Гарантии местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционно закрепленного института гарантий местного самоуправления в условиях современной России.
Предмет исследования - гарантии и защита прав местного самоуправления в современных условиях развития российского государства.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе системного анализа, исследовать реализацию института гарантий местного самоуправления с точки зрения современного законодательства Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………........................6

Понятие, сущность и особенности гарантий
местного самоуправления………………………………………….. 6
Классификация гарантий местного самоуправления……………. .10

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….. 15

2.1. Понятие и сущность юридических гарантий
местного самоуправления………………………………………….. 15
2.2. Правовые формы защиты правовых основ
местного самоуправления как юридическая гарантия…………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 27

Файлы: 1 файл

курсач муниципалки.docx

— 172.88 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..... 3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………........................6

 

    1. Понятие, сущность и особенности гарантий

     местного самоуправления…………………………………………..  6

    1. Классификация гарантий местного самоуправления……………. .10

 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ЮРИДИЧЕСКИХ  ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….. 15

 

2.1.    Понятие и сущность  юридических гарантий

          местного  самоуправления………………………………………….. 15

2.2.    Правовые формы защиты  правовых основ 

          местного  самоуправления   как юридическая  гарантия…………..20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 25

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 27

 

ПРИЛОЖЕНИЕ......………………………………………………………... 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Конституция  Российской Федерации, определяя  российское государство как демократическое,  закрепляет важнейшие устои его  демократизма, находящие выражение, прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях 3 (п.2), 12, 130-133 и др. Конституции Российской Федерации, а в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в статье 2 прямо указывается: “Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации”.

Таким образом, актуальность такого института муниципального права как гарантии местного самоуправления заключается в его фундаментальности, значимости, как в теоретическом, так и в практическом плане и в том, что гарантии нашли свое закрепление в первую очередь в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления и ими принято считать те реально существующие объективные и субъективные факторы, которые обеспечивают существование и развитие различных общественных институтов, а также реализацию гражданами своих прав, свобод и обязанностей.

 Однако следует заметить, что практика осуществления местного самоуправления показывает, что в стране не создана система гарантий для решения местным сообществом вопросов местного значения в полном объеме. Оценивая состояние местного самоуправления в России, можно констатировать бедственное положение экономики и финансов большинства муниципальных образований, низкий уровень развития муниципальной инфраструктуры, остроту социальных проблем, отсутствие единых подходов со стороны государственной власти при предоставлении финансовой поддержки органам местного самоуправления.

   Поэтому  такой институт, как гарантии  местного самоуправления,  как  очень важное, комплексное и многообразное  явление, требует особо тщательного  изучения и рассмотрения различных  его сторон.

  В настоящее время появилось значительное количество научных работ, темой исследования которых является анализ действующего законодательства о местном самоуправлении и практика его применения.   Существенный вклад внесли такие российские учёные, как С.А. Авакьян, П.В. Анисимов, Н.С. Бондарь, М.В. Баглай, С.Н. Бочаров, Н.И. Грачев, В.Г. Игнатов, В.Т. Кабышев, М.Н. Козюк, O.E. Кутафин, В.В. Лазарев, Ж.И. Овсепян, В.В. Пылин, Н.В. Постовой, A.C. Прудников, Ю.М. Прусаков, В.Д. Симухин, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет, Е.С. Шургина, Б.С. Эбзеев, В.А. Юсупов и др.

  Однако  проблемы, связанные с обеспечением  и защитой прав местного самоуправления, специально не исследовались.  Фактически, несмотря на имеющиеся  научные работы, вопросы гарантий  и защиты прав местного самоуправления  до настоящего времени не получили  самостоятельного и полного научного  освещения.

  Актуальность  проблемы данного исследования  и степень ее разработки определяют  объект и предмет исследования, его цель и задачи.

  Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционно закрепленного института гарантий местного самоуправления в условиях современной России.

  Предмет исследования - гарантии и защита прав местного самоуправления в современных условиях развития российского государства.

  Цель исследования заключается в том, чтобы на основе системного анализа, исследовать реализацию института гарантий местного самоуправления  с точки зрения современного законодательства Российской Федерации.

 

 

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  1. исследовать понятие, сущность, особенности основных гарантий местного самоуправления с точки зрения современного законодательства РФ;
  2. рассмотреть классификацию гарантий местного самоуправления, описать виды указанных гарантий и раскрыть их основное содержание;
  3. изучить понятие и сущность защиты прав местного самоуправления в свете последних изменений российского законодательства;
  4. подвести итоги исследования выбранной темы, сформулировать выводы и заключения, обобщить полученные материалы в курсовой работе.

  Поставленные  цели и задачи обусловили структуру  представленной работы. Курсовая  работа  состоит из введения, теоретической  части из двух глав и заключения, включает в себя список использованной  литературы.

  Законодательной  основой курсовой работы выступают  – Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 года, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» от 6 декабря  2003 года, и другие нормативные  правовые акты, регулирующие данный  вид правоотношений в России.

