Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:36, курсовая работа
В моей курсовой работе мне бы хотелось отразить те факторы, при которых сложилась политическая система этой страны. Во-первых, потому что США в данный момент одна из наиболее развитых в правовом отношении государств. Во-вторых, потому что многие страны, на современном этапе, пытаются брать пример с США. В третьих - нация американцев – это нация эмигрантов: масса этносов и народностей, различные языковые группы. Все эти факторы предопределяли борьбу за свои права и их фиксацию. Именно по этим причинам мне интересна сама история становления США как государства с конституционной точки зрения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. США ДО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ:
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1.1 Зарождение американского конституционализма 5
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ
2.1 Первые конституции штатов 9
2.2. «Отцы-основатели» конституции 12
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
3.1. Состав Конституции. Характеристика статей 23
3.2 Цели конституции США 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. США ДО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ:
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1.1 Зарождение американского конституционализма
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ
2.1 Первые конституции штатов 9
2.2. «Отцы-основатели» конституции 12
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
3.1. Состав Конституции. Характеристика статей 23
3.2 Цели конституции США 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
История конституции США – это отражение истории самой страны.
В моей курсовой работе мне бы хотелось отразить те факторы, при которых сложилась политическая система этой страны. Во-первых, потому что США в данный момент одна из наиболее развитых в правовом отношении государств. Во-вторых, потому что многие страны, на современном этапе, пытаются брать пример с США. В третьих - нация американцев – это нация эмигрантов: масса этносов и народностей, различные языковые группы. Все эти факторы предопределяли борьбу за свои права и их фиксацию. Именно по этим причинам мне интересна сама история становления США как государства с конституционной точки зрения.
Цель моей курсовой работы как можно шире показать роль конституции США, не только в истории данной страны, но и всего мирового сообщества. Тем более, что хорошо известно, что в мире существуют различные, порой диаметрально противоположные мнения по поводу американской демократии, под которой обыденное сознание понимает систему управления и общественные устои страны. Есть достаточно оснований и для восторженных, и для скептических отзывов, так как американская система - это всего лишь порождение сложного, противоречивого, меняющегося живого организма. Принимая во внимание все эти мнения, следует отметить, что в американской системе заложено много элементов, способствующих ее стабильности и преемственности.
Правовые отголоски стран, выходцы которых основались на тихоокеанском побережье, нашли свое отражение в правовой системе Америки. Влияние «головных» стран (Англии, Португалии, Испании, Голландии) на формирование права Америки было бесспорным, но пальма первенства все же принадлежит английскому праву. Никакая другая система права реально не имела шанса утвердиться в США – и главенство английского языка, и тот факт, что большинство «колоний» все-таки принадлежали английской короне, способствовали тому.
Рассматривая конституцию Соединенных Штатов Америки как конечное выражение американской конституционной традиции, я для выявления источников американского конституционализма вернулась назад во времени в поисках элементов конституционализма в их начальной стадии. Такие элементы содержатся в колониальных документах, английских политических документах, ранних конституциях штатов, Статьях Конфедерации, Декларации Независимости США.
При подготовке работы также была использована литература: учебная, научная, статьи из периодических изданий. Издания не совсем современные, но, на мой взгляд, они наиболее лучше дают описание Конституции США.
ГЛАВА I. США ДО ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ: СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1.1. Зарождение американского конституционализма
Ко времени, о котором идет речь в моей работе большинство американских колоний являлось коронными владениями и находились под непосредственным управлением королевской власти. Английская колонизация североамериканского континента началась в начале XVII столетия. Первым поселением стал Джеймстаун (1607); в 1620 году основан Новый Плимут, в 1628 – колония бухты Массачусетс. К 1640 году около 25 тысяч человек были раскиданы по более чем тысячемильному Восточному побережью, причем связь между поселениями поддерживалась в основном через Англию, ни о какой глобальной системе коммуникации не могло идти и речи, контакты поддерживались в лучшем случае с ближайшими соседями. Политические события в Англии в этот период только усиливали чувство изоляции колонистов. И дело было не только в коммуникации, но в отсутствии моральной поддержки. Инструкции колониям от их правлений в Англии поступали расплывчатые, противоречивые, а кроме того поступали все реже и реже. Политическая нестабильность мешала и финансированию колоний. Положение колоний в этот период было очень непростым. Шаткое положение короля позволяло даже сомневаться в действительности хартий, на основании которых действовали колонисты.
Типичная хартия, как и первый патент, выданный Сэру Хамфрею Гилберту (1578), требовала, чтобы колонисты были лояльны Короне, но признавала за колониями право на самоуправление и на выбор тех политических форм, которые в наибольшей степени способствовали их процветанию, пока местное право не противоречило законам Англии. И хотя колонии находились под номинальным контролем советов директоров, находившихся в Англии (практически все американские колонии основаны не правительством, а торговыми компаниями или частными лицами), право на местное самоуправление, отдаленность и занятость англичан политическими вопросами в связи с революцией позволили поселенцам пользоваться достаточно большой самостоятельностью. Каждая их колоний быстро двигалась к обеспечению взаимодействия всех членов сообщества. В небольших сообществах, насчитывающих менее пятидесяти взрослых мужчин, члены сообщества регулярно собирались, чтобы принимать коллективные решения. В колониях, основанных акционерными обществами, такие встречи были результативными, так как каждый владел акциями и поэтому имел голос при принятии решений. Но в любом случае, собрания города или колонии проводились регулярно до момента написания и принятия документа об основании. Местное самоуправление появилось в Америке ввиду необходимости.
