу общественно-политической жизни, имеет несколько основных видов.

      Во-первых, это самозаявление гражданами своих запросов.

      Во-вторых, это самореализация гражданами собственных запросов, в том числе самостоятельное принятие ими публично- властных решений: а) нормативных, б) индивидуальных, в) кадровых.

      В-третьих, это участие граждан в отправлении органами местного самоуправления властно-управленческих функций: а) участие в обсуждении проектов местных планов, программ, проектов нормативных и индивидуальных актов; б) участие в осуществлении уже принятых планов, программ, актов; в) оценка итогов деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, общего положения дел в своих муниципальных образованиях, в отдельных отраслях местной жизни.

      В-четвертых, это контроль со стороны граждан, их объединений за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и депутатов.

      Прямое  волеизъявление граждан  по вопросам местного значения находит свое выражение в ряде муниципальных институтов. К последним необходимо отнести:

  • выборы,
  • референдумы,
  • опросы,
  • собрания, сходы, конференции жителей,
  • общественные объединения,
  • органы территориального общественного самоуправления,
  • религиозные объединения,
  • средства массовой информации,
  • митинги, демонстрации, уличные шествия, пикеты и др.,
  • обращения граждан в органы местного самоуправления с предложениями, замечаниями, жалобами и т. д.
 
 
 
 
 
 
 

II. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН. 

1.Муниципальные выборы. 

      Выборы  депутатов, членов иных выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления – самая распространенная форма народного волеизъявления. Значение выборов определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы власти, через которые населением в первую очередь осуществляется местное самоуправление, а также получают свои полномочия главы местной администрации – еще одна важная форма осуществления населением местного самоуправления.  

        Выборы  осуществляются на основе всеобщего и прямого избирательно права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

   Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти субъектов РФ обязаны гарантировать проведение муниципальных выборов. 

      2. Референдумы. 

      По  вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

      Местный референдум – это утверждение публично-властных решений путем общего голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах территории муниципального образования, по вопросам местного значения или голосование жителей отдельных территорий муниципального образования с целью выявления их юридически обязательного для органов местного самоуправления, иных субъектов мнения по отдельным вопросам местного значения.

      Граждане  участвуют в референдуме  непосредственно  и лично. Участие  в референдуме  является свободным. Право гражданина на участие в референдуме  строится на тех же основаниях, что и право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Это принципы всеобщности, равенства, тайны голосования. Аналогом принципа прямых выборов является принцип непосредственно участия граждан в принятии решений по всем вопросам местного самоуправления, которые могут выноситься на референдумы.

      Организация проведения референдумов также в основном подобна проведения выборов. Так, при проведении референдумов используется территориальный принцип. Территория муниципального образования разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право участия в референдуме по месту своего проживания на соответствующих участках. Последние часто совпадают с избирательными участками.

      Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем опубликования упомянутых решений местными средствами массовой информации.

      Какие-либо прямые или косвенные  ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

      Контроль за соблюдением законодательства о местных референдумах помимо органов прокуратуры, судебных органов возложен и на иные государственные  органы, а также на органы местного самоуправления. В осуществлении контроля вправе участвовать представители политических партий, иных политических общественных организаций и движений, зарегистрированных в установленном порядке, инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты разного уровня. 

      Право возбуждения вопроса  о проведении местного референдума принадлежит:

      1) гражданам, составляющим не менее 2% от числа граждан, проживающих на территории муниципального образования, имеющих право на участие в референдуме.

      Возбуждение вопроса о проведении референдума распадается  на несколько этапов.

      В - первых, необходимо создать инициативную группу местного референдума. Она образуется в количестве не менее 10 человек на собрании жителей, пользующихся правом участвовать в референдуме, созываемом и проводимом заинтересованными гражданами. Правом образования инициативной группы обладают также общественные объединения, уставы которых предусматривают участие данных объединений в выборах, и их соответствующие уровню референдума отделения, зарегистрированные управлением юстиции субъекта Федерации не позднее, чем за 6 месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума. В этом случае руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган его местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

      Численность участников собрания по образованию инициативной группы должно быть не менее 25 человек. Заявление о проведении собрания (заседания руководящего органа общественного объединения) по выдвижению инициативы проведения референдума и образованию инициативной группы подается в письменной форме в избирательную комиссию субъекта Федерации и главе муниципального образования не позднее, чем за 10 дней до дня его проведения. В заявлении указывается дата, место и время проведения упомянутого мероприятия, предполагаемое количество его участников, фамилии, имена, отчества организаторов, даты их рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов (военный билет для лиц, проходящих срочную службу, удостоверение личности военнослужащего, справка установленной формы) каждого из них, дата подачи заявления. В случае принятия на собрании решения о необходимости проведения референдума и утверждения текста вопроса, выносимого на референдум, собрание жителей открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу.

      Во-вторых, проводится регистрация инициативной группы. Инициативная группа обращается в представительный орган местного самоуправления с ходатайством о ее регистрации. В ходатайстве инициативной группы указываются:

      1) формулировка вопроса  (вопросов) либо текст  нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум;

      2)городские  и сельские населенные  пункты, на территории  которых предполагается  сбор подписей  в поддержку инициативы  проведения референдума;

      3) фамилии, имена, отчества, даты их рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предполагаемого референдума.

      К ходатайству должен быть приложен протокол собрания о выдвижении инициативы проведения референдума с  данными о регистрации  его участников (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и подпись участника собрания). Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и заверяется печатью общественного объединения или печатью организации, где проводилось собрание, или печатью домоуправления, если собрание проводилось по месту жительства граждан, образовавших инициативную группу.

      Представительный  орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения документов устанавливает соответствие ходатайства законодательным требованиям, принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает свидетельство о регистрации. Он в трехдневный срок извещает об этом главу муниципального образования и избирательную комиссию области.

      После принятия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить иные вопросы. В случае если формулировка вопроса не отвечает законодательным требованиям, представительный орган местного самоуправления может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса.

      Отказ в регистрации  инициативной  группы по мотивам целесообразности не допускается. Основанием отказа в регистрации может быть только нарушение законодательства и норм устава муниципального образования. При отказе в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение, которое может быть обжаловано в суд.

Информация о работе Принцип самостоятельности решения населением всех вопросов местного значения