Предоставление и оказание муниципальных услуг во Владивостокском городском округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 05:33, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе подавляющая часть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте. Другая часть человеческих потребностей удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы. Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен. По мере развития цивилизации и разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со стороны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в них будут постоянно возрастать.

Оглавление

Введение
Термины, определения и сокращения
1 Теоретико-методологические основы управления государственными и муниципальными услугами
Муниципальные услуги: нормативно-правовое регулирование и вопросы связанные с оказанием муниципальных услуг
1.2 Общая характеристика и классификация муниципальных услуг
2 Анализ современного состояния в сфере предоставления муниципальных услуг
2.1 Многофункциональные центры предоставления муниципальных услуг во Владивостокском городском округе
2.2 Анализ качества системы предоставления муниципальных услуг на примере Владивостокского городского округа
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 195.26 Кб (Скачать)

1.2   Общая характеристика и классификация муниципальных услуг

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных  услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных  услуг является важнейшей составной  частью муниципального управления, поэтому  вопрос о муниципальных услугах  является ключевым для понимания  всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг.

Материальные блага - это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: жилище, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства, телевизор и т. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материальных благ люди производили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду, изготавливали орудия производства и т. п. В современном обществе подавляющая часть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте. Другая часть человеческих потребностей удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы [18].

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые  предоставляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение которых органы местного самоуправления несут определенную ответственность. [16]

Основные различия между  материальным благом и услугой представлены в Табл. 1.

Материальные блага (продукт)

Услуга

Осязаемость

Неосязаемость

Существует отдельно от производителя

Неотделима от производителя

Качество можно измерить с помощью определенных параметров (характеристик)

Качество колеблется в  широких пределах в зависимости от производителя услуги, места и времени ее оказания (непостоянство качества). Измерение качества ряда услуг затруднено

Подлежит сохранению в  течение определенного времени

Не может быть сохранена (свойство несохраняемости)


 

Понятие «муниципальные»  в данном случае подразумевает не форму собственности производителя, а локальный характер, определяемый местом проживания человека.

К муниципальным относится  весь комплекс жилищно-коммунальных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение  общественного порядка, обустройство и содержание территории, обеспечение  ее экологического и санитарного  благополучия и т.д.

Даже то, что называется «комплексным социально-экономическим  развитием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправленное изменение ситуации в сторону  увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению  к функции оказания муниципальных  услуг населению все остальные  функции местного самоуправления производны.

Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образования. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или  вопросов местного значения.

Их потребителями являются как жители, так и предприятия  и организации, обслуживающие нужды  населения. Школе или больнице нужны  тепло, вода, электричество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка белья и т.д.

Специфические свойства муниципальных  услуг [ 18]:

- необходимость бесперебойного (для многих - круглосуточного) оказания  услуг;

- необходимость рассредоточения  оказания услуг по территории  поселения с целью максимального  приближения к месту проживания  человека (для крупных городов  это весьма сложная задача);

- увеличение числа потребителей  услуг не влечет за собой  уменьшения их полезности для  каждого, а удовлетворение потребности  в одной услуге не снижает  потребности в другой (свойство  «отсутствия соперничества»);

- практическая невозможность  ограничения доступа неограниченного  круга потребителей к некоторым  муниципальным услугам;

- местный монополизм исполнителей  некоторых муниципальных услуг  (водоснабжение, электроснабжение  и т.п.). Такие услуги должны  быть предметом особой заботы  органов местного самоуправления.

Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых  населению на территории конкретного  муниципального образования, могут  изменяться в широких пределах, в  зависимости от природно-климатических  условий, социально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др.

С учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», должны самостоятельно устанавливать муниципальные  минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность  предоставления отдельных муниципальных  услуг, а также нормативы расходов местных бюджетов на эти цели.

Муниципальные социальные стандарты  не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными и другими  стандартами и нормативами, которые  устанавливаются федеральными правовыми  актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов.

