Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления народом местного самоуправления: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

целью настоящей работы является исследование природы муниципальных выборов и применяемых на них избирательных систем, а также оценка предстоящей реформы в сфере муниципального избирательного процесса.
В соответствии с поставленной целью при исследовании обозначенной темы нам предстоит решить следующие задачи:
Выявить место муниципальных выборов в системе форм непосредственного осуществления народом местного самоуправления;
Рассмотреть существующие типы избирательных систем, а также выделить специфику их применения на муниципальном уровне;
Проследить путь реформирования избирательного законодательства;
На основе полученных знаний дать собственную оценку предстоящей реформе муниципальных выборов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
ГЛАВА 2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РЕФОРМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.66 Кб (Скачать)

Не стоит забывать при  этом о ст. 19 Конституции РФ, где говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его принадлежности к общественным объединениям, а право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления отнесено Конституцией РФ к основным правам и свободам человека и гражданина.

Во второй главе настоящего исследования мы указали на существование  большого разнообразия видов систем пропорционального представительства. Но для решения вопроса о его  полезности необходимо рассматривать  ни столько их виды, сколько методы распределения мандатов.

Исследование Е.Н. Порошина посвящено анализу законодательства о выборах, в том числе законодательно закреплённым формулам распределения  мест согласно процентному соотношению  голосов, набранных противоборствующими  партиями, а также их влияния на результаты выборов56.

Автор данной статьи приходит к довольно радикальному выводу о  том, что результаты выборов зависят  в большой степени именно от формулы  распределения депутатских мандатов, и, следовательно, именно через изменение  этой формулы легче всего добиться узаконенной возможности управлять  результатами выборов в разрез с  провозглашёнными принципами свободных  и равных выборов57.

В предмет нашего исследования не входит рассмотрения данного вопроса. Но можно отметить следующее: практически  рассчитанные данные, имеющиеся в  статье Е.Н. Порошина, позволяют сделать  вывод о том, что если при использовании  мажоритарной системы существовала возможность повлиять на процесс  волеизъявления граждан путём совершения неправомерных действий, то в рамках пропорциональной системы появляется возможность воздействия на результаты выборов, причём в рамках закона.

Преимущества системы  пропорционального представительства  главным образом связаны с  привязкой её использования к  конкретным видам муниципальных  образований. Пропорциональная система  больше подходит для крупных муниципальных  образований. И, наоборот, в небольших  муниципальных образованиях часто  на практике оказывается невозможным  её применение.  Игнорируя эти  существующие особенности невозможно рассуждать о полезности или вредности  предлагаемой реформы.

Говоря о пределах самостоятельности  субъектов Российской Федерации  и её муниципальных образований  в сфере правового регулирования  избирательного процесса следует отметить, что наиболее приемлемым, дающим возможность  оптимального учета местных условий  и особенностей является определение  региональным законом в общей  форме всех разновидностей избирательных  систем, применяемых в данном субъекте РФ, с предоставлением самим муниципальным  образованиям возможности выбрать  наиболее подходящую из них и закрепить  ее в уставе (например, так сделано  в Законе о муниципальных выборах  в Республике Бурятия).

Следует заметить, что в  числе объективных, существенных условий  применения пропорциональной или смешанной  избирательных систем могло бы определяться наличие или отсутствие на местах подразделений политических партий или других избирательных объединений. Однако такого условия нет ни в  одном законе субъекта РФ о муниципальных  выборах58.

Здесь следует отметить, что 30 марта 2011 года на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был одобрен Федеральный  закон «О внесении изменения в  статью 25 Федерального закона «О политических партиях». Указанным Федеральным  законом предоставляются дополнительные гарантии участия политических партий в выборах в органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Федеральный закон направлен  на совершенствование правового  регулирования вопросов, возникающих  при выдвижении кандидатов на выборные должности на региональных и местных  выборах в случаях, когда на территории отсутствует соответствующая партийная  структура. Закон наделяет коллегиальные  постоянно действующие руководящие  органы федерального и регионального  уровней правом принимать решения  о выдвижении кандидатов (и списков  кандидатов) на выборные должности  на региональных и местных выборах  в тех случаях, когда отсутствуют  соответствующие структурные подразделения  политической партии59.

Возможно условия, о котором  идёт речь в статье В.И. Васильева  и А.Е. Помазанского, действительно  нет в региональном законодательстве на сегодняшний день, но зато факт одобрения  Федеральным Собранием вышеописанной  поправки свидетельствует о том, что к реформированию избирательной  системы законодатель подходит ответственно и, самое главное, системно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы попытались обозначить место муниципальных  выборов в системе форм непосредственного  осуществления народом местного самоуправления. Данное исследование посвящено, прежде всего, анализу существующих избирательных систем в целом, а  также специфике их применения на муниципальном уровне. Нами также  была затронута проблема совершенствования  муниципального избирательного процесса в аспекте предстоящей реформы  муниципальных выборов, проведена  оценка существующих доводов «за» и  «против».

