Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:24, контрольная работа
1.Конституция США: принятие, форма, особенности, конституционный контроль и внесение поправок
США стали первым в мире государством, в котором были приняты документы, официально именовавшиеся конституцией. Первоначально это произошло в каждом из 13 штатов, бывших английскими колониями, в процессе их борьбы за независимость от Короны. Затем после их объединения и образования нового единого крупного государства — США — была принята американская Конституция, действующая с поправками до настоящего времени.
1.Конституция США: принятие, форма, особенности, конституционный контроль и внесение поправок
США стали первым в мире государством, в котором были приняты документы, официально именовавшиеся конституцией. Первоначально это произошло в каждом из 13 штатов, бывших английскими колониями, в процессе их борьбы за независимость от Короны. Затем после их объединения и образования нового единого крупного государства — США — была принята американская Конституция, действующая с поправками до настоящего времени. Это старейший из всех существующих сета основных законов. Данная Конституция была принята Конвентом, собравшимся в Филадельфии в мае 1787 года. В работе вента приняли участие 55 делегатов от 13 штатов. Цель принятия Конституции состояла в том, чтобы юридически оформить образование нового независимого государства — Соединенных Штатов Америки — и при этом установить такое его устройство, 'рое сделало бы невозможным произвол в отношении человека. Конституция США (далее — Конституция) была принята Конвентом 17 сентября 1787 года и после ратификации необходимым числом штатов вступила в силу 4 марта 1789 года, первоначально Конституция состояла из преамбулы и семи статей. Преамбула указывает цели принятия Конституции (образование более совершенного союза, утверждение правосудия, течение внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию, обеспечение свободы), а также источник, от которого она исходит (Мы, народ...). Американские суды не признают за преамбулой нормативного значения. Первая статья регламентирует статус Конгресса США, то есть федерального парламента. Во второй статье определен статус Президента США. Третья статья посвящена вопросам организации судебной власти федерации. В четвертой регулируются вопросы федерализма. Пятая статья устанавливает процедуру изменения Конституции. Две последние статьи имеют преимущественно значение переходных и заключительных положений.
Основные особенности Конституции заключались в том, что она впервые учредила пост выборного Президента как главы государства, установила президентскую республику в качестве формы правления, регламентировала систему сдержек и противовесов как механизм реализации принципа разделения властей, закрепила федеративную форму территориального устройства. Конституция является строго функциональной. Она не содержит общих, абстрактных принципов, программных положений. Но такие принципы нередко выводятся из конституционных норм.
Структурно Конституция США включает сегодня преамбулу, 7 статей и 27 поправок и представляет собой весьма лаконичный документ. При этом преамбула ни судами, ни доктриной в качестве составной части Конституции не признается. В ней обозначены источник, от которого исходит Конституция ("Мы, народ..."), а также цели принятия последней (образование более совершенного Союза, утверждение правосудия, обеспечение внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию и обеспечение благ свободы).
Именно с целью обеспечения благ свободы "отцы-основатели", как в 1918 г. назвал разработчиков Конституции сенатор, а затем Президент США Уоррен Гардинг, стремились организовать власть в новом государстве таким образом, чтобы в максимально возможной степени оградить человека от ее произвола, поставить преграду деспотическому правлению. В качестве основного средства достижения указанных целей Конституция признала принцип разделения властей, причем действующий как "по горизонтали", так и "по вертикали". Особая заслуга "отцов-основателей" состоит в том, что они существенно развили содержание упомянутого конституционного принципа по сравнению со считавшейся в то время классической трактовкой французского просветителя Шарля Л. Монтескье, дополнив его доктриной, получившей название системы сдержек и противовесов (checks and balances). Юридической моделью реализации идеи разделения властей с использованием системы сдержек и противовесов явилась установленная Конституцией США впервые в истории президентская республика. Наряду с разделением властей ключевыми, концептуальными идеями Конституции явились федерализм и судебный контроль, включивший вскоре и проверку конституционности правовых актов. Как утверждают американские исследователи, перечисленные принципы представлялись "отцам-основателям" настолько самоочевидными и бесспорными, что они не получили прямого словесного закрепления в тексте Конституции, пронизывая, однако, все ее содержание*.
