Понятие и виды гарантий местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследуемой темы. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление (ст. 12). В ст. 133 Конституции РФ закреплены такие важнейшие гарантии местного самоуправления, как право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы гарантий местного самоуправления 6
1.1. Гарантии прав местного самоуправления: понятие и особенности 6
1.2. Классификация гарантий местного самоуправления 8
Глава 2. Юридические гарантии местного самоуправления 13
2.1. Понятие и сущность юридических гарантий местного самоуправления 13
2.2. Судебная форма защиты прав местного самоуправления как юридическая гарантия 19
Заключение 25
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

203_Kursovaya_MP_Zhatkin_E_203gr_1_35.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Юридические гарантии местного самоуправления

2.1. Понятие и сущность юридических гарантий местного самоуправления

 

Юридические гарантии представляют собой правовые средства обеспечения  деятельности местного самоуправления. В законодательстве еще можно встретить термин «правовые гарантии местного самоуправления». Между общими и специальными гарантиями существует тесная взаимосвязь. Общие гарантии являются определяющими по отношению к специальным, обуславливают существование последних. В то же время специальные средства представляют правовую форму выражения общих гарантий. По мнению Н.Л. Пешина, юридические гарантии можно разделить на общие и специальные. К общим гарантиям относятся конституционные гарантии, гарантии, закрепленные в федеральном законодательстве, и гарантии, закрепленные в законодательстве субъектов Российской Федерации. Специальные же гарантии - это дополнительные меры, устанавливаемые с целью обеспечения осуществления местного самоуправления с учетом специфики той или иной сферы общественных отношений. В свою очередь специальные гарантии могут быть закреплены как в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Думается, что данный подход требует некоторого уточнения. Следуя подобной логике, среди общих гарантий можно было бы выделить и гарантии, закрепленные в уставах муниципальных образований и нормативных актах органов местного самоуправления, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. Мнения о том, что в уставах муниципальных образований могут содержаться гарантии местного самоуправления, придерживаются и другие ученые. В уставы муниципальных образований включаются положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления. Следовательно, в них конкретизируются гарантии местного самоуправления, содержащиеся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации. Юридические гарантии по своему характеру могут быть материальными и процессуальными6. Например, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, закрепленное в статье 133 Конституции Российской Федерации, является материальной гарантией. Процессуальной же гарантией будет порядок компенсирования данных расходов, определенный в федеральном законодательстве, где указывается, что размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения теми органами, которые приняли это решение. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. В зависимости от целевого назначения специальные (юридические) гарантии можно разделить на три группы:

1) Гарантии, обеспечивающие  финансовую и экономическую самостоятельность  местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления возможна лишь при наличии  соответствующих материально-финансовых ресурсов, которые должны быть соразмерны тем функциям и полномочиям, которые  законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения, выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая база местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении 2003 года закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, которая признается и равным образом защищается государством наряду с другими формами собственности. Органы местного самоуправления вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения, и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций. Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;

2) Гарантии, обеспечивающие  организационную самостоятельность  местного самоуправления. К гарантиям,  обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Статья 3 Конституции  Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособлена от государственной власти и может действовать в известных пределах автономно.

Гарантиями организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

1. Закрепляемое статьей  12 Конституции Российской Федерации  положение о том, что органы  местного самоуправления не входят  в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями единой иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности нижестоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих органов нижестоящими органами (что было характерно для советской организации власти на местах).

2. Самостоятельность  определения населением структуры  органов местного самоуправления  гарантируется Конституцией Российской  федерации (ст. 131). Следовательно, население вправе непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выносится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование выборных и других органов местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения7.

Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность органов местного самоуправления, не вправе предусматривать обязательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления.

3. Организационная самостоятельность  местного самоуправления, его обособление  в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц  местного самоуправления, образование  органов местного самоуправления, кадровая политика находятся в ведении муниципальных образований.

4. Контроль государственных  органов за деятельностью органов  местного самоуправления имеет  известные пределы, обусловленные  организационной самостоятельностью  муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

5. Для самостоятельного  решения местных вопросов и  возлагаемых на них задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  противоречить Конституции Российской Федерации, Закону о местном самоуправлении 2003 года, ограничивать гарантированные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местного самоуправления.

6. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное  самоуправление, согласно статье 131 Конституции  Российской Федерации допускается  с учетом мнения населения соответствующих  территорий. При этом субъекты Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ муниципального образования.

3) Судебная и иные  правовые формы защиты местного  самоуправления.

О судебной форме защиты местного самоуправления речь пойдёт в следующем параграфе.

