Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа
целью настоящей работы является исследование природы муниципальных выборов и применяемых на них избирательных систем, а также оценка предстоящей реформы в сфере муниципального избирательного процесса.
В соответствии с поставленной целью при исследовании обозначенной темы нам предстоит решить следующие задачи:
Выявить место муниципальных выборов в системе форм непосредственного осуществления народом местного самоуправления;
Рассмотреть существующие типы избирательных систем, а также выделить специфику их применения на муниципальном уровне;
Проследить путь реформирования избирательного законодательства;
На основе полученных знаний дать собственную оценку предстоящей реформе муниципальных выборов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
ГЛАВА 2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РЕФОРМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет
им. П.Г. Демидова
Кафедра теории и истории государства и права
МАРТЫНЮК
ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА,
Студентка гр. ЮР-21 СО
Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления народом местного самоуправления:
общая характеристика
Курсовая работа
Научный руководитель –
кандидат юридических наук, доцент,
Вантеева Наталья Владимировна
Ярославль
2011
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
ГЛАВА 2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РЕФОРМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 33
Муниципальные выборы являются одной из главных форм непосредственного участия народа в местном самоуправлении. Кроме того, они олицетворяют собой важнейший институт демократии. В развитом гражданском обществе каждый гражданин считает не только своим правом, но и своим долгом (обязанностью) принять участие в выборах народных представителей во власть, государственную или муниципальную. Местный уровень является наиболее приближенным к избирателям, наиболее показательным с точки зрения эффективности проводимой депутатами работы. Депутаты представительных органов муниципальных образований обладают большей степенью ответственности перед избирателями, нежели депутаты представительных органов федерального уровня или уровня субъектов. Поэтому определённо можно сказать, что значение муниципальных выборов чрезвычайно велико. Таким образом, основанием выбора данной темы послужил интерес к одному из важнейших институтов демократии и фактическим условиям его осуществления на территории Российской Федерации.
Актуальность данной темы
бесспорна ввиду
Исходя из вышесказанного, целью настоящей работы является исследование природы муниципальных выборов и применяемых на них избирательных систем, а также оценка предстоящей реформы в сфере муниципального избирательного процесса.
В соответствии с поставленной целью при исследовании обозначенной темы нам предстоит решить следующие задачи:
В юридической литературе
проблемами избирательного права и
процесса занимались А.А. Вешняков, Ю.А.
Дмитриев, А.Е. Любарев, В.В. Пылин и
другие авторы. В виду специфики
обозначенного вопроса, а именно
присущего ему повышенного
Теоретическое значение нашего
исследования состоит в получении
объективного представления об особенностях
законодательного регулирования муниципального
избирательного процесса и в поиске
путей решения проблемы, связанной
с пробельностью и
С точки зрения практической значимости, наша курсовая работа может помочь разобраться в особенностях применения избирательного законодательства, главным образом на местном уровне, сделать выводы о предпочтительности той или иной избирательной системы для каждого вида муниципального образования.
Развитие демократического общества в России непосредственным образом связано с участием населения в управлении делами государства. Такое участие может быть рекомендательным, совещательным или решающим. В том случае если преобладает решающее участие речь идёт о прямой (непосредственной) демократии. Именно такая форма является наиболее подходящей для осуществления местного самоуправления ввиду его локального характера, а значит наибольшей приближенности к населению, и направленности на удовлетворение первичных потребностей населения муниципального образования.
Разнообразие форм осуществления
местного самоуправления, сочетание
представительной демократии с формами
непосредственного
Местный референдум – голосование по наиболее важным вопросам местного значения. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, а также граждан. Для правового регулирования законодательными органами субъектов РФ вопросов, выносимых на местный референдум характерно 3 основных подхода:
- закрепляется, что на
местный референдум могут быть
вынесены вопросы местного
- закрепляется, что на
местный референдум могут
- обозначен перечень вопросов, которые не могут выноситься на местный референдум1.
Порядок организации и проведения местного референдума во многом похож на организацию и проведение местных выборов, этим объясняется установление единых гарантий для выборов и референдума в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее кратко: Федеральный закон № 67)2.
Опрос граждан, согласно положениям ст.31 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее кратко: Федеральный закон №131)3, проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер, и это является его главным и существенным отличием от местного референдума. В остальном же процедура проведения опроса мало чем отличается от процедуры проведения референдума.
Отзыв – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по досрочному прекращению полномочий депутата, выборного должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного голосования. Процедура проведения отзыва является довольно сложной и многоступенчатой. Это оправдывается тем, что она не только должна быть реализуемой и обеспечивать избирателям реальную возможность отзыва при наличии правовых оснований, но и должна гарантировать защиту выборного лица от необоснованных инициатив по отзыву4.
Голосование по вопросам
изменения границ
Собрания, сходы, конференции
граждан являются формами непосредственной
демократии и одним из самых доступных
средств самоорганизации
В соответствии со ст. 25 Федерального закона №131 в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесённые к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения7.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона №131 для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с ними. Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию8.
Также здесь можно указать о такой форме, как конференция граждан, упомянутой в ст.30 этого же Закона. В соответствии с ней в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок избрания делегатов определяется также в вышеперечисленных актах9.
Под территориальным общественным
самоуправлением понимается самоорганизация
граждан по месту их жительства на
части территории поселения для
самостоятельного и под свою ответственность
осуществления собственных
Правотворческая инициатива
– вхождение в компетентный орган
с предложением принять нормативный
правовой акт, а зачастую и внесение
проекта такого акта. В соответствии
со ст. 26 Федерального закона №131 с правотворческой
инициативой может выступить
инициативная группа граждан, обладающих
избирательным правом, в порядке,
установленном нормативным
Публичные слушанья – публичное
обсуждение какой-либо важной государственно-общественной
проблемы. Они проводятся с участием
жителей муниципального образования
представительным органом или главой
муниципального образования. На публичные
слушания должны выноситься проект устава
муниципального образования, проект местного
бюджета и отчёт о его
В соответствии со ст. 33 Конституции
РФ граждане Российской Федерации имеют
право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Обращение в органы местного самоуправления
и к их должностным лицам является
важной формой участия населения
в местном самоуправлении. Принято
выделять такие виды обращения граждан
как заявления, предложения и
жалобы. Сроки рассмотрения обращений
не могут превышать более одного
месяца. Гражданин, несогласный с
решением, принятым по его обращению,
имеет право обжаловать его вышестоящему
в порядке подчиненности
На наш взгляд из всех
форм непосредственного
Согласно ст.2 Федерального закона № 67, выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица11.
В действующем федеральном
законодательстве отсутствует определение
непосредственно термина «