Номенклатура, бюрократия, постсоветское чиновничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

В каждом государстве эта проблема существует со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами. Например, слой номенклатуры присутствовал в СССР , существует он и сейчас в России, а изучать историю своего государства – это всегда крайне интересно и поучительно, особенно следить за тем, что происходит в наше время на политической арене. На данную тему написано множество литературы нормативного, а также художественного характера. Очень много статей и монографий различных учёных, профессоров высших учебных заведений и даже просто журналистов, интересующихся данной проблемой с обывательской точки зрения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
1. Основные концепции бюрократии…………………………………..4
Происхождение термина «бюрократия»;……………........…4
Появление и характер;……………………………………….7
Формы бюрократии ………………………………………….11
2. Номенклатура, ее содержание и сущность……………………..…..14
Рождение и формирование;………………………………...14
Главное в номенклатуре – власть;…………………………16
Паразитизм номенклатуры как класса;……………………17
Взаимосвязь бюрократии и номенклатуры……………….19
3.Постсоветское чиновничество………………………………………21
Заключение……………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

история.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Институт права  и экономики»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету

«История государственного и муниципального управления»

на тему: Номенклатура, бюрократия, постсоветское чиновничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

группы ФЗС 9-1

Проверил преподаватель

Бочаров А.В.

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

Липецк 2011

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………3

1. Основные концепции бюрократии…………………………………..4

  • Происхождение термина «бюрократия»;……………........…4
  • Появление  и характер;……………………………………….7
  • Формы бюрократии ………………………………………….11

2. Номенклатура, ее содержание и сущность……………………..…..14

  • Рождение и формирование;………………………………...14
  • Главное в номенклатуре – власть;…………………………16
  • Паразитизм номенклатуры как класса;……………………17
  • Взаимосвязь бюрократии и номенклатуры……………….19

3.Постсоветское  чиновничество………………………………………21

Заключение……………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

Введение.

Выбранная мною тема - «Номенклатура, бюрократизм, постсоветское чиновничество» очень интересна для исследования и изучения. На сегодняшний день она очень актуальна, потому что практически каждое развитое государство обладает такой структурой, как бюрократия. Это и страны Европы, и США, и Россия. В каждом государстве эта проблема существует со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами. Например, слой номенклатуры присутствовал в СССР , существует он и сейчас в России, а изучать историю своего государства – это всегда крайне интересно и поучительно, особенно следить за тем, что происходит в наше время на политической арене. На данную тему написано множество литературы нормативного, а также художественного характера. Очень много статей и монографий различных учёных, профессоров высших учебных заведений и даже просто журналистов, интересующихся данной проблемой с обывательской точки зрения. Труды российских учёных датированы в основном 90-ми годами, т.е. они были опубликованы уже после развала СССР. Отсюда можно сделать вывод о том, что эта проблема занимала умы различных людей и в конце XIX в., и в веке XX, занимает и сейчас - в XXI веке. Существует множество точек зрения на данную проблему. Ведь сколько авторов – столько мнений. Моя задача в том, чтобы доступно и понятно изложить суть выбранной мною темы: исследовать сначала проблему бюрократизма и номенклатуры; определить основные концепции этой структуры; дать описание формам;  объяснить суть терминов, происхождение; исследовать характер взаимосвязи бюрократии и права; выявить все положительные и отрицательные стороны. Также проанализировать ситуацию, которая существует в России на сегодняшний день: кто сейчас является номенклатурой, чем она отличается от себя прежней, советской, а также как и с помощью каких средств она действует на политической арене сегодня; выявить взаимосвязь номенклатуры с бюрократией. Целью моего исследования являются: изучение проблемы бюрократизма номенклатуры и постсоветского чиновничества; анализ материалов на данную тему; краткое их изложение в моей работе; чёткое описание каждой из названных проблем, выявление их сути. Основные задачи изучения мною данной темы – это научиться самостоятельно, детально, глубоко исследовать проблему бюрократии и номенклатуры, правильно и обстоятельно изложить главное из усвоенного на бумаге, научиться грамотно и логично аргументировать свою точку зрения на изучаемую проблему.

 

1.Основные концепции бюрократии.

   1)Происхождение термина «бюрократия». Все, похоже, согласны с тем, что бюрократия - это зло. Но не менее справедливо и то, что никто никогда не пытался по-настоящему определить, что же в действительности означает слово «бюрократия». Обычно оно употребляется весьма разнообразно. Большинство людей оказались бы в затруднительном положении, если бы их попросили дать чёткое определение или объяснение этому термину. Как же они могут осуждать бюрократию и бюрократов, если даже не знают, что означает этот термин?