  Основой методологии исследования являются методы, обеспечивающие познание наиболее общих закономерностей становления и развития общества, в частности, единства исторического и логического, диалектического метода, индукции, дедукции, анализа; общенаучных методов: системного и структурно-функционального подходов.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1.Понятие,  сущность и особенности гарантий  местного самоуправления

 

  В Конституции РФ впервые местное самоуправление было определено как одна из основ конституционного строя России. Статья 12 Конституции РФ установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления был определен в гл. 8 Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».1

  Согласно п. 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местное самоуправление (см. Приложение 1) – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций.2

  Необходимым  условием полного и эффективного  осуществления задач и функций  местного самоуправления в Российской  Федерации является обеспечение  реализации и защиты прав местного  самоуправления, создание гарантий  подлинной независимости и самостоятельности  местного самоуправления. Обеспечение  государственных гарантий местного  самоуправления на сегодня является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации.

 Гарантия  в переводе с французского  garantir означает «обеспечивать». Толковый словарь русского языка трактует гарантию как ручательство, порука, в чем-нибудь, обеспечение.3

  Конечно,  нельзя сказать, что в современных научных и иных источниках гарантиям местного самоуправления не уделялось внимания. Наоборот они довольно широко освещались учеными-государствоведами (Авсеенко В.И., Бабун Р.В., Бондарь Н.С., Бочаров С.Н., Кудин В.А., Кутафин O.E., Прудников A.C., Симонов A.M., Пылин В.В., Фадеев В.И., Шугрина Е.С. и др.) в различных изданиях.

  Однако глубокого системного анализа реального положения дел с обеспечением прав местного самоуправления не проводилось. Фактически освещения сводились к комментированию конституционных положений и действующего в то время Федерального закона от 28.02.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».4 Большинство ученых существующие проблемы местного самоуправления в своих работах не отражали, в изданиях фактически отсутствовали элементы критики. А между тем, по инициативе администрации Президента России в 2000-2003 гг. в стране была проделана большая работа по изучению проблем реализации действующего с 1995 г. вышеуказанного закона и поиску действенных механизмов развития местного самоуправления, отвечающего объективным реалиям.

 Обновленный  закон об общих принципах организации  местного самоуправления сегодня  многое расставляет по своим  местам. Он направлен на децентрализацию  власти там, где это необходимо, и уточнение ее ответственности  пред народом. В целом —  на то, чтобы сделать жизнь  более предсказуемой и обеспеченной.

  Система  гарантий местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность  условий и средств, обеспечивающих  их реализацию и правовую защиту.5

  В современной  литературе встречаются различные  определения гарантий прав местного  самоуправления.

  Некоторые  авторы считают, что гарантии  местного самоуправления - это условия  и средства, позволяющие обеспечить  реализацию и эффективную правовую  защиту прав местного самоуправления.

  По мнению  Фадеева В.И., система гарантий  прав местного самоуправления, закрепляемая  муниципальным правом, охватывает  всю совокупность условий и  средств, обеспечивающих их реализацию  и правовую защиту.6 Этого же мнения придерживается профессор Шугрина Е.С. в своем издании.7

  Группа  авторов во главе с профессором  Бондарем Н.С. полагает, что гарантии  местного самоуправления представляют  собой систему средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности  реализации гражданами их прав  на местное самоуправление. Одновременно  это также своеобразный механизм  ограничения государственной власти, которая всегда стремиться к  усилению своего влияния на  местном уровне, включая сферу  местного самоуправления.8

  В научных работах, посвященных конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления гарантии представлены как система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализаций гражданами их прав на местное самоуправление.

  Ткачева  H.A., говоря о гарантиях основ  конституционного строя, определяет  их как организационно-правовые  условия и средства, которые обеспечивают  реальность, социальную исполнимость  предписаний, содержащихся в нормах  этого института, а также их охрану и защиту в случае нарушения.9 Как видно в научных изданиях имеет место тенденция использовать понятие гарантий более широко. Указанная позиция соответствует ст. 12 Конституции Российской Федерации, где говориться, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.10 Сходной позиции придерживается и Шеремет К.Ф.11

  Профессор  Князев под гарантированностью  понимает обязательство государства  в лице региональных и федеральных  органов не только не препятствовать  законной деятельности различных  управленческих структур, но и  благоприятствовать ей (вовремя  принимать нужные законы), способствовать  защите интересов местного самоуправления. Фактически Князев говорит о  том, что государство настолько  "обязано" местному самоуправлению, что говорить о самостоятельности  местного самоуправления невозможно, так как у государства сплошные  обязанности, а у местного самоуправления  только права.12

 Целевое  назначение гарантий - это обеспечить  правовыми средствами:

-  организационную  и материально-финансовую самостоятельность  органов местного самоуправления  в решении вопросов местного  значения;

- защиту  прав местного самоуправления  и создание благоприятных возможностей  для их наиболее полной реализации.

  Таким образом, в муниципальном праве сложились различные понимания гарантий местного самоуправления:

Информация о работе Гарантии местного самоуправления