В Конституции наряду с организацией власти регулируются вопросы обеспечения стабильности и верховенства самой Конституции, а также фрагментарно некоторые вопросы правового статуса человека и содержатся переходные положения. Первые три статьи определяют статус федеральных органов государственной власти: Конгресса (ст. I), Президента (ст. II) и Верховного суда (ст. III). Вопросы федерализма урегулированы в основном ст. IV. Наконец, три заключительные статьи посвящены по большей части самой Конституции. Статья V регламентирует процедуру принятия поправок к Конституции, ст. VI содержит гарантии верховенства и высокого политического авторитета Конституции (необходимость принесения присяги о ее соблюдении всеми парламентариями, а также должностными лицами исполнительной и судебной власти страны). Что же касается ст. VII, то она представляет сегодня лишь исторический интерес, устанавливая порядок ратификации Конституции штатами, а также удостоверяя ее юридическую легитимность. Изменение Конституции США осуществляется в отличие от конституций многих других стран путем добавления к ней поправок, не инкорпорируемых в ее текст. Обратим внимание читателя на то, что каждая публикация текста статей Конституции и поправок к ней включает все, в том числе недействующие (измененные или отмененные) ее положения*. Поправки публикуются отдельно — после статей первоначального текста, в хронологическом порядке — каждая под соответствующим порядковым номером.
* Правда, в официальных изданиях
Конституции указывается в
В действующих ныне поправках регулируются вопросы правового положения человека, в том числе избирательного права, некоторые вопросы формирования и организации деятельности государственных органов, соотношения полномочий федерации и штатов. Первые 10 поправок, вступившие в силу в 1791г., провозглашают важнейшие права человека и гражданина, а также их юридические гарантии. Поэтому по аналогии с одним из основополагающих актов британской конституции, принятым на столетие ранее, их именуют Биллем о правах.
Конституция США в ст. V предусматривает весьма сложную процедуру внесения поправок,
являясь одной из самых жестких в мире. Поправка принимается 2/3
1) Конгресс — легислатуры;
2) Конгресс — конвенты;
3) Конвент — легислатуры;
4) Конвент — конвенты.
До сих пор на практике все поправки, кроме одной, вносились по первой из этих процедур. Исключение составила XXI поправка, отменившая "сухой закон", введенный XVIII поправкой, — она была принята Конгрессом и ратифицирована конвентами штатов.
Сверхжесткий порядок изменения Конституции США 1787 г., установленный для придания ей стабильности, в сочетании с проведением политики воспитания у населения уважения к своему высшему закону, несомненно, достиг своей цели. Более чем за 200-летнюю историю США в Конгресс было внесено около 5 тыс. поправок к Конституции. Из них палатами одобрены 33, а были ратифицированы, как известно, 27, из которых 26 действуют. Как видно, наиболее сильной "фильтрации" проекты поправок подвергаются Конгрессом. Однако и ратификация штатами представляет собой весьма серьезный барьер на пути внесения поправок. Истории развития американской Конституции известны примеры, когда ратификация поправки затягивалась на десятилетия и даже века. Своеобразный рекорд здесь принадлежит XXVII поправке, запрещающей парламентариям увеличивать собственное жалованье: соответствующий закон может вступить в силу только после очередных выборов нижней палаты. Поправка была принята Конгрессом по предложению Дж. Мэдисона в 1789 г., а ратифицирована необходимым числом штатов и вступила в силу лишь 7 мая 1992 г. Таким образом, процесс ратификации занял 203 года. Чтобы исключить подобную практику, Конгресс с 1917 г. стал обычно устанавливать сроки для ратификации. Если требуемое число штатов за отведенное время не одобрит поправку, она считается отклоненной ими. Так произошло, например, с принятыми Конгрессом в 1972 и 1978 гг. соответственно поправками о равноправии мужчин и женщин и о придании федеральному округу Колумбия статуса штата.
