Муниципальные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.

Файлы: 1 файл

раздел 3.3.docx

— 28.34 Кб (Скачать)

Для получения некоторых  дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут использоваться различные  системы страхования, например медицинское  или страхование имущества от пожара.

Органы местного самоуправления должны непосредственно управлять  или контролировать услуги местных  монополистов, а также все бюджетные  услуги. Цены и тарифы на них должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных зарубежных городов  сознательно финансируют потребление  некоторых услуг, которые могли  бы быть оплачены потребителем, например услуги общественного городского транспорта, снижением цен на которые (наряду с высокими тарифами за парковку автомобилей) муниципальные власти борются с переполнением центров городов индивидуальным автотранспортом.

 

Измерители объема и результативности муниципальных услуг

 

Необходимость экономии бюджетных  средств на оказание муниципальных  услуг делает злободневным вопрос об оценке объема услуги. Проблема не возникает, когда существует прямой измеритель: размер жилой площади, счетчик расхода  электроэнергии, газа, воды, использования  телефона при повременной оплате и т.п. Однако часто его нет, и  приходится прибегать к косвенным, в качестве которых могут использоваться:

- с человека (вода при  отсутствии приборов учета воды);

- с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной  оплаты);

- за вход (городской транспорт,  музей);

- с квадратного метра  жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчика, вывоз мусора, лифт).

Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и  должен быть предметом анализа. Использование  косвенных измерителей часто  бывает выгодно поставщику, поскольку  позволяет скрыть нерациональные расходы  и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому  везде, где только возможно, следует  переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.

Важна также проблема распределения  оплаты муниципальных услуг между  различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два  принципа:

- принцип "равенства" - оплата производится по единому  для всех тарифу;

- принцип "справедливости" - размер тарифа изменяется в  зависимости от платежеспособности. Потребители с низким доходом  платят меньше за единицу услуги. Для отдельных категорий граждан  пользование той или иной муниципальной  услугой может быть вообще  бесплатным, хотя это и увеличивает  нагрузку на других потребителей.

Не менее важная проблема - оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных  услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно  приходится решать вопрос, какие бюджетные  услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения  или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб  населения на качество. Для отдельных  видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т.д. Эти показатели должны устанавливаться муниципальными социальными стандартами. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т.е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления осуществлять выбор приоритетов.

 

Роль органов местного самоуправления

в оказании муниципальных  услуг

 

Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг  населению могут проводить предприятия  и организации всех форм собственности  и организационно-правовых форм, а  также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может передать никому, администрация  муниципального образования имеет  право создавать муниципальные  предприятия и учреждения. Одновременно она должна создавать частному бизнесу  благоприятные условия для оказания муниципальных услуг. Подробнее  эти вопросы будут рассмотрены  в главе 6.

Таким образом, роль органов  местного самоуправления в оказании огромного спектра многообразных  муниципальных услуг может быть различной:

- за первую группу муниципальных  услуг органы местного самоуправления  несут полную ответственность,  обязаны обеспечить их предоставление  населению и финансировать их  из местных бюджетов (содержание  дорог, благоустройство территории, содержание школьных зданий, мест  захоронения и т.п.);

- за вторую группу муниципальных  услуг основную ответственность  и финансовую нагрузку несут  органы государственной власти, а органы местного самоуправления  содействуют в их оказании  и участвуют в финансировании  расходов (общественная, пожарная безопасность, социальная поддержка отдельных  групп населения и т.п.);

- за третью группу муниципальных  услуг органы местного самоуправления  несут полную ответственность,  хотя финансируют частично, в  доле с населением и государством (льготные категории граждан). К  этой группе относятся жилищно-коммунальные  услуги, городской транспорт, детские  дошкольные учреждения, медицинская  помощь (кроме специализированной), культура и т.п.;

- четвертую группу муниципальных  услуг (частные услуги) полностью  финансируют их потребители, а  органы местного самоуправления  лишь создают условия для их  оказания путем правового регулирования,  сдачи в аренду помещений, предоставления  земельных участков и т.д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);

- особую группу муниципальных  услуг составляют справочно-информационные  и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправления.

Управление процессом  оказания муниципальных услуг, выбор  наиболее эффективных измерителей  и способов оплаты, сочетания личного  и бюджетного финансирования услуг  в различных сферах муниципальной  деятельности, муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых аспектов искусства муниципальной политики.

 


Информация о работе Муниципальные услуги