Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления народом местного самоуправления: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

целью настоящей работы является исследование природы муниципальных выборов и применяемых на них избирательных систем, а также оценка предстоящей реформы в сфере муниципального избирательного процесса.
В соответствии с поставленной целью при исследовании обозначенной темы нам предстоит решить следующие задачи:
Выявить место муниципальных выборов в системе форм непосредственного осуществления народом местного самоуправления;
Рассмотреть существующие типы избирательных систем, а также выделить специфику их применения на муниципальном уровне;
Проследить путь реформирования избирательного законодательства;
На основе полученных знаний дать собственную оценку предстоящей реформе муниципальных выборов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
ГЛАВА 2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 14
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РЕФОРМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.66 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Ярославский государственный  университет

им. П.Г. Демидова

Кафедра теории и истории  государства и права

МАРТЫНЮК

ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА,

Студентка гр. ЮР-21 СО

Муниципальные выборы как форма непосредственного  осуществления народом местного самоуправления:

общая характеристика

Курсовая работа

Научный руководитель –

кандидат юридических  наук, доцент,

Вантеева Наталья Владимировна

Ярославль

2011 
ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5

ГЛАВА 2. ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 14

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. РЕФОРМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальные выборы являются одной из главных форм непосредственного  участия народа в местном самоуправлении. Кроме того, они олицетворяют собой важнейший институт демократии. В развитом гражданском обществе каждый гражданин считает не только своим правом, но и своим долгом (обязанностью) принять участие в выборах народных представителей во власть, государственную или муниципальную. Местный уровень является наиболее приближенным к избирателям, наиболее показательным с точки зрения эффективности проводимой депутатами работы. Депутаты представительных органов муниципальных образований обладают большей степенью ответственности перед избирателями, нежели депутаты представительных органов федерального уровня или уровня субъектов. Поэтому определённо можно сказать, что значение муниципальных выборов чрезвычайно велико. Таким образом, основанием выбора данной темы послужил интерес к одному из важнейших институтов демократии и фактическим условиям его осуществления на территории Российской Федерации.

Актуальность данной темы бесспорна ввиду непрекращающегося  реформирования законодательства в  данной области и поиска наиболее оптимальных решений. Кроме того, актуальность нашего исследования подтверждается грядущей реформой муниципальных выборов, а именно изменением закреплённой в  законодательстве избирательной системы, применяемой на местном уровне.

Исходя из вышесказанного, целью настоящей работы является исследование природы муниципальных  выборов и применяемых на них  избирательных систем, а также  оценка предстоящей реформы в  сфере муниципального избирательного процесса.

В соответствии с поставленной целью при исследовании обозначенной темы нам предстоит решить следующие  задачи:

  1. Выявить место муниципальных выборов в системе форм непосредственного осуществления народом местного самоуправления;
  2. Рассмотреть существующие типы избирательных систем, а также выделить специфику их применения на муниципальном уровне;
  3. Проследить путь реформирования избирательного законодательства;
  4. На основе полученных знаний дать собственную оценку предстоящей реформе муниципальных выборов.

В юридической литературе проблемами избирательного права и  процесса занимались А.А. Вешняков, Ю.А. Дмитриев, А.Е. Любарев, В.В. Пылин и  другие авторы. В виду специфики  обозначенного вопроса, а именно присущего ему повышенного динамизма, литература, посвящённая ему,  имеет свойство быстро устаревать. Вследствие чего нами был использован материал  некоторых современных научных статей, в которых освящены проблемы совершенствования законодательства о выборах.

Теоретическое значение нашего исследования состоит в получении  объективного представления об особенностях законодательного регулирования муниципального избирательного процесса и в поиске путей решения проблемы, связанной  с пробельностью и противоречивостью  существующего на сегодняшний день законодательства.

С точки зрения практической значимости, наша курсовая работа может  помочь разобраться в особенностях применения избирательного законодательства, главным образом на местном уровне, сделать выводы о предпочтительности той или иной избирательной системы  для каждого вида муниципального образования.

 

 

ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Развитие  демократического  общества в России непосредственным образом связано с участием населения  в управлении делами государства. Такое  участие может быть рекомендательным, совещательным или решающим. В  том случае если преобладает решающее участие речь идёт о прямой (непосредственной) демократии. Именно такая форма является наиболее подходящей для  осуществления  местного самоуправления ввиду его  локального характера, а значит наибольшей приближенности к населению, и направленности  на удовлетворение первичных потребностей населения муниципального образования.

Разнообразие форм осуществления  местного самоуправления, сочетание  представительной демократии с формами  непосредственного волеизъявления граждан входят в число основных принципов организации местного самоуправления. Среди форм непосредственного  осуществления народом  своей  воли можно назвать местный референдум; опрос граждан; местные выборы; отзыв  депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения  границ  муниципального образования, преобразования муниципального образования; собрания, сходы, конференции граждан; территориальное общественное самоуправление; правотворческая инициатива; публичные  слушания, обращения в органы местного самоуправления и некоторые другие.