Некоторые действующие поправки были ратифицированы рядом штатов гораздо позже того момента, когда они вступили в силу. Так, штаты Массачусетс, Джорджия и Коннектикут ратифицировали Билль о правах лишь к 150-й годовщине его одобрения Конгрессом — в 1939 г.
Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма. Это основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т. д. Перечисленные пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие "живой конституции", соответствующей жизненным реальностям современного мира. Особенно важной являетсядеятельность судов, прежде всего Верховного суда США, по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой ее положения подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам. Не имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более конституционные нормы, именно суды тем не менее играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции.
Известный французский правовед Рене Давид отмечал, что без учета судебного толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом невозможно понять ни одного положения Конституции, в частности, решить вопрос о том, соответствует ли ей тот или иной закон*.
* См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 300.
По выражению Г. Э. Хьюза, возглавлявшего Верховный суд США с 1930 по 1941 г., "Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи"*. Толкование судьями Конституции, как уже отмечалось, позволяет приспособить ее положения к изменяющимся историческим условиям, сообщает ей гибкость и эластичность. Истории известны случаи, когда такая интерпретация по прошествии некоторого временного промежутка изменялась до противоположности, что, впрочем, отражало изменение и развитие самого общества. При этом вручение права интерпретации конституционных норм профессионалам — юристам высочайшего класса, к тому же пользующимся в обществе большим авторитетом и независимостью, снижает до минимума опасность произвола и злоупотреблений при его осуществлении. Впрочем, огромная роль судов в формировании норм конституционного права вызывает у некоторых исследователей возражения**.
* См.: Corwin's E. S. The Constitution and What It Means Today. Princeton, 1978. P. 1.
** См.: Bork R. H. The Temptation of America. The Political Reduction of the Law. N. Y., 1978. P. 144.
В понятие "живой конституции" доктрина также нередко включает не только формальные источники конституционного права, но и конституционное поведение, т. е. добровольное следование высшему закону, причем не только его букве, но и духу, которое предполагает прежде всего укоренение в общественном сознании идеи незыблемости прав человека. Без этого Конституция не имела бы никакой ценности и смысла.
Конституция США положила начало современному пониманию конституции как в материальном, так и в формальном смысле. С одной стороны, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. С другой — особая значимость данного документа обусловила наличие у него и специфических формально-юридических признаков: наивысшей юридической силы, а также усложненного порядка изменения по сравнению с иными правовыми актами, в том числе законами. Для подавляющего большинства конституций различных стран мира характерно сочетание указанных материально-правовых и формально-правовых признаков. Поэтому все их, в известном смысле, можно считать потомками Конституции США 1787 г.
Однако не только и, пожалуй, не столько форма американской Конституции, сколько ее содержание способствовало распространению доктрины и практики конституционализма во всем мире. Эта ее роль есть предмет особой гордости американцев. Признавая свою Конституцию, возможно, самой "важной статьей экспорта США"*, американцы и внутри страны всемерно поддерживают ее высокий престиж и авторитет. Об этом красноречиво свидетельствуют многие обстоятельства политико-правовой действительности США. Так, все парламентарии, должностные лица судебной и исполнительной власти, как Союза, так и штатов, включая Президента США, при вступлении в должность дают присягу или торжественное обещание соблюдать Конституцию (ст. II, VI). Процесс натурализации в качестве необходимых предварительных условий предусматривает, в частности, проверку "понимания основных принципов Конституции США", а также принесение присяги, декларирующей "поддержку Конституции Соединенных Штатов и выступление в ее защиту от любых внешних и внутренних врагов".
Президент США - глава государства Соединенных Штатов Америки. Он же является главой исполнительной власти федерального правительства и главнокомандующим Вооруженными силами США.Полномочия Президента оговорены второй статьей Конституции США. Президент имеет право: