Гарантии местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционно закрепленного института гарантий местного самоуправления в условиях современной России.
Предмет исследования - гарантии и защита прав местного самоуправления в современных условиях развития российского государства.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе системного анализа, исследовать реализацию института гарантий местного самоуправления с точки зрения современного законодательства Российской Федерации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………........................6

Понятие, сущность и особенности гарантий
местного самоуправления………………………………………….. 6
Классификация гарантий местного самоуправления……………. .10

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….. 15

2.1. Понятие и сущность юридических гарантий
местного самоуправления………………………………………….. 15
2.2. Правовые формы защиты правовых основ
местного самоуправления как юридическая гарантия…………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 27

Файлы: 1 файл

курсач муниципалки.docx

— 172.88 Кб (Скачать)

Гарантиями  организационного обособления и самостоятельности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:

1. Закрепляемое  статьей 12 Конституции Российской  Федерации положение о том,  что органы местного самоуправления  не входят в систему органов  государственной власти.

2. Самостоятельность  определения населением структуры  органов местного самоуправления  гарантируется Конституцией Российской  федерации (ст. 131). Следовательно,  население вправе непосредственно  (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности.

3. Организационная  самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе  управления предполагает, что назначение  должностных лиц местного самоуправления, образование органов местного  самоуправления, кадровая политика  находятся в ведении муниципальных  образований28.

4. Контроль  государственных органов за деятельностью  органов местного самоуправления  имеет известные пределы, обусловленные  организационной самостоятельностью  муниципальных органов. Решения  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления могут быть отменены  органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны  недействительными по решению  суда.

5. Для самостоятельного  решения местных вопросов и  возлагаемых на них задач органы  местного самоуправления наделяются  собственной компетенцией.

6. Гарантией  организационной самостоятельности  местного самоуправления является  право муниципальных образований  иметь собственную символику  (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные  и иные местные традиции.

3) Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

О судебной форме защиты местного самоуправления речь пойдёт в следующем параграфе.

  В некоторых работах гарантии местного самоуправления подразделяются на экономические, организационные и юридические. Но по содержанию они очень похожи на виды специальных (юридических) гарантий.

  В зависимости от того, для кого предоставляются гарантии, разделяют гарантии прав населения, отдельных граждан Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.29 Возможно разделение гарантий местного самоуправления и в зависимости от сферы их действия на международно-правовые, внутригосударственные, региональные.

  Исходя из того, что гарантии местного самоуправления могут содержаться в уставах муниципальных образований, можно также выделить гарантии, действующие на территории муниципального образования. Международно-правовые гарантии закрепляются в Европейской хартии местного самоуправления, которая была ратифицирована в Российской Федерации Федеральным Законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления».30 В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры являются составной частью правовой системы нашей страны31.

  При этом конвенция распространяет свое действие не только на территорию России, но и на территорию других государств, её ратифицировавших. В ней формулируются такие основополагающие вопросы местного самоуправления как сфера компетенции местного самоуправления, условия осуществления полномочий на местном уровне, правовая защита местного самоуправления и т.д.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в Конституции Российской Федерации  и иных правовых актах государства. Так, ряд гарантий местного самоуправления определен в статьях 131, 132, 133 Конституции  Российской Федерации, большое количество гарантий содержится и в целом  ряде статей федеральных законов.

  Эти гарантии действуют на территории всей Российской Федерации. Региональными следует признать гарантии, которые получили свое отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации. Региональные гарантии применимы на территории отдельного субъекта федерации. В разных субъектах гарантии могут отличаться друг от друга.32

  Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на условный характер многих классификаций, они, тем не менее, дают достаточно полное представление о существующих гарантиях местного самоуправления.

 

2.2. Правовые формы защиты правовых  основ

местного самоуправления   как юридическая гарантия

 

  Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.   

1.Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.

  В правовом  государстве суд выступает в  роли независимого от какого-либо  влияния органа, решающего споры  о нарушенном праве. Судебная  власть в Российской Федерации  призвана способствовать обеспечению  законности в государстве, укреплению  правопорядка, защите конституционного  строя, одним из элементов которого  является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое  государством.

  В соответствии  со статьей 46 Федерального закона  “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации” суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления33:

а) органов  государственной власти и государственных  должностных лиц;

б) органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления;

в) предприятий, учреждений и организаций;

г) общественных объединений.

С такими исками в суд или арбитражный  суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.

А в некоторых случаях, прямо  предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в  суд за защитой нарушенных прав граждан  — жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным  законом “О защите прав потребителей”  органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении  этих действий.34

  Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными решений органов и должностных лиц местного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее решение суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации может являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

2.Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми, расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами35.

3.Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения36.

  Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также к предприятиям, учреждениям и организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения.

4.Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества. Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура РФ. Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов РФ, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов РФ, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. На Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ (и по вопросам местного самоуправления). В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

  Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ. Совет является консультативным органом при Президенте РФ. Его возглавляет Председатель Правительства РФ. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации входят руководители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления. К основным задачам Совета относятся, подготовка для Президента РФ рекомендаций по осуществлению и корректировке государственной политики в области местного самоуправления, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласо-ванного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.37

5.Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления.

6.Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) - координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление прав и интересов. Ассоциации и союзы местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объединения муниципальных образований участвуют в формировании делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, представляя интересы местного самоуправления в одной из палат Конгресса - Палате местных властей.38

  Таким образом, защита прав местного самоуправления осуществляется достаточно широко, но возникает вопрос, всегда ли правильно и до конца?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной работе была исследована  тема - «Гарантии местного самоуправления. Конституционно-правовой аспект» с  точки зрения современного российского  законодательства. В процессе изучения были решены поставленные мной задачи:

1. исследовать понятие, сущность, особенности основных гарантий  местного самоуправления с точки  зрения современного законодательства  РФ;

2. рассмотреть классификацию гарантий  местного самоуправления, описать  виды указанных гарантий и  раскрыть их основное содержание;

3. изучить понятие и сущность  защиты прав местного самоуправления  в свете последних изменений  российского законодательства;

4. подвести итоги исследования  выбранной темы, сформулировать  выводы и заключения, обобщить  полученные материалы в курсовой  работе.

 Также хотелось бы привести  основные выводы, сделанные в  процессе изучения избранной  темы.

  Местное самоуправление –  это форма осуществления народом  своей власти, обеспечивающая самостоятельное  и под свою ответственность  решение населением непосредственно  и (или) через органы местного  самоуправления вопросов местного  значения исходя из интересов  населения с учетом исторических  и иных традиций. Необходимым  условием полного и эффективного  осуществления функций местного  самоуправления в России является  обеспечение реализации и защиты  прав местного самоуправления, и  создание гарантий независимости  и самостоятельности местного  самоуправления.

Информация о работе Гарантии местного самоуправления