Местный референдум – голосование  по наиболее важным вопросам местного значения. Решения, принятые на местном  референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для  органов и должностных лиц  местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных  на территории муниципального образования, а также граждан. Для правового  регулирования законодательными органами субъектов РФ вопросов, выносимых  на местный референдум характерно 3 основных подхода:

- закрепляется, что на  местный референдум могут быть  вынесены вопросы местного значения, непосредственно затрагивающие  интересы населения;

- закрепляется, что на  местный референдум могут выноситься  вопросы в соответствии с приведённым  перечнем;

- обозначен перечень вопросов, которые не могут выноситься  на местный референдум1.

Порядок организации и  проведения местного референдума во многом похож на организацию и  проведение местных выборов, этим объясняется  установление единых гарантий для выборов  и референдума в Федеральном  законе «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (далее  кратко: Федеральный закон № 67)2.

Опрос граждан, согласно положениям ст.31 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее кратко: Федеральный закон  №131)3,  проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер, и это является его главным и существенным отличием от местного референдума. В остальном же процедура проведения опроса мало чем отличается от процедуры проведения референдума.

Отзыв – форма прямого  волеизъявления граждан Российской Федерации по досрочному прекращению  полномочий депутата, выборного должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного голосования.  Процедура  проведения отзыва является довольно сложной и многоступенчатой. Это  оправдывается тем, что она не только должна быть реализуемой и  обеспечивать избирателям реальную возможность отзыва при наличии  правовых оснований, но и должна гарантировать  защиту выборного лица от необоснованных инициатив по отзыву4.

 Голосование по вопросам  изменения границ муниципального  образования, преобразования муниципального  образования назначается представительным  органом муниципального образования  и проводится в порядке, установленном  федеральным законом и принимаемым  в соответствии с ним законом  субъекта Российской Федерации  для проведения местного референдума,  с учетом особенностей, установленных  настоящим Федеральным законом5. Можно сделать вывод о том, что данная форма непосредственного волеизъявления граждан отличается от местного референдума главным образом предметом голосования.

Собрания, сходы, конференции  граждан являются формами непосредственной демократии и одним из самых доступных  средств самоорганизации населения  в небольших муниципальных образованиях либо на части территории муниципальных образований. В последнем случае они являются частью системы территориального общественного самоуправления6.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона №131 в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным  правом, не более 100 человек для решения  вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том  числе отнесённые к исключительной компетенции представительного  органа муниципального образования. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения7.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона №131 для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения  о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления, осуществления  территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться  собрания граждан. Собрание граждан  может принимать обращения к  органам и должностным лицам  местного самоуправления, а также  избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с ними. Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом  территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию8.

Также здесь можно указать  о такой форме, как конференция  граждан, упомянутой в ст.30 этого  же Закона. В соответствии с ней  в случаях, предусмотренных уставом  муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования, уставом  территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут  осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок избрания делегатов определяется также в  вышеперечисленных актах9.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация  граждан по месту их жительства на части территории поселения для  самостоятельного и под свою ответственность  осуществления собственных инициатив  по вопросам местного значения. Территориальное  общественное самоуправление осуществляется посредством проведения собраний и конференций граждан, о которых было сказано выше, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Правотворческая инициатива – вхождение в компетентный орган  с предложением принять нормативный  правовой акт, а зачастую и внесение проекта такого акта. В соответствии со ст. 26 Федерального закона №131 с правотворческой  инициативой может выступить  инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная  численность инициативной группы граждан  устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей  муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Публичные слушанья – публичное  обсуждение какой-либо важной государственно-общественной проблемы. Они проводятся с участием жителей муниципального образования  представительным органом или главой муниципального образования. На публичные  слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, проект местного бюджета и отчёт о его исполнении, проекты планов и программ развития муниципального образования и некоторые  другие вопросы.

В соответствии со ст. 33 Конституции  РФ граждане Российской Федерации имеют  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления. Обращение в органы местного самоуправления и к их должностным лицам является важной формой участия населения  в местном самоуправлении. Принято  выделять такие виды обращения граждан  как заявления, предложения и  жалобы. Сроки рассмотрения обращений  не могут превышать более одного месяца. Гражданин, несогласный с  решением, принятым по его обращению, имеет право обжаловать его вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или руководителю10.

На наш взгляд из всех форм непосредственного волеизъявления граждан наибольшей степенью ответственности  обладают муниципальные выборы.

Согласно ст.2 Федерального закона № 67, выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица11.

В действующем федеральном  законодательстве отсутствует определение  непосредственно термина «муниципальные выборы». Дать такое определение  а также определить его возможное  место в законодательстве попыталась В.И. Михеева в своей статье. По её мнению ключевым для понимания  сущности муниципальных выборов  является их цель. Исходя из смысла ст.32 Конституции РФ целью выборов  является определение представителей населения, через которых граждане Российской Федерации реализуют  своё право участвовать в управлении делами государства, свои полномочия на осуществление власти народа в государстве12.

Информация о работе Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления народом местного самоуправления: общая характеристика