Первые поселенцы, в большинстве своем кальвинисты (в случае с англичанами – пуритане), принесли с собой в Америку то, что прекрасно соответствовало обстоятельствам, - осведомленность о религиозных формальных соглашениях как базисе для формирования сообщества. Этот факт – центральный для понимания сходства американских конституций штатов и колониальных документов.
Ранние политические соглашения в Америке. Значение библейской идеи соглашения для американской конституционной истории отражено в том, что первым политическим действием колоний было основание церкви. Одно из первых соглашений об основании церкви, соглашение об основании Чарльзтаун-Бостонской церкви от 30 июля 1630 года, типично в своем роде:
В этом документе пять конституционных элементов. Во-первых, Бог назван в качестве свидетеля соглашения, что придает документу легальный статус. Во-вторых, в тексте содержится объяснение необходимости соглашения – основание церкви для поддержания жизненного уклада. В третьих, соглашением создается народ: "мы, чьи имена названы ниже". В четвертых, создается церковь. В пятых, описывается образ жизни, который подписавшие соглашение хотели бы видеть.
Такая простейшая форма соглашения постоянно повторялась в колониях Новой Англии, частично в центральных колониях, а затем и на юге.
Таким образом, когда у колонистов возникла необходимость создать политическое сообщество, они обратились к форме религиозного формального соглашения, насколько это позволяли Хартии, на основании которых они действовали, и фактические жизненные обстоятельства.
11 ноября 1620 года подписан знаменитый Мэйфлауэрский договор, также являющийся типичным примером формального соглашения. На примере этого документа можно проследить, как религиозные формальные соглашения постепенно секуляризуются и переходят в политические формальные соглашения. Так Мэйфлауэрский договор является, по сути, политическим формальным соглашением, однако его схожесть с религиозным бросается в глаза. Во-первых, Бог также призывается в свидетели. Также объясняются причины подписания документа, создается народ. Вместо создания церкви создается правительство, гражданская политическая структура. Также описывается желательный образ жизни.
Для того чтобы стать полноценным конституционным документом Мэйфлауэрскому договору не хватает только одного элемента – описания специфических институтов для принятия коллективных решений.
Такое описание наравне с присутствующими остальными вышеназванными конституционными элементами впервые появляется в Кодексе законов Пилигримов, датированном 15 ноября 1636 года. По форме этот документ является формальным соглашением, однако детальное описание политических институтов делает его первой современной конституцией.
Другие ранние конституции, такие как Фундаментальные законы Коннектикута (1639) имеют сходный формат. Мы видим религиозное формальное соглашение, переделанное на скорую руку для образования политического сообщества, с добавлением еще одного конституционного элемента, описания политических институтов. Совокупность всех присутствующих конституционных элементов делает такие документы конституциями.
Таким образом, мы видим, что в течение нескольких десятилетий изолированные сообщества, разбросанные по американскому континенту, развили исторически важную политическую идею – идею письменной конституции, заключенной в едином документе, принятой с прямого согласия граждан.
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ
2.1 Первые конституции штатов
Первые конституции штатов занимают очень важное место в развитии американского конституционализма. Они явились кульминацией длительного процесса создания конституционных документов в Америке. Кроме всего прочего, значение конституций штатов обусловливается тем, что национальная конституция не является полным документом без этих конституций, но действует только в системе с ними: Конституция Соединенных штатов предполагает, и даже требует, наличие конституций штатов... Они есть часть национального документа и необходимы для полного завершения легального текста.[1] Завершенные конституционные документы для своего штата (государства, народа), конституции штатов создали политические системы, способные противостоять коллективным проблемам соответствующих народов. Рассматриваемые в определенном смысле как эксперименты в самоопределении и устройстве системы управления, конституции штатов изменялись и иногда заменялись в попытках достигнуть целей эффективного управления и народной свободы. К лету 1787 года отцы-основатели, многие из которых участвовали в написании конституций штатов, могли опираться на опыт создания и описания политических институтов и могли оценить практический эффект подобных институтов. Ранние конституции штатов находятся на переломе американской конституционной истории. С одной стороны, они явились кульминацией колониального опыта, собрали и обобщили его. С другой стороны, они подготовили основание для Статей Конфедерации и затем для Конституции Соединенных Штатов Америки.