До сих пор в сознании многих людей сохраняется представление  о бесплатности или низкой стоимости  услуг в сравнении с материальными  продуктами, что является ошибкой. В  оказании услуг принимают участие  работники, получающие за свой труд соответствующее  вознаграждение. Оказание многих услуг  предполагает потребление расходных  материалов, энергоресурсов, использование  специальной техники, зданий, помещений  и т.п., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат.

Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, но платить  столько, чтобы поставщик мог  окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе  в условиях рыночной экономики никто  оказывать муниципальные услуги не будет .

Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для предоставления муниципальных  услуг, зависит от того, кто конкретно  будет платить за них: потребитель, местный бюджет или оба они  в какой-то мере. Самому исполнителю  это в принципе безразлично. При  прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных  услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем.

- обеспечивается возможность  количественной и качественной  оценки услуги потребителем;

- появляется заинтересованность  в экономном потреблении услуг;

- стимулируется качественная  работа исполнителя.

Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя, а  также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию  ресурсов.

Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных  услуг представим их классификацию (Рисунок 1). [19]

 

 

Виды услуг




Вид



Свойства


 

 

Способ 


оплаты

 

Рисунок 1 - Классификация  муниципальных услуг 

Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носят индивидуальный характер, т. е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями. В этом случае и качество услуги может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относятся большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Эти услуги должны оплачиваться потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление услуги не связано по времени ни с ее производством, ни с оплатой, а ее объем и качество не поддаются непосредственному измерению потребителем. К общественным услугам могут быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления, в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ.

Охрана здоровья, возможность  получения образования, доступ к  достижениям культуры и гарантируется  государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соотношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для различных групп населения.

Бюджетными называются такие муниципальные услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные услуги и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуга парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю услуги потери его доходов.

Для получения некоторых  дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут использоваться различные системы страхования, например медицинское страхование или страхование имущества от пожара.

Органы местного самоуправления должны держать под непосредственным управлением или контролем услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на эти услуги должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных зарубежных городов сознательно финансируют потребление некоторых услуг, которые могли бы быть оплачены потребителем, например, услуги общественного городского транспорта, снижением цен на которые (наряду с высокими тарифами за парковку автомобилей) муниципальные власти борются с переполнением центров городов индивидуальным автотранспортом.

 

 

 

2 Анализ современного состояния в сфере предоставления муниципальных услуг

2.1 Многофункциональные центры предоставления  муниципальных услуг

Многофункциональный центр  предоставления муниципальных услуг  –муниципальное учреждение, отвечающее требованиям, установленным Федеральным  законодательством и Правительством Российской Федерации, уполномоченное на организацию предоставления муниципальных  услуг по принципу «одного окна». К функциям МФЦ относятся: взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, информирование граждан и организаций, прием и выдача документов, обработка персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг.[5] Проекты по созданию МФЦ были инициированы Министерством экономического развития в целях реализации ключевых направления Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. В настоящее время многофункциональные центры создаются более чем в 38 субъектах Российской Федерации. Преимущество МФЦ по принципу «одного окна» состоит в том, что в центре такого типа гражданин имеет возможность получить тот итоговый результат, который ему требуется: хотя компетенция по оказанию простых услуг остается за отраслевыми органами исполнительной власти, МФЦ берет на себя все проблемы взаимодействия с ними. Таким образом, исключается необходимость непосредственного общения граждан с исполнителями в органах власти (потенциально являющегося коррупционно опасным): оно заменяется межведомственным взаимодействием МФЦ и органа власти, благодаря чему:

- сокращается пакет документов, который необходимо сформировать  для получения государственной  или муниципальной услуги;

- снижаются сроки предоставления  услуги;

- повышается личная ответственность  сотрудников ведомства за надлежащее  исполнение процесса предоставления  услуги.

Информация о работе Предоставление и оказание муниципальных услуг во Владивостокском городском округе