Местное самоуправление в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «муниципальное право» — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов. Термины «муниципалитет», «муниципальное хозяйство» отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины.

Оглавление

Введение
1.Развитие местного управления и самоуправления в зарубежных странах на современном этапе
2.Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных территориях
3.Местный референдум
4.Гарантии и защита прав местного самоуправления
4.1. Понятие гарантий местного самоуправления
4.2. Правовые формы защиты прав местного самоуправления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

муниципальное право .doc

— 134.00 Кб (Скачать)

В административно –  территориальном делении в современных  странах наблюдается большой  разнообразие, диктуемое во многом историческими традициями и экономической  целесообразностью, поэтому и характерной чертой местного самоуправления является чрезвычайное разнообразие организационных форм их построения и прямая зависимость их от местных условий (географических, социально-экономических, производственных, демографических и т.д.). В американских штатах, например, основными административно – территориальными подразделениями являются графства, которых насчитывается свыше трех тысяч.

В Великобритании территория делится на графства, а графства – на округа, охватывающие как городские, так и сельские поселения. Низовыми территориальными подразделениями в Англии являются приходы, а в Уэльсе и Шотландии – общины.

 Во всех административно  – территориальных единицах, кроме  мелких приходов, имеются выборные  органы местного управления –  советы. В малых приходах функции органов местного управления осуществляют периодически созываемые собрания избирателей данного прихода.

 В ФРГ система  административно - территориального  деления устанавливается конституциями  земель. В соответствии с конституциями  земель земли делятся на округа, округа – на районы, а последние делятся на общины. Районы и общины имеют свои выборные органы местного управления – соответствующие советы. В небольших по численности общинах наряду с выборными советами периодически созываются собрания местных избирателей для решения вопросов местного управления. В округах выборные органы местного управления отсутствуют.

 В Японии территориальное  деление включает в себя префектуры, причем префектуры различаются  по численности населения от  полумиллиона до двенадцати миллионов. Префектуры включают в себя города (пункты с населением свыше 50 тысяч жителей), поселки и деревни. Крупнейшие города с населением свыше полумиллиона имеют особый статус. Органами местного управления в префектурах, городах, поселках и деревнях являются избираемые населением соответствующие собрания.

 

 

 

 

2.Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных территориях.

 Особенности осуществления  местного самоуправления в приграничных  территориях должны определяться  специальным законом.2 Это обусловлено тем, что защита Государственной границы Российской Федерации должна быть основана на согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением  массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной  зоне, могут регулироваться не только федеральными законами, но и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные  участки для нужд защиты Государственной  границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Они обязаны оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных  образований, расположенных полностью  или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные  лица местного самоуправления по пограничным  вопросам.

 

 

 

 

 

 

 

3.Местный референдум

Центральное место среди  форм прямого волеизъявления граждан  в системе местного самоуправления занимает референдум. Обусловлено это  рядом обстоятельств, в числе  которых, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что юридическая  сила решений, принимаемых на местном референдуме, выше юридической силы любых иных актов органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не только имеют общеобязательный для исполнения характер, но и не нуждаются в утверждении какими либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

Местный референдум - это голосование  граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Основные вопросы организации  и проведения местных референдумов регулируются, прежде всего, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации о местного референдуме и уставами муниципальных образований.

Принципы проведения местного референдума3:

1) участие в референдуме является  всеобщим и равным;

2) голосование осуществляется непосредственно  и добровольно; 

3) контроль за волеизъявлением  граждан не допускается. 

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

 Важнейшим требованием Закона, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность. В нем устанавливается, что деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы или иные решения, выносимые на референдум подлежат опубликованию в местных средствах массовой информации.

На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть определены вопросы, подлежащие вынесению на референдум. Так, помимо изменения границ муниципального образования, определения структуры органов местного самоуправления, в уставах муниципальных образований часто приводится перечень конкретных вопросов, имеющих важное значение для социально-экономического развития местного сообщества, требующих значительных финансовых затрат или могущих вызвать обострение экологической обстановки, а также другие вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения проживающего на территории муниципального образования, которые должны решаться только на референдуме.

Общий порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (ст.33), согласно которому каждый гражданин или группа граждан, а равно общественное объединение, зарегистрированное в установленном порядке, могут образовать инициативную группу для проведения местного референдума в количестве не менее 10 человек. В случае, если инициатором проведения местного референдума выступает избирательное объединение, то руководящий орган избирательного объединения или руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.

Государство обеспечивает гражданам  Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении местного референдума свободное  проведение агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение местного референдума или против его проведения, за участие в местном референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на местный референдум.

Решение может быть признано недействительным:

- при нарушении процедуры проведения  референдума.

- при опротестовании решения  судом.

- новым референдумом (по истечении  2 лет).

На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или  продлении срока полномочий, приостановлении  осуществления полномочий органов  государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов  государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов  и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

местный референдум голосование  избирательный право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Гарантии и защита прав местного самоуправления

4.1 Понятие гарантий местного самоуправления

 Важнейшим и необходимым  условием полного и эффективного  осуществления задач и функций  местного самоуправления является  гарантированность его прав. Что  под этим подразумевается? Среди  правоведов существуют различные подходы к определению понятия «гарантии местного самоуправления», я хочу рассмотреть основные из них.

 Кутафин О. Е.  и Фадеев В. И. под гарантиями  местного самоуправления понимают  всю совокупность условий и  средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту местного самоуправления. С их точки зрения, гарантии подразделяются на общие и специальные (юридические). В качестве общих гарантий они рассматривают экономические, политические отношения, духовные устои общества, в качестве специальных – определенные правовые средства.

 Они говорят о  гарантиях, как о реально существующих  и действующих явлениях реальной  жизни, которые, так или иначе,  стимулируют развитие местного  самоуправления, обеспечивают устойчивость  и стабильность в деятельности  его органов, создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

 Профессор Князев  под гарантированностью понимает  обязательство государства в  лице региональных и федеральных  органов не только не препятствовать законной деятельности различных управленческих структур, но и благоприятствовать ей (вовремя принимать нужные законы), способствовать защите интересов местного самоуправления. Фактически Князев говорит о том, что государство настолько "обязано" местному самоуправлению, что говорить о самостоятельности местного самоуправления невозможно, так как у государства сплошные обязанности, а у местного самоуправления только права. Князев также выделяет общие и юридические гарантии. Под общими понимаются экономические, политические, социальные условия, оказывающие влияние (как позитивное, так и негативное) на процесс самоуправления.

 Постовой Н. В.  говорит лишь о классификации  гарантий, выделяя экономические,  организационные и правовые. Он  указывает на источники закрепления гарантий: Конституцию РФ, федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ» и др.), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

 Профессор Говорилин  указывает на то, что согласно  законодательству, гарантии определяются  и обеспечиваются государством. Он поддерживает традиционную  классификацию на общие и специальные  (правовые) гарантии, но рассматривает их по иному основанию - с точки зрения субъектов гарантированности: гарантии населения муниципального образования, гарантии прав отдельных граждан, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления. Фактически в муниципальном праве это единственная классификация, проведенная не по предметному, а субъектному принципу.

 Васильев Р. Ф.  классифицирует гарантии местного  самоуправления на экономические,  политические, организационные, воспитательные  и правовые. Он рассматривает первые четыре группы гарантий в более широком плане, чем правовые, но не так широко, как Кутафин О. Е., и не признает их как реально сложившиеся условия.

 Таким образом,  в муниципальном праве сложились  различные понимания гарантий  местного самоуправления:

Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах