Местное самоуправление в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «муниципальное право» — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов. Термины «муниципалитет», «муниципальное хозяйство» отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины.

Оглавление

Введение
1.Развитие местного управления и самоуправления в зарубежных странах на современном этапе
2.Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных территориях
3.Местный референдум
4.Гарантии и защита прав местного самоуправления
4.1. Понятие гарантий местного самоуправления
4.2. Правовые формы защиты прав местного самоуправления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

муниципальное право .doc

— 134.00 Кб (Скачать)

1. Гарантии понимаются  как реально существующие условия  и средства, обеспечивающие реализацию  местного самоуправления.

2. Как совокупность  правовых норм, гарантирующих осуществление  местного самоуправления.

3. Гарантии местного  самоуправления рассматриваются в первых двух смыслах сообща, это точка зрения большинства.

 В отношении классификации  можно сказать, что практически  все авторы базируются на предметном  критерии и выделяют: политические, экономические, социальные, правовые  и т.д. гарантии.

 2. Виды гарантий местного самоуправления

2.1. Экономические гарантии

 Экономические гарантии  рассматриваются в виде самостоятельного  вида.

 Экономические гарантии  составляет экономическая система  общества, в основе которой лежит  свобода экономической деятельности, свобода предпринимательства, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита. Этот подход, в определенном смысле, можно назвать социологическим.

 С правовой точки  зрения, надо выделять в виде  экономических гарантий муниципальную собственность, иные формы собственности, влияющие на развитие местного самоуправления, а также принцип финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления

 Профессор Князев  детализирует экономические гарантии  местного самоуправления, выделяя в их структуре:

 Во-первых, принцип  признания и равной защиты  государством муниципальной собственности.

 Во-вторых, возможность  нахождения в муниципальной собственности  земли и природных ресурсов.

 В-третьих, самостоятельное  решение населением, органами местного самоуправления вопросов владения, распоряжения и пользования муниципальной собственности.

 В-четвертых, в случае  наделения органов местного самоуправления  отдельным государственными полномочиями, передача им необходимых материальных  и финансовых ресурсов в полном объеме.

 Финансовая самостоятельность  местного самоуправления является  важной экономической гарантией,  она проявляется:

 В принципе самостоятельности  формирования, утверждения и исполнения  местного бюджета.

 Право органов местного  самоуправления устанавливать местные налоги и сборы.

 Право выпускать  местные займы, лотереи, получать  и выдавать кредиты, создать  муниципальные банки и иные  учреждения

 Право на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений органов  государственной власти.

 Постовой Н. В., обращая  внимание на экономические гарантии, относит к таковым муниципальную  собственность, финансовые ресурсы,  которыми располагает местное  самоуправление, возможность нахождения  в собственности муниципального  образования земли и природных ресурсов, формирование достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства.

 На сегодняшний  день существует два основных  взгляда на экономические гарантии:

1. Как система факторов  в области муниципального образования, прежде всего, экономических.

2. Не как совокупность, а как единая экономическая  гарантия, в рамках которой рассматриваются  все остальные факторы.

2.2. Политические гарантии

 Под политическими  гарантиями местного самоуправления  традиционно понимается политико-правовой режим государства, а именно система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов, принципе идеологического многообразия, осуществление народовластия непосредственно и через органы местного самоуправления, самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, полнота и гарантированность прав и свобод человека и гражданина и некоторые другие гарантии.

 Васильев Р. Ф.  указывает на то, что политические  гарантии предполагают наличие  государственной воли осуществлять  и поддерживать развитие местного  самоуправления, однако саму суть  политических гарантий он не  раскрывает.

 Коваленко выделяет организационно-политические гарантии, понимая под ними, демократический характер политического режима в стране, который обеспечивает предоставление населению не только права на местное самоуправление, но и поддержку и защиту этого права. Анализируя его позицию, можно сделать вывод о том, что он не относит к политическим гарантиям реально сложившиеся отношения, а принимает во внимание только нормативно закрепленные принципы и определение прав, вне зависимости от степени их действительной реализованности.

 Ряд учёных под  политическими гарантиями понимает  политические основы местного  самоуправления, а их рассматривает,  как совокупность правовых норм  и принципов, закрепляющих политическое  и идеологическое многообразие  в рамках муниципального образования, а также правовое закрепление прав и свобод человека.

 Дмитриев: «Политические  права и свободы нацелены на  активное вовлечение в политическую  жизнь местных сообществ и  именно от них зависит устойчивость  местного самоуправления, реальность  демократизма в местных сообществах».

 Практически никто  из исследователей не обращает  внимания на особую гарантированность  политической самостоятельности  органов местного самоуправления. Это не случайно, ведь под политическими  гарантиями рассматриваются либо  собственно политические гарантии, либо правовые гарантии, обеспечивающие некоторые аспекты политической деятельности.

2.3 Организационные гарантии

 Под организационными  гарантиями понимаются организационные  основы местного самоуправления, принципы определения компетенции органов местного самоуправления, принципы обеспечения организационной самостоятельность местного самоуправления.