    Что в действительности представляет собой бюрократия? Возникает путаница, вызванная множеством значений, которые придаются термину «бюрократия». Следующий список этих значений далеко не является исчерпывающим: правление чиновников, система профессиональной администрации, организационная неэффективность, государственное управление, нерыночная организация, недемократическая организация. В XIX в. термин «бюрократия» обычно употреблялся для обозначения особого типа политической системы. Он обозначал систему, в которой министерские посты занимались профессиональными чиновниками, как правило, ответственными перед наследственным монархом. Бюрократии при этом противопоставлялась система представительного правления, то есть правление выборных политиков, подотчётных законодательному собранию или парламенту.

        Второй вариант использования этого понятия относится к работам М. Вебера. Для него бюрократия означала вовсе не форму правления, а систему управления, осуществляемого на постоянной основе специально подготовленными профессионалами в соответствии с предписанными правилами. Вебер указывал на то, что этот тип управления, хоть он и возник в таких бюрократических государствах, как Пруссия, становился всё более преобладающим , во всех политических системах и, более того, во всех организациях, в которых управление осуществлялось в крупном масштабе: на промышленных предприятиях, в профсоюзах, в политических партиях и т.д. Данное понятие относится к социологии организаций, задачей которой выступает изучение наиболее общих характеристик и типов организаций в современном обществе.  

Третий вариант  использования термина «бюрократия» характерен для теории государственного управления. В этой дисциплине бюрократия предписывает управлять государственным сектором абсолютно не так, как какими-либо частными организациями. Цель этого состоит в том, чтобы выявить различия между этими двумя сферами и подчеркнуть качественно иной характер системы государственного управления, включая обязательность её решений, её особое отношение к закону, заботу об общественных, а не частных интересах, подотчётность её деятельности общественному контролю и т.д.  

Четвёртый вариант  применения понятия «бюрократия» присутствует в политической экономии. На первый взгляд, он не отличается от выше описанного, очень с ним совпадая. Бюрократия определяется как нерыночная организация, которая финансируется за счёт субсидий, в отличие от организации, живущей за счёт продажи своей продукции на рынке. Хотя большинство подобных организаций являются государственными, некоторые из них не относятся к сфере государственного управления (например, церкви, благотворительные фонды, добровольные объединения и т.д.), тогда как некоторые принадлежащие государству предприятия продают свою продукцию на рынке и, следовательно, в прямом смысле не являются «бюрократиями».

Если  сравнивать позиции Гегеля и Маркса, то обнаруживается, что, несмотря на , во многом противоположные представления о бюрократии, они близки. При анализе проблем бюрократии можно выделить два самых влиятельных в данной области течения. В рамках одного из них возник и сам термин «бюрократия». Автор понятия – француз Винсент де Гурне. Бюрократия понималась им как новая форма государственного правления. Сущность и значение её как раз и состоит в том, что работа правительства оказывается в руках правителей по профессии. Г. Гегель, Д. С. Милль, Р. Михельс  рассматривали также бюрократию как правление профессиональных чиновников.

К первому  же направлению следует отнести  классовые теории и теории, определяющие бюрократию в качестве нового класса (К. Маркс, В.И. Ленин, М. Джилас, Д. Бернхем). В этом случае речь идёт о том же господстве «профессиональных чиновников», но делается это в терминах собственности на средства производства. Бюрократия, являясь господствующим классом, безраздельно владеет двумя присущими ей основными функциями – управления и собственности, которые в нерасчленённом виде присутствуют на каждом уровне бюрократической иерархии. Основные вопросы здесь: кто правит? в чьих интересах?

Второе  течение по вопросу бюрократии представлено формально-правовыми теориями (М. Мертон, Ф. Селзник, П.М. Блау, М. Дюверже). Выделим основные проблемы, которые рассматриваются данными теориями: функционирование власти; структура бюрократии; внутриорганизационные законы; интересы; связь её со средой; способы и формы ограничения бюрократии. В этой группе теорий особое место принадлежит М. Веберу. Для него политика – это совокупность человеческих поступков, предполагающих господство одних над другими. Он рассматривал его как деятельность, связанную с организационным аспектом господства и обеспечивающую упорядоченное существование общества как целого, что необходимо не только для людей сферы управления, которые непосредственно реализуют господство, но и для всех членов данного общества.

2) Появление и характер бюрократии. Как бы нам ни казалось, что бюрократизм – явление совсем недавнее, на самом деле это не так. Бюрократия существует уже очень и очень давно. Зародилась она ещё в Древнем Египте, затем существовала в Древнем Китае, Великой Римской Империи и в ряде других древних государств. Просто на сегодняшний день мы не представляем себе ни одного мало-мальски развитого государства без влияния и власти политической элиты – иным словом, бюрократии. Да, сейчас она существует в любой стране, и, я думаю, будет существовать и в будущем.