В некоторых работах  гарантии местного самоуправления подразделяются на экономические, организационные  и юридические. Но по содержанию они  очень похожи на виды специальных (юридических) гарантий.8

В зависимости от того, для кого предоставляются гарантии, разделяют гарантии прав населения, отдельных граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления . Возможно разделение гарантий местного самоуправления и в зависимости от сферы их действия на международно-правовые, внутригосударственные, региональные. Исходя из того, что гарантии местного самоуправления могут содержаться в уставах муниципальных образований, можно также выделить гарантии, действующие на территории муниципального образования. Международно-правовые гарантии закрепляются в Европейской хартии местного самоуправления, которая была ратифицирована в Российской Федерации Федеральным Законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления». В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры являются составной частью правовой системы нашей страны. При этом конвенция распространяет свое действие не только на территорию России, но и на территорию других государств, её ратифицировавших. В ней формулируются такие основополагающие вопросы местного самоуправления как сфера компетенции местного самоуправления, условия осуществления полномочий на местном уровне, правовая защита местного самоуправления и т.д. Внутригосударственные гарантии закрепляются в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах государства. Так, ряд гарантий местного самоуправления определен в статьях 131, 132, 133 Конституции Российской Федерации, большое количество гарантий содержится и в целом ряде статей федеральных законов. Эти гарантии действуют на территории всей Российской Федерации. Региональными следует признать гарантии, которые получили свое отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации. Региональные гарантии применимы на территории отдельного субъекта федерации. В разных субъектах гарантии могут отличаться друг от друга. Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на условный характер многих классификаций, они, тем не менее, дают достаточно полное представление о существующих гарантиях местного самоуправления.

 

2.2. Судебная форма защиты прав местного самоуправления как юридическая гарантия

 