В рамках курсовой работы, конечно, невозможно охватить все проблемные вопросы, существующие в этой сфере. Однако, остановившись подробнее  на проблеме применения различных избирательных  систем на местном уровне, мы попытались дать всесторонний анализ существующих точек зрения и на его основе  сделать вывод о пользе грядущей реформы.

Два основных типа избирательных  систем, существующих на сегодняшний  день, мажоритарная и пропорциональная. В качестве третей часто называют смешанную, пропорционально-мажоритарную систему, в выделении которой, тем  не менее, мы не видим никакой практической значимости в рамках данного исследования. Каждая из систем, разумеется, имеет  свои преимущества и недостатки. Нашей  задачей было выделить те плюсы и  минусы, которые характеризуют пригодность  каждой из систем для применения на муниципальном уровне.

В результате проведённого анализа существующего законодательства, теоретических источников и практических данных, мы можем сделать следующие  выводы:

  1. Муниципальные выборы являются одним из главных атрибутов демократии, а активное участие в них населения – показателем наличия развитого гражданского общества в государстве.
  2. Всё многообразие существующих избирательных систем можно свести к двум основным типам, особенности применения которых на практике во многом определяется уровнем разработанности действующего законодательства.
  3. В настоящее время существует объективная необходимость устранения накопившихся противоречий в основных законодательных актах о выборах.
  4. Нерешённость до настоящего момента вопроса о детальном и непротиворечивом регулировании избирательных систем, применяемых на муниципальном уровне, объясняется его сложностью и неоднозначностью.
  5. Предстоящая реформа муниципальных выборов внушает оптимистичные прогнозы, поскольку в проанализированных источниках  заметна основательность, ответственность и системность, с которыми законодатель подошёл к решению данного вопроса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. Спб., 2009 68 с.
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации»
  3. Федеральный закон  от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской федерации»
  5. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»

Теоретические источники

  1. Антонов О.Ю. Типы организованной преступной деятельности, связанной с подготовкой и проведением выборов // Муниципальная служба: правовые вопрос. 2008. №1. С. 25 – 32.
  2. Бузин А.Ю. О практике голосования вне помещения при проведении российских выборов. // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17. С. 16 – 21.
  3. Васильев В.И., Помазанский А.Е. Законодательное регулирование избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах. // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 12 – 26.
  4. Вискулова В.В.  Пределы самостоятельности субъектов Российской Федерации в свете реформы избирательного законодательства 2005 - 2006 годов: правовые проблемы. // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13. С. 3 – 17.
  5. Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне. // Журнал российского права.  2004. № 1. С. 12 – 27.
  6. Горностаева Е.О. Зарубежный опыт электронного голосования на выборах. // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 21. С. 7 – 13.
  7. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Официальный сайт  // http://www.duma.gov.ru/
  8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Под. ред. А.А. Вешнякова. М., 2003. 816 с.
  9. Комкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций в российском парламенте. // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7. С. 42 – 49.
  10. Михеева В.И. Место понятия "муниципальные выборы" в федеральном законодательстве. // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 5 – 9.
  11. Ныркова Т.Ю. Избирательная система субъектов Российской Федерации: некоторые актуальные проблемы. // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 15 – 24.
  12. Ныров Б.Ф. Состояние законодательства относительно информирования населения в ходе муниципальных выборов. // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 9. С. 15 – 22.
  13. Порошин Е.Н. Избирательное законодательство и результаты выборов: взаимосвязь и взаимозависимость. // Конституционное и муниципальное право/ 2010. № 6. С. 19 – 26.
  14. Соловьев С.Г.  Денежный подкуп избирателей на муниципальных выборах: проблемы теории и практики. // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 9. С. 28 -32.
  15. Шамгунов А.И. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере правового регулирования муниципальных выборов. // Право и политика. 2006. № 11. С. 25 – 37.
  16. Шемелин А.В. Становление избирательной системы в России в 1990-е гг. // История государства и права. 2009. № 23. С. 4 – 11.
  17. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. 672 с.

1 См.: Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. С. 123.

2 Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации»

3 Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

4 См.: Шугрина Е.С. Указ. Соч. С. 160.

5 Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

6 См.: Шугрина Е.С. Указ. Соч. С. 172.

7 Там же. С. 175.

8 Там же. С. 176.

9 Там же. С. 178.

10 См.: Шугрина Е.С. Указ. Соч. С. 186.

11 Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации»

12 См.: Михеева В.И. Место понятия «муниципальные выборы» в федеральном законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 7.

13 См.: Михеева В.И. Место понятия «муниципальные выборы» в федеральном законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 9.

14 См.: Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации. М., 2006. С. 27.

15 Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации»

16 См.: Воробьёв Н. И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской  Федерации и на муниципальном уровне // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 20.

17 См.: Воробьёв Н. И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской  Федерации и на муниципальном уровне // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 22.

18 См.: Воробьёв Н. И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской  Федерации и на муниципальном уровне // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 25.

19 Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации»

20 См.: Воробьёв Н. И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской  Федерации и на муниципальном уровне // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 26.

21 Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Информация о работе Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления народом местного самоуправления: общая характеристика