Как видно из вышеизложенного, выделяются две основные формы бюрократии: «восточная» и «европейская». Несмотря на то, что становление русского государства происходило практически во время становления европейских государств, наша страна всё-таки развивалась преимущественно в форме «восточной» деспотии.

Литературные  и иные памятники Древней Руси оставили совсем немного информации, о её политической системе, поэтому  рассказать о политической «верхушке» тех времён можно крайне мало. В X в. правительственный класс или слой людей назывался боярами. В течение столетий Боярская Дума претерпела множество изменений. Она находилась во главе княжеской, а затем царской администрации до эпохи реформ Петра I. Формирование русской бюрократии совпало по времени со становлением единого российского государства. Петровские реформы надолго покончили с внешними формами московской государственности. Например, административные реформы наглядно устранили общественные союзы от участия в управлении, передав его в основном в руки бюрократии. Многие элементы политической системы видоизменялись, и даже появлялись новые, но происходило это случайным образом, путано, бессистемно. Возникший же в XV – XVI вв. слой бюрократии прошёл впоследствии долгий путь консолидации. Весь XVII в. статус бюрократии неумолимо рос. «Созданная Петром I самодержавная империя была ничем иным, как превращённой формой европейского государства-бюрократии Нового времени, но сама Россия до этого времени – в смысле развития общества – ещё не дошла». Самодержавная Россия, будучи по своей природе государством-бюрократией, выступала в превращённой форме государства-класса, государства земельной аристократии. Это сочетание признаков, как государства бюрократии, так и государства-класса обусловило силу и слабость Российской империи». С просвещением приходит в русское общество не только образованность, но и европейский дух свободы. Дальнейший процесс становления гражданственности вплоть до реформ 60-х гг. XIX в. происходит в рамках «свободы для немногих». Империя продемонстрировала значительный потенциал устойчивости на протяжении долгого времени благодаря опосредованному влиянию

государства (короны и бюрократии), которое поглотило  общество, ввергнув его в определённый «застой», но не дало ему развалиться вследствие постоянных столкновений внутренних сил.

Итак, осуществив преобразования в начале XVIII в. в обществе и самом государстве, Пётр I создаёт восточный вариант системы власти и управления с элементами западной её формы, контроля и структуры карательных органов. Хочу отметить, что высшая элита правящего класса ещё и в XVIII в. не составляла «завершённую» форму бюрократии, так как не существовало формальных правил, регулировавших карьеру в рамках политического аппарата, хотя «Табель о рангах» уже существовал. Движение по «карьерной лестнице» в те времена определяли вовсе не заслуги перед Отечеством, а срок службы. А по правилам 1809 г. карьера управленца высшего уровня предполагала наличие у него высшего университетского образования. Как раз с этого времени можно считать, что пошёл процесс усиления бюрократизации высшего политического аппарата, который появился с введением в систему государственных органов министерств (1802 г.) и был реорганизован в 1811 г. Чиновничество же, реорганизовавшись в правящий класс, стало осуществлять функции управления и некоторые политические функции. Правящее сословие было объединено не под началом профессионализма, а под началом наличия власти над населением, лишённым любых политических прав. Становлению и развитию бюрократии в России способствовали многие факторы: это и огромнейшие территории, и рассредоточение населения, и то, что не было на тот момент каких-либо тесных связей с Западной Европой, и т.д. Но эти же факторы и сдерживали развитие бюрократии. Ведь бюрократическая централизация так и не произошла, а российский бюрократический аппарат был невелик и, к тому же, малоэффективен. Специфика русской государственности состояла не только в том, что управление было монополизировано бюрократией, а традиции общественных союзов и самоуправления не получили должного развития, но и в том, что управление строилось по своеобразной откупной системе, имевшей мало чего общего с бюрократической централизацией.

В российской политической системе государь и  правящий класс – класс бюрократии – связаны были взаимными обязательствами. Всякие попытки ослабить правящую элиту вели к дестабилизации всей социальной системы, ибо только власть абсолютного правителя, решения которого были непререкаемы, могла предотвратить беспорядки и анархию в целом. Подобное убеждение ориентировало самодержавие на деспотизм по отношению к имевшимся сословиям. В силу этого класс бюрократии и стал господствующим над остальным населением. 

 Говоря ,о российской властвующей политической элите сегодня, в первую очередь, нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всём, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны «российских реформаторов», по природе и сущности своей  не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению и много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками, и изменить её за короткое время невозможно. Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный, всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

Информация о работе Номенклатура, бюрократия, постсоветское чиновничество