Закон о местном самоуправлении, определяющий стратегию совершенствования  системы муниципальной власти, должен вступить в силу в полном объеме с 1 января 2009 г. Реформирование институтов власти всегда сопровождается конфликтами интересов. В этих условиях особое значение приобретает судебная защита прав местного самоуправления, обеспечивающая законность и восстановление нарушенных прав. Конституционный статус местного самоуправления - самостоятельного в пределах своих полномочий и организационно обособленного от государственной власти - исключает возможность административного разрешения возникающих на муниципальном уровне споров вышестоящими органами исполнительной власти. Лишь суды вправе рассматривать такие споры и выносить по ним решения. Поэтому право на судебную защиту выделено в ст. 133 Конституции РФ в качестве особой гарантии местного самоуправления. Эта гарантия получила развитие в ст. 46 Закона о местном самоуправлении 1995 года, согласно которой граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Следует отметить, что в установленный законодателем переходный период, т.е. до 2009 г., эта норма должна сохранять свою силу. Конструкция ст. 46 далека от совершенства: судебная защита местного самоуправления не исчерпывается признанием недействительными правовых актов; перечисленные в статье субъекты подают не иски, а заявления и жалобы; подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам требует законодательного разграничения и т.д. Тем не менее эта статья несла в себе значительный демократический потенциал, наполняющий реальным содержанием конституционную гарантию судебной защиты местного самоуправления. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления получают возможность обратиться в суд в случае нарушения прав местного самоуправления. Что же означает понятие «права местного самоуправления»? Ведь местное самоуправление это не субъект, а процесс - деятельность по решению вопросов местного значения, осуществляемая непосредственно населением или органами местного самоуправления. «Права местного самоуправления» - комплексное понятие, объединяющее права муниципальных образований как субъектов публичных и гражданских отношений, органов и должностных лиц местного самоуправления и граждан на осуществление местного самоуправления. В общем случае правом судебного обжалования незаконных действий или решений обладают те субъекты, чьи права нарушены этими действиями или решениями. В ст. 46 закреплено право любого жителя муниципального образования обращаться в суд, если нарушены права муниципального образования, органов местного самоуправления или право гражданина на осуществление местного самоуправления. При этом гражданин не обязан доказывать факт нарушения его субъективных прав. Если изданный государственным органом правовой акт ущемляет самостоятельность органов местного самоуправления, то любой житель муниципального образования вправе оспорить этот акт в суде, потому что им нарушены права местного самоуправления. Если закон субъекта Федерации о муниципальных выборах противоречит федеральному закону, то нет необходимости ждать, когда будут объявлены выборы и соответствующей нормой будут нарушены права конкретного избирателя.9 Любой избиратель может в судебном порядке обжаловать эту норму сразу же после ее издания - как нарушающую права местного самоуправления. Если решением государственного органа муниципальному образованию отказано в предоставлении финансовых средств, которые положены ему по закону, то этим нарушены права местного самоуправления, следовательно, любой житель муниципального образования вправе оспорить указанное решение в суде. При этом суд не вправе отказать в рассмотрении дела на том основании, что соответствующие денежные суммы причитаются муниципальной казне, а не гражданину, подавшему жалобу. Нарушение бюджетных прав муниципального образования - это нарушение коллективного права всех его жителей на осуществление местного самоуправления. Сложившееся в конце 1990-х годов в отечественной судебной практике широкое толкование права граждан на обращение в суд в защиту интересов местного самоуправления соответствует конституционным целям этого важнейшего института народовластия. Если нарушены права местного самоуправления, значит, нарушены права каждого участника самоуправления, что дает им право обращаться в суд. Верховный Суд РФ в своих решениях последовательно отстаивает эту позицию, основанную на конституционных нормах. Так, во Владимирский областной суд поступило заявление граждан Колосовой и Быкова о признании недействующей нормы областного закона, противоречащей Бюджетному кодексу РФ. Решением Владимирского областного суда от 4 сентября 2002 г. жалоба была оставлена без удовлетворения. Однако Президиум Верховного Суда РФ Определением от 2 апреля 2003 г. отменил это решение, указав следующее: довод суда о том, что закон не нарушает прав и свобод заявителей, поскольку граждане не являются субъектами бюджетных правоотношений, правильным быть признан не может. При обращении в суд заявители ссылались на нарушение оспариваемым областным законом их права на самостоятельное решение вопросов местного значения. Обращение в суд с таким заявлением допустимо в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, гарантирующей местному самоуправлению право на судебную защиту, а также ст. 46 Закона о местном самоуправлении 1995 года. Не передавая дело на новое рассмотрение, Президиум Верховного Суда вынес новое решение об удовлетворении заявления граждан. Особо значима эта процессуальная гарантия для должностных лиц местного самоуправления. Так, Определением Верховного суда Республики Хакасия от 21 мая 2001 г. было оставлено без рассмотрения заявление главы Базинского сельсовета. Какова о признании недействительными отдельных положений Закона Республики Хакасия о республиканском бюджете на 2001 г. В Определении было указано, что устав сельсовета в установленном порядке не зарегистрирован, поэтому у Какова нет полномочий главы муниципального образования и он не вправе обращаться от имени муниципального образования в суд. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 27 ноября 2001 г. отменила это Определение, указав, что ст. 46 Закона о местном самоуправлении 1995 года, предоставляет заявителю, как должностному лицу местного самоуправления, право на обращение в суд независимо от того, подтверждены ли его полномочия выступать от имени муниципального образования. Кроме того, в силу этой же нормы закона он имеет право на обращение в суд за защитой местного самоуправления не только как должностное лицо, но и как гражданин, проживающий на территории муниципального образования. К сожалению, Закон о местном самоуправлении 2003 года не содержит статьи, посвященной судебной защите прав местного самоуправления. Вероятно, в переходный период положения этого Закона будут еще не раз корректироваться. Думается, при этом можно восполнить пробел и закрепить в нем норму, аналогичную содержащейся в ст. 46 Закона о местном самоуправлении 1995 года. При этом следует устранить те ошибки в конструкции нормы, которые были допущены в 1995 г. В ГПК РФ также не получила развития и должного нормативного закрепления идея о том, что нарушение прав местного самоуправления неизбежно влечет нарушение прав каждого жителя соответствующего муниципального образования, что дает им право обращаться в суд без дополнительных доказательств нарушения их субъективных прав. Остается рассчитывать, что суды в своей деятельности будут руководствоваться непосредственно нормами ст. ст. 46, 130 и 133 Конституции РФ. Вызывает оптимизм позиция Пленума Верховного Суда РФ, указавшего в Постановлении от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», что органы местного самоуправления и главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только в случае, указанном в ч. 2 ст. 251 ГПК РФ (когда нарушена их компетенция), но и в иных случаях нарушения оспариваемым актом прав местного самоуправления.10 Это расширительное толкование сделано со ссылкой на ст. 133 Конституции РФ. Статья 45 ГПК предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований. На практике меры прокурорского реагирования - наиболее действенный инструмент защиты прав местного самоуправления. Однако и для граждан как главных субъектов местного самоуправления не должна опускаться планка демократических стандартов непосредственного доступа к правосудию. Европейский суд по правам человека в решении по делу «Голдер против Соединенного Королевства» отметил, что такие характеристики процесса, как справедливость, публичность, динамизм, лишаются смысла, если нет самого судебного разбирательства. Правомочие по обращению в суд в защиту местного самоуправления - неотъемлемая составная часть права граждан на участие в местном самоуправлении.

Информация о работе Понятие и виды гарантий местного самоуправления