Однако как конституции штатов не были простым и неизбежным собранием всего того, что подготовила колониальная эпоха, так и Конституция Соединенных штатов не стала простым обобщением конституций штатов. Последние три декады восемнадцатого века – время исключительно активных политических экспериментов и новаций. Тысячи памфлетов и газетных статей этого периода посвящены конституциям. Так, конституции штатов восприняли колониальное наследие, а именно следующие основные черты колониальных конституционных документов: создание базиса для гражданского сообщества в едином документе; двойное соглашение в документе – между людьми (с элементами традиции формальных соглашений гражданских договоров), и между народом и правительством (с элементами, характерными для хартий); первая часть соглашения создает народ и гражданское общество и определяет желаемый образ жизни; первая часть соглашения заключена в преамбулу или билль о правах; вторая часть соглашения создает институты для коллективного принятия решений; вторая часть соглашения в собственном смысле слова называется конституцией; некоторые фундаментальные принципы, на которых основывается конституционное правительство: а)вера в то, что люди равны в возможности соглашаться и не соглашаться (символы свободы и равенства, б)вера в то, что правительство должно быть основано на принципе согласия (принцип народного суверенитета), в)вера в то, что люди в своем большинстве обладают способностями к самоуправлению (символ добродетельности), г)вера в то, что самая важная добродетель для народа в целом – стремиться к благосостоянию сообщества (символы общего блага, правления большинства, либерального процесса); определенные принципы создания конституционного документа: частые выборы, широкий электорат, главенство законодательной власти, ограниченное правительство, разделение властей (запрет на замещение нескольких должностей одновременно), система контроля за исполнительной властью, разделение властных полномочий между местными легислатурами и колониальными; некоторые права неотделимы: право соглашаться и не соглашаться, право на свободу совести, право на суд присяжных; все иные права отделимы, когда этого требует общее благо и получено согласие народа или его представителей; эти отделимые и неотделимые права заключены в билле о правах.[2] Все указанные аспекты конституционализма пришли к американцам в 1776 году через хартии, формальные соглашения и гражданские договоры, общее право. Однако некоторые важные черты к этому моменты еще не были выработаны, они продолжали разрабатываться, частично в ранних конституциях штатов, частично в Федеральной Конституции. Например, разделение властей к этому периоду не было новой идеей, но теория не соотносилась полностью с практической деятельностью политических институтов. Американская политическая мысль не знала еще ни бикамерализма, ни независимой исполнительной власти. Идея избрания специального конвента для написания конституции, которую впоследствии одобрит народ на референдуме, еще не была полностью развита – этой деятельностью в основном занимались законодательные собрания. Также концепция использования поправок вместо замены полного документа еще не существовала.
Ранние конституции штатов очень многое сделали для развития каждого из указанных конституционных принципов, хотя некоторые из них полностью развились только в национальной Конституции 1787 года. Каждая из этих конституций определяет политическую систему (институты для принятия коллективных решений) и политическую культуру (желательный образ жизни, формирующий систему). Что интересно, каждый документ выражает поразительную изобретательность, но во всех мы находим определенную общность институтов и описания политической культуры. Первые восемнадцать конституций штатов содержат следующие институты: 1)двухпалатная легислатура; 2)прямые народные выборы нижней палаты; 3)избирательное право у белых мужчин; 4)прямые народные выборы в Сенат; 5)ежегодные выборы в нижнюю палату и Сенат; 5)легислатура избирает главу исполнительной власти; 6)имущественные цензы для избирателей; 7)билли о правах.
Указанные сходства конституций позволяют нам вычленить усредненную форму правительства, создаваемого конституциями штатов. Пожалуй, самой сильной отличительной чертой является наличие двухпалатной легислатуры, занимающей главенствующее положение в правительстве. Глава исполнительной власти обычно избирался законодательным собранием и был очень слаб в политическом смысле. Суды подчинялись легислатуре, тогда как в колониальный период они подчинялись главе исполнительной власти. В общем и целом, конституционная система хотя и была уже во многом разработана, не отличалась достаточной сбалансированностью, штатам требовалась новая конституционная система.
2.2 «Отцы-основатели» конституции
«Отцы-Основатели» - так в Соединенных Штатах иногда называют всех тех, кто принимал участие в Войне за независимость, однако наиболее часто это высокопарное словосочетание применяется для обозначения архитекторов независимого государства, в том числе и тех, кто создал американскую конституцию. Самыми популярными среди «отцов-основателей»[3] героями американской истории являются Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон.
Биография Джорджа Вашингтона (1732—1799) уже в первые десятилетия существования США обросла легендарными подробностями. Первый президент стал символом нации, и поэтому понятно желание американцев превращать Вашингтона из просто достойнейшего согражданина в безгрешного праведника.
Отец Вашингтона владел землей по берегам рек Потомак и Раппааннок. Разбитые на ней табачные плантации обеспечивали семье безбедную жизнь. Раз в год к их владениям по Потомаку поднимался английский корабль, принимавший на борт груз табака и доставлявший на плантацию все необходимое из Англии. Жизнь в господском доме была сосредоточена на делах плантации. Так было по всей Виргинии, где жилища плантаторов были разделены большими расстояниями и люди жили довольно изолированно от событий в большом мире, узнавая о происходящем в основном от редких гостей.