 Постовой Н. В.: «Организационные  гарантии создают условия для  осуществления гражданами права  на местное самоуправление в  виде непосредственной и представительной  форм демократии». Доказывая это,  он говорит о том, что граждане  в Конституции РФ, федеральном законодательстве, получили право на местный референдум, на институт муниципальных выборов и отзыва депутата, правотворческую инициативу и т.д.

 Васильев Р.Ф. отмечает  то, что организационные гарантии  направлены на создание и поддержку  демократического порядка формирования и деятельности структур местного самоуправления, на использование форм прямого волеизъявления населения, подготовку кадров для органов местного самоуправления и т.д.

 Коваленко, прежде  всего, обращает внимание на  право муниципального образования на объединения и считает это право прочной организационной гарантией местного самоуправления.

 В целом можно  констатировать слабую разработанность  этой темы в нашей юридической  науке.

2.4. Социальные гарантии

 О социальных гарантиях  местного самоуправления стали говорить после принятия Конституции РФ. Согласно Конституции, РФ провозглашена социальным государством, следовательно, это относится и к местному самоуправлению.

 Социальные гарантии  с этой точки зрения означают  гарантированность прав и свод в экономической и социальной сфере, в культурной жизни общества, гарантированность прав и свобод человека на уровне местного самоуправления.

 При этом речь  идет о гарантированности образования,  культуры, семьи, здравоохранения  и иных социальных вопросов  на местном уровне.

 Когда речь идет  о социальных гарантиях, особо  рассматриваются гуманистические  основы местного самоуправления, под которыми понимаются такие  основополагающие принципы, которые  закрепляют правовое положение  человека, его права и свободы  в качестве высшей ценности. Когда речь идет о закреплении прав и свобод, то предполагается их распространение абсолютно на всех людей:

 - Без дискриминации.

 Осуществление со  стороны органов государства  и местного самоуправления действий  по обеспечению этих прав.

 Признание прав  и свобод человека и гражданина  основой любых правовых отношений,  в том числе и на местном  уровне. Исходя из этого, права  и свободы должны выступать  главным ориентиром при принятии  нормативных актов органами государственной  власти и местного самоуправления, и при применении данных нормативных актов.

Наряду с социальными  гарантиями, он выделяет духовные гарантии, включая в них систему духовных ценностей человека, включая ментальность людей (так как ментальность, ориентированная  на участие в местном самоуправлении, является гарантией от злоупотребления властей, и является предпосылкой самостоятельности местного самоуправления). Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. также выделяют духовные гарантии в отдельный вид, но при этом практически ничего не говорят о гарантиях социальных.

 В заключении можно  сказать, что этот вид гарантий  изучен недостаточно, ведущую роль  в их познании играют работы  Дмитриева и Коваленко.

2.5. Правовые гарантии

 Под правовыми гарантиями  понимаются юридические гарантии  местного самоуправления, целью которых является обеспечение правовыми средствами организации материально-финансовой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также защита прав местного самоуправления и создание благоприятной возможности для их наиболее полной реализации. Правовым гарантиями признаются:

1. Положение ст.12 Конституции  РФ о том, что органы местного  самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти4.

2. Самостоятельность  определения населением структуры органов местного самоуправления, а также обязательное наличие на территории муниципального образования хотя бы одного выборного органа местного самоуправления.

3. Организационная самостоятельность  местного самоуправления, его обособление  в сфере управления, в том числе и в области кадровой политики, когда формирование органов и назначение должностных лиц находится в ведении муниципального образования.

4. Наличие собственной  компетенции органов местного  самоуправления, прежде всего, по  решению вопросов местного значения.

5. Право муниципального  образования иметь собственную  символику, которая бы отражала  исторические, культурные, социально-  экономические, национальные и  иные традиции.

6. Учет мнения населения  при изменении границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.

7. Контроль государственных  органов за деятельностью органов  местного самоуправления, этот контроль  имеет пределы, обусловленные  организационной самостоятельностью  муниципального образования.

 Постовой Н. В. определяет правовые гарантии как совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления, при этом он утверждает, что гарантии местного самоуправления измеряются силой нормативных актов, применяемых в системе местного самоуправления, обязательностью исполнения нормативных актов и ответственностью за их неисполнение.

 Васильев Р. Ф.  говорит о правовых гарантия, ссылаясь на одноименную главу  в законе "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ". При этом он говорит об обязательности решений, принятых местным самоуправлением (органами и населением), говорит о самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений и о том, что самостоятельность гарантируется положением об отмене незаконных решений местного самоуправления. Согласно этому положению, органы, осуществляющие надзор за местным самоуправлением, могут обжаловать в судебном порядке противоречащие закону решения местного самоуправления, а не безусловно их отменить в административном порядке.

 Ряд учёных традиционно  рассматривает предусмотренные  законодательством гарантии и  включает в них запрет на  ограничение прав местного самоуправления, обращая внимание на обязательность  решений, принятых путем прямого  волеизъявления гражданами.

 Традиционным правовым  гарантиям в литературе отводится  значительная роль. Эти гарантии  являются общепризнанными. Основой  правовых гарантий являются соответствующие  нормативные акты, которые устанавливают  ответственность, и нормы-принципы. Правовые принципы отражаются конституционными положениями и положениями закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В региональном и муниципальном законодательстве также закрепляются правовые